РАССУДОК, РАЗУМ, РАЦИОНАЛЬНОСТЬ. 6 страница свободы" (19, с. 20). Свобода и полное сознавание - слишком опасные цен- ности для невротической личности, которая предпочитает гораздо комфортнее устроится в жизни посредством конт- роля. Разумеется, чем более значимым является объект, тем более полным должен быть контроль. Поэтому наибо- лее жестким бывает контроль над своими чувствами, жела- ниями, потребностями, а также над Значимыми Другими. В отличие от любых объектов внешнего мира другой человек в поле восприятия всегда представлен как ТЫ. Если, конеч- но, не присутствует проекция (приравнивающая ТЫ к Я), интроекция (превращающая ТЫ в ОНО внутри меня), слия- ние (Я растворяется в МЫ), ретрофлексия (разделяющая на Я и не-Я), дефлексия (поблизости вообще никого нет, никакого ТЫ не существует). Наверное, самый простой спо- соб взаимодействия Я и ТЫ содержится в знаменитой "Мо- литве гештальтиста": Я - это я, а ты- это ТЫ. Я делаю свое дело, а ты свое. Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, А ты живешь не для того, чтобы соответствовать моим. И если мы случайно нашли друг друга, это прекрасно. Если нет - ничего не поделаешь. Но большинство людей не знают этой молитвы, и с утра до вечера озабочены только одним - как удержать контроль над своими близкими и друзьями, как сделать его еще более эффективным? Желание контролировать свойствен- но прежде всего тем, кто не чувствует себя в безопасности. Но люди, которые достигли особых успехов в стремлении кон- тролировать Других, обычно очень несчастны. Стоит лишь вспомнить о чувствах, которые возникают, когда кто-нибудь пытается контролировать Вас. На самом деле любить челове- ка - значит давать ему достаточно свободы для собствен- ного роста и развития. Любовь, как и нравственность, на- чинается там, где кончаются рамки запретов и предписа- ний - а человек все-таки любит, не убивает и не крадет, хотя его никто не контролирует и не накажет за невыпол- нение обета. Как замечает Дж.Рейнуотер, возлюбленные, которые вольны уйти, всегда возвращаются, возлюблен- ные, которые вольны в своих чувствах, всегда интересны. И мужчина, который приходит к Вам по своему желанию, скорее будет держать Вас всю ночь в своих объятиях, чем тот, которому просто негде спать (13). Самые крайние формы контроля являются настоящим шантажом, это болезнь и угроза самоубийством. Я думаю, многие люди сталкивались с таким поведением со стороны своих близких. Время от времени об этом заходит речь на группах гештальта, и поразительно то огромное чувство ви- ны, которые испытывает шантажируемая сторона. Во мно- гих случаях дело обстоит так, как будто шантажист имеет право на то, что он делает. Вот пример: В одной из учебных групп своим невротическим поведе- нием привлекала внимание молодая женщина (Татьяна P.). От нее, что называется, разило неблагополучием, но при этом она ни разу не захотела рассказать о своих проблемах. В групповой работе наиболее часто выражаемыми чувства- ми у нее были гнев, ярость и агрессия, причем направлен- ные строго на участников-мужчин. Подводя итоги очеред- ного занятия, терапевт однажды сказала о своем чувстве неудовлетворенности тем, что делает Татьяна и спросила, верна ли ее догадка, что ей самой это не нравится. После этого Татьяна пришла на индивидуальную встречу с тера- певтом, где рассказала следующую историю. Более двух лет назад у нее начался роман с молодым человеком, Алек- сандром Т. Отношения поначалу складывались очень хоро- шо, хотя у Александра были, как она выразилась, "некото- рые трудности в постели". В течение года они "были очень счастливы", а затем с обеих сторон началось постепенное охлаждение. Татьяна обладала властным характером, любила командовать, а бо- лее мягкий Саша подчинялся. Этот привычный паттерн от- ношений не .нравился ни ему, ни ей - клиентка называла Александра рохлей и слабаком, он, естественно, обижался, приятели посмеивались... К тому же завершилась работа, которая раньше их объединяла, интересы все больше рас- ходились, общих ценностей осталось мало. Было очевидно, что отношения исчерпали себя. И тут, по словам Татьяны, Саша повел себя более чем странным образом: он настаивал на продолжении связи, так как в качестве сексуальной партнерши Татьяна ему "идеально подходила". Разговоры о разрыве быстро выро- дились в серию бурных скандалов, в ходе которых Алек- сандр упрекал клиентку в том, что она "сделала его импо- тентом, а теперь хочет бросить". Татьяна злилась, говорила ему "ужасные гадости", и в то же время чувствовала свою вину. Александр обратился к сексопатологу, особого толку из этого не вышло, и в конце концов он стал угрожать Тать- яне самоубийством, если она его бросит. Эта ситуация и стала предметом обсуждения. Т: Как Вы сами воспринимаете сложившуюся ситуацию? К.Ї Вообще все это ужасно и позорно. Я его видеть не могу, особенно когда начинается это нытье о "подорванном здоровье". Никогда в жизни не подумала бы, что мужик мо- жет так себя вести. А самое противное - что любой, самый грандиозный скандал тут же прекращается, стоит мне лечь с ним в постель. Ts Как бы Вы хотели поступить? К: Самое горячее желание - не видеть его никогда в жизни. Временами он меня так донимает, что я бы его уби- ла, честное слово. Но в то же время я понимаю, что ом во многом прав - это жизнь со мной его таким сделала. Ко- нечно, я сама во многом виновата, хотя и он хорош-лучше некуда. Т: Но, если судить по Вашему поведению, Вы не очень-то стремитесь к полному разрыву. Что же мешает Вам уйти, если этого так хочется? К: Понимаете, я ведь во всей этой истории выгляжу тоже не лучшим образом. Его обвинения не то чтобы совсем справедливы, но в них есть доля истины. Т: Вы испытываете вину? Расскажите о своем чувстве подробнее. К: Сейчас я скажу одну странную вещь. Когда он грозит- ся с девятого этажа прыгнуть, я понимаю, что это я его довела. И говорю ему такое, что действительно прыгать впору. Получается, что я ему мщу за то, что он по моей вине несчастен. Он, наверное, прав, когда говорит, что я - ис- чадие ада. Т: Вы мстите сознательно? К: Практически да. Иногда мне прямо хочется, чтобы он, наконец, прыгнул - и все это закончилось. Но, с другой стороны, все эти угрозы - скорее всего, пустой звук. Но как он вообще смеет мне угрожать! Одним словом, ситуа- ция безвыходная. Конечно, Вы, наверное правы - надо уйти. Но ведь он способен нарочно что-нибудь с собой сде- лать, чтобы я потом всю жизнь себя злодейкой чувствовала. Т: Мы недавно разбирали в группе ситуации такого рода. К: Да, я прекрасно понимаю, что это самое что ни на есть невротическое слияние. Но у меня проблема не в том, чтобы из такого слияния выйти. Тут другое. Я, между про- чим, себя давно "отдельно" чувствую, за исключением тех ситуаций, когда он грозится покончить с собой. Тут дело даже не в нем, а в том, что я окончательно стану стервой, если брошу его, а после этого что-нибудь случится. Т: Если он решится прыгнуть? К: Дело в том, что он ведь прав: я веду себя так, чтобы всячески подтолкнуть его к самоубийству. Я уже сказала ему, что с ним в постель ни одна женщина не ляжет - за версту видно, что он импотент. И пожелала, чтоб на всю жизнь таким остался. Так что на счет стервы я себя не об- манываю. Конечно, я стерва а он - мой крест. Т: Будете нести? К: Может быть, буду. А может, пусть прыгает - собаке со- бачья и смерть. Должен же кто-то в этом мире быть стервой. Т: Может быть, есть смысл рассказать об этом в группе? К: Ну да, выразить и отреагировать свои чувства. Нетуж, "сама садик я садила, сама буду поливать, сама милого любила, сама буду забывать". Вышеприведенный отрывок свидетельствует о том, что Татьяна попала в ловушку шантажиста Саши и чувствует себя загнанной в угол. Понятно, почему ее переполняют гнев и ярость. Попытка выработать стратегию совладания сводится к стремлению быть столь же эффективной в аг- рессии, как ее партнер - в контроле. Выбранные Татьяной и Александром способы взаимодействия образуют замкну- тый порочный круг: агрессивное отрицание "подпитывает" контроль, который, в свою очередь, вызывает еще большую агрессию, выплескивающуюся в том числе и на посторон- них. Нежелание Татьяны принять помощь и поддержку груп- пы показывает, насколько глубоко она вовлечена в этот круг. Ее поведение - причудливый конгломерат самых раз- нообразных невротических защит, среди которых наиболее очевидны слияние и ретрофлексия. Терапевтическая помощь была направлена на то, чтобы Татьяна ощутила свое слияние не только с Александром, но и с порождаемыми невротической виной агрессивными им- пульсами. Терапевт помог ей осознать причины собствен- ного гнева и порождаемых им провокаций ("Прыгай, если хочешь доказать, что ты не слабак!"). Ретрофлексирующее поведение ("если я буду продолжать... , то стану стервой") постепенно сменилось открытым и спонтанным, Татьяна осознала "отдельность" Саши в рамках классической фор- мулы "Я это Я, а ТЫ - это ТЫ". Она перестала побуждать его к действиям в рамках прежней модели "кто кого". Ус- лышав в ответ на свои угрозы спокойный, адекватный ответ "Ты можешь делать все, что хочешь, а я буду жить своей жизнью", Александр понял, что утратил свою власть шанта- жиста. Ссоры, сопровождаемые угрозами и оскорбления- ми, прекратились вместе с отношениями, которые уже дав- но были сведены к серии скандалов. Татьяна стала менее невротичной, из ее поведения исчезли немотивированная агрессия и гнев. Кроме описанных выше крайне жестких форм контроля существуют и другие, помягче. В большинстве случаев лю- ди пытаются контролировать друг друга с помощью просьб и требований. Сами по себе требования и просьбы вполне уместны в межличностных отношениях, но если у них име- ется скрытая подоплека, они превращаются в изощренные способы манипуляции поведением и чувствами других. Хотя, казалось бы, просьба сама по себе - простое дело, далеко не каждый умеет просить. Для некоторых людей, на- пример, просьба есть выражение своей слабости и неполно- ценности. Попросить - значит "потерять лицо", а уже если просьба не будет выполнена... Даже самые простые прось- бы они облекают в форму суровых, категорических требо- ваний, так что близкий, охотно исполнивший бы просьбу и так, оказывается вынужден это сделать. Другие боятся про- сить о чем-либо в ситуации, когда у них нет уверенности в том, что просьба будет обязательно выполнена. Отказ в ответ на просьбу приравнивается к отвержению. Просящий чувст- вует себя униженным и задетым, страдает его самооценка. Такое часто встречается, например, в супружеских отноше- ниях, когда муж или жена, отказывающие в просьбе, момен- тально слышат обвинение "значит, ты меня не любишь". Для невротика страх возможного отказа, сопровождаю- щий просьбу, может быть настолько сильным, что он вооб- ще не решается просить. Тогда он пытается выразить свое желание намеком, и вот уже новое горе - намек оказыва- ется непонятым. Порой для понимания желаний и скрытых просьб супруга или супруги второму участнику отношений требуется прямо-таки чтение мыслей. При этом зачастую скрытые намеками просьбы накапливаются до тех пор, пока чаша обиды на нечуткого мужа или эгоистку-жену не ока- зывается переполненной, и разражается ссора такого эмо- ционального масштаба, о котором говорят: "Последняя со- ломинка сломала спину верблюда". Большинство невротически окрашенных просьб оказы- ваются на самом деле скрытыми требованиями. Чем отли- чается требование от просьбы? Просьба в равной степени предполагает ответ как "да", так и "нет", а требование, если оно, конечно, справедливое, должно быть выполнено. Лю- бой невротик-манипулятор регулярно практикуется в искус- стве эмоционального вымогательства. Просьба-требова- ние как бы предполагает, что отказ ее выполнить равноз- начен признанию партнера в своей несостоятельности, в отсутствии уважения и любви. Нередко для истеричной же- ны отказ мужа выполнить очередной ее каприз - прямое предательство, зачеркивающее саму суть их отношений. "Значит, ты меня больше не любишь, если... (не вынес му- сор, опоздал к ужину, забыл купить молока, пошел в субботу на футбол, пригласил на день рожденья этого Серова, не вытер ноги и даже - твоя мамочка не понимает, что в ее возрасте в отпуске следует сидеть с внуком, а не рваться в санаторий неизвестно (вариант - известно) зачем". Еще один невротический вариант реакции на просьбу заключается в том, что человек, к которому обращаются, делает не то, о чем его просят, а то, что он сам считает нужным и полезным для просителя. Об этом рассказывает- ся в средневековой китайской истории "Тушечница "Глаз морской чайки": Ученый по имени Лу Фэнь, проходя однажды по рынку, увидел красивый старинный сосуд для туши. На его повер- хности была выпуклость, похожая на птичий глаз - черная сердцевина, обрамленная ажурным бледно-желтым обод- ком. Лу Фэнь понял, что это знаменитая тушечница "Глаз морской чайки", и загорелся желанием ее купить. Но цена оказалась слишком высокой, и ученый поспешил за день- гами. Придя домой, он дал своему ученику нужную сумму и велел немедленно купить тушечницу. Тот вскоре вернулся и протянул учителю покупку. Лу Фэнь радостно бросился к ней и вдруг замер: это была совсем другая тушечница. - Почему ты купил не то, что я просил? - сказал он. - Ты, верно, ошибся? Ведь на той тушечнице должен был быть выступ в виде птичьего глаза. - Ах, вот Вы о чем, - ответил ученик. - Действительно, была на поверхности какая-то неровность. Я решил сделать Вам приятное, и за собственные деньги велел стесать ее. Теперь тушечница выглядит аккуратно, она достойна Вас, учитель. -Эх, ты... - только и сказал Лу Фэнь. Свободный ответ на просьбу невозможен и в том случае, когда отношения между людьми регламентированы скры- тым контрактом. Такой контракт - это неосознаваемый свод правил, регулирующих взаимоотношения на основе ряда принципов: "так всегда было", "теперь моя очередь", "это не женское дело", "на первом месте - интересы детей" и т.п. Возьмем, например, семью, где принято решать про- блемы серией взаимных уступок. Муж, который согласился зимой в субботу съездить на дачу и проверить, все ли там в порядке, рассчитывает, что воскресенье он имеет право провести на рыбалке или за игрой в преферанс с прияте- лями. Он отказывается ("теперь моя очередь") помочь жене переставить мебель на кухне и в гостиной и отправляется к друзьям. Вернувшись домой, он находит жену в полуоб- морочном состоянии - она все-таки передвинула мебель, хотя "это не женское дело". Взывать к справедливости бес- полезно - во-первых, он просто обязан делать перестанов- ку ("так всегда было"), во-вторых - "на первом месте до- лжны быть интересы детей", и этот шкаф давно пора было переставить из спальни в коридор, чтобы передвинуть кро- вать дочери подальше от окна. Муж попал в ловушку, а жена может как минимум недели три считать, что теперь-то уж "ее очередь". Молодожены обычно не склонны обсуждать скрытые контракты, которые они, как правило, наследуют из роди- тельской семьи. Но если мать мужа педантично следит за чистотой в доме, отец же считает, что свой досуг мужчина должен проводить на диване у телевизора, а в семье жены домашние обязанности выполняют все понемногу, а порой и никто - "ничего страшного, постоит до субботы", то мо- лодым лучше с самого начала обсудить, кто будет готовить, кто - мыть полы или гулять с собакой, и кто виноват в ситуации, когда муж опаздывает на работу, а в доме - ни одной чистой рубашки. В гештальт-терапии совершенно особый подход к пробле- мам любви и супружеского счастья. Любовь понимается как свободное, ничем не стесненное присутствие Другого в поле восприятия. Невротик, не способный допустить свободу Дру- гого, реагирует на его присутствие искажением контактной границы (проекция, слияние, ретрофлексия), отводя ему под- властное место внутри себя (М.П.Папуш, 1992). Он пытается влиять на поведение Другого, не умея попросту наслаждаться его присутствием здесь и сейчас. Невротик постоянно за- нят-манипуляцией, тревогой, сомнениями, мысленными иг- рами, а ведь для любви нужна праздность! И здесь мы выходим в экзистенциальную плоскость геш- тальта, рассматривая его уже не как технику, а как способ жизни. Как пишет Джон Энрайт в своей замечательной кни- ге "Гештальт, ведущий к Просветлению", гештальт - это не набор техник, а основа бытия. "Не то, что вы делаете, де- лает вас гештальтистом, а цели, с которыми вы делаете нечто. Еще точнее, даже не цели, а состояние сознания, в котором вы делаете то, что вы делаете...Задача гештальта - в расширении сознания, в большей интеграции, в большей целостности, большей внутриличностной коммуникации. Все, что делается с подобными целями, - это гештальт. Все, что делается с другими целями, - нет" (19, с. 101). Гештальт как основа бытия предполагает смелость жить подлинной жизнью, подлинной - в смысле способности ре- шить задачу, которую в древности называли спасением. Те- перь мы предпочитаем говорить о самоосуществлении, по- иске и обретении смысла жизни, самотрансценденции - выходе за пределы самого себя. Как говорит в своих "Лек- циях о Прусте" М.К.Мамардашвили, это возможно лишь при условии того, что человек способен поставить себя на кар- ту, ввязаться: "Ты достоверно присутствуешь, будучи пос- тавлен на карту. И только в свете этой достоверности все, что можно с нею сопоставить, соотнести, может получить признак истинности"(5, с. 14). Подлинная жизнь возможна лишь как достоверное присутствие, маркированное осво- бождающей радостью - радостью свободного состояния, возникшего из твоей же собственной жизни, которая как бы всплывает в тебе, очищенная и ясная. Такую радость опи- сывает, например, Марсель Пруст в знаменитом эпизоде из "Поисков утраченного времени", когда Марсель, окунув в чашку чая печенье "мадлен", испытывает ощущение пол- ноты бытия: Как только чай с размоченными в нем крошками пирож- ного коснулся моего неба, я вздрогнул: во мне произошло что-то необыкновенное. На меня внезапно нахлынул бес- причинный восторг. Я, как влюбленный, сразу стал равно- душен к превратностям судьбы, к безобидным ее ударам, к радужной быстролетности жизни, я наполнился каким-то драгоценным веществом; вернее, это вещество было не во мне - я сам был этим веществом. Я перестал чувствовать себя человеком посредственным, незаметным, смертным. Откуда ко мне пришла всемогущая эта радость? Я ощущал связь между нею и вкусом чая с пирожным, но она была бесконечно выше этого удовольствия, она была иного про- исхождения. Так откуда же она ко мне пришла? Что она означает? Как ее удержать?"{ 12, с.42). Это одна из лучших литературных иллюстраций гешталь- та как жизни "здесь и сейчас", и весь роман Пруста - вдох- новенный гимн, кропотливое и заботливое описание радос- ти существования. Испытать ее не так просто, как кажется. Дать достойный ответ на вопрос "Как твоя жизнь здесь и теперь?" может только ангажированный жизнью, неистово вовлеченный в нее, поставивший себя на карту человек. Ощущение полно- ты жизни недоступно тому, кто не заполнил собой экзис- тенциальную пустоту бытия. Это очень старая истина, еще Данте в "Божественной комедии" говорил, что самый го- рестный удел достается на долю тех, кто не способен жить по-настоящему, на долю безразличных, которые не греши- ли, но и добра не делали. Иными словами, если ты решился жить, то тем самым поставил себя на карту: судьба, малая или великая, должна быть испытана, а иначе - пустое, бес- цельное существование - "и с тех пор все тянутся передо мною глухие, пыльные окольные тропы". Действительно, окольной тропой жизнь не обойдешь. Правда, можно попытаться построить жизнь на системе ком- промиссов между любыми противоположностями, чередуя, так сказать, уклонение и слияние, проекцию и интроекцию, можно попробовать заменить контактную границу между собой и миром эдакой мембраной, уравнивающей напряже- ние по обе стороны от себя. Этот невротический механизм можно назвать выхолащиванием или остужением. Самое луч- шее из известных мне описаний такой стылой жизни принад- лежит швейцарскому писателю Герману Гессе, который на- зывает данный способ существования мещанским: Он (мещанин - Н.К.) пытается осесть посередине между крайностями, в умеренной и здоровой зоне, без яростных бурь и гроз, и это ему удается, хотя и ценой той полноты жизни и чувств, которую дает стремление к безоговороч- ности, абсолютности, крайности. Жить полной жизнью можно лишь ценой своего Я. А мещанин ничего не ставит выше своего Я (очень, правда, недоразвитого). Ценой пол- ноты, стало быть, он добивается сохранности и безопас- ности, получает вместо одержимости Богом спокойную со- весть, вместо наслаждения - удовольствие, вместо свобо- ды - удобство, вместо смертельного зноя - приятную тем- пературу. Поэтому мещанин по сути своей - существо со слабым импульсом к жизни, трусливое, боящееся хоть сколько-нибудь поступиться своим Я, легко управляемое. Потому-то он и поставил на место власти - большинство, на место силы - закон, на место ответственности - про- цедуру голосования (3, с. 238). Гештальт как основа бытия - очень простая вещь. Это способность увидеть мир таким, как он есть, испытывая радость от каждой минуты существования в нем, не закры- ваясь от жизни ни страхом, ни надеждой на то, что все может измениться само по себе, без нашего участия. Какой невротический защитный механизм ни избрала бы лич- ность, он не совместим с подлинной, настоящей жизнью. "Реальный мир, - пишет М.К.Мамардашвили, -лишь тот, который есть сейчас, теперь и полностью, и этой полноты нельзя бояться; если боишься - мира не увидишь. Как го- ворили латиняне: hie et nunc - здесь и теперь. И в этом мире невозможна вчерашняя добродетель (греки говорили, что на вчерашней добродетели нельзя пристроиться спать); ничего нельзя перекладывать на завтра" (5, с. 30). Гештальт как техника - это различные способы сознава- ния "здесь и теперь" - того, что есть, и себя самого как пер- вичной реальности бытия. Практически каждая техника или упражнение в гештальте учат такому полному, чистому и яс- ному сознаванию, позволяющему (я думаю, что это главное в гештальт-терапии) почувствовать, ощутить неповторимую прелесть и ценность каждого мгновения, понять то, что знал о мире еще Гераклит: нельзя дважды войти в одну и ту же реку, на входящего во второй раз текут уже новые воды. ЛИТЕРАТУРА 1. Бубер М. Два образа веры. - М., 1995. - 464 с. 2. Встреча с Декартом / ред. В.А.Кругликов, Ю.П.Сеноко- сов. - М., 1996. - 438 с. 3. Гессе Г. Степной волк. Собр. соч. в 4-х т.- СПб 1994 -Т. 2, с. 190-398. 4. Гингер С. Что такое гештальт? - СПб, 1996. - 41 с. 5. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте. - М 1995 - 548 с. 6. Мурасаки Сикибу. Повесть о Гэндзи (в 5-ти томах) - М" 1993. 7. Папуш М.П. Работа с субличностями в гештальт-тера- пии 1 Московский психотерапевтический журнал 1994 № 3, с. 165-186. 8. Папуш М.П. "Я" и "ТЫ" в гештальт-терапии: аксиологи- ческий анализ концепции невротических механиз- мов 1 Московский психотерапевтический журнал 1992 № 2, С.41-57. 9. Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра. - СПб 1995 - 448 с. 10. Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии - М 1996.-235 с. 11. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт- терапия. - М., 1997. - 272 с. 12. Пруст М. /70 направлению к Свану. - М., 1992. - 368 с. 13. Рейнуотер Д. Это в ваших силах. - М., 1993. - 240 с. 14. Робин Ж-М. Фигуры гештальта / Московский психоте- рапевтический журнал, 1994, № 3, с. 25-52. 16. Саймон P. Один к одному. - М., 1996. -215 с. 17. Хломов Д.Н. Гештальт-терапия как практическая филосо- фия 1 Московский психотерапевтический журнал 1994 № 3, с. 17-24. 18. Хрестоматия по гуманистической психотерапии / сост. М.П.Папуш.-М,,1995.-302 с. 19. Энрайт Д. Гештальт, ведущий к просветлению - СПб 1994. -141 с. Глава 4 КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ: РАССУДОК, РАЗУМ, РАЦИОНАЛЬНОСТЬ. В предметном поле отечественной психотерапии много необычного и парадоксального. Как и живая жизнь, психо- терапевтическая практика развивается по своим законам, следствия которых выглядят иногда неожиданно. Это каса- ется, в частности, степени распространенности и уровня популярности отдельных психотерапевтических направле- ний. Для меня всегда было странным, что когнитивной или рациональной психотерапии в нашей стране повезло гораз- до меньше, чем психоанализу, нейро-лингвистическому про- граммированию или роджерианству. Ведь в бывшем СССР долгие годы главенствовала устойчивая традиция философ- ско-методологической рефлексии, известная как классичес- кая концепция рациональности. Она включала в себя сово- купность норм и методов научного психологического и ме- дицинского исследования, которая - хотим мы того или нет - не только оказывала сильное влияние на существо- вавшие в то время способы психотерапевтической помощи, но и задавала стиль мышления в этой области. Казалось бы, онтология ума должна была породить соответствующую феноменологию практической деятельности, однако этого не произошло. Среди причин относительной непопулярности когнитив- ной психотерапии называют и загадочность русской души, которую простой логикой не возьмешь, и отсутствие у дан- ного направления вычурности, экзотичности, этакой сексу- альной "клубничинки", и оппозиция, в которой находилась психотерапия конца 90-х годов по отношению к академи- ческой психологии, и еще много разного (см.6, с.181-187). Есть и такое мнение о когнитивной психотерапии: "Это шко- лярство, начетничество, занудство. Словом, дидактика |