РАССУДОК, РАЗУМ, РАЦИОНАЛЬНОСТЬ. 8 страница щина чувствует вину не только за подгоревший пирог, но и за дождь, испортивший загородную прогулку. Паранои- дальный директор считает все успехи и достижения своих подчиненных этапами коварного плана, направленного на подрыв его авторитета и грядущее свержение. Тревожная мать не выпускает подростка гулять и готова вести его в школу за руку из-за того, что в газете написали об очеред- ном скачке количества преступлений против несовершен- нолетних. Техника, предназначенная для того, чтобы переубедить клиента в том, что он является центром всех событий, на- зывается децентрацией. Этот процесс особенно успешно происходит в группах, где участники с удивлением убежда- ются в том, что, с одной стороны, проблемы, которые ка- зались им уникальными, довольно типичны, а с другой что- центром мировых явлений, оказывается, считает себя почти каждый. Научившись проверять правдивость своих мнений, до- стоверность и точность умозаключений, клиент становится не только более реалистичным, но и более эффективным. В науке существует понятие валидности - это представ- ление о том, насколько данное правило, закон или формула выражают или описывают именно то, для чего они предна- значены. Скажем, валидность психологического теста оп- ределяется тем, насколько точно он измеряет именно то свойство или качество, которое и должен измерять. Точно так же мнения, оценки и суждения людей об окружающей действительности могут быть валидными или не очень. Иными словами, человека с большими когнитивными нару- шениями, с обилием иррациональных установок можно на- звать психологическим инвалидом, это словосочетание прямо указывает на природу его проблем. Умение не путать мнения с реальностью - важнейшая составляющая психического здоровья и личностного бла- гополучия. Рационально-эмотивная, когнитивная психоте- рапия ставит своей основной задачей формирование про- чного "фундамента" опыта и знания, опираясь на который, человек может руководствоваться разумом и здравым смыс- лом в решении любых, самых сложных проблем, не отягощая свое сознание навязчивыми невротическими мыслями и чув- ствами. Специфика этого подхода такова, что достаточно мощный терапевтический эффект может достигаться даже при простом чтении соответствующей литературы (хотя, ко- нечно, работать с терапевтом всегда лучше, чем учиться по книгам самому). Поэтому в заключение раздела хочется привести поме- щенный в одной из работ А.Бека (см.6, с.64) своеобразный "моральный кодекс законченного невротика", с которым чи- татель может сверить собственные правила и убеждения. Недаром говорится, что худшая из неприятностей - обма- нывать самого себя, а после этого уже легко впасть в любой другой грех: 1 ) Я должен быть самым щедрым, тактичным, благород- ным, мужественным, самоотверженным и красивым. 2) Я должен быть идеальным любовником, другом, ро- дителем, учителем, студентом, супругом. 3) Я должен справляться с любым затруднением легко и с полным самообладанием. 4) Я должен всегда уметь быстро найти решение любой проблемы. 5) Я никогда не должен страдать; я всегда должен быть счастливым и безмятежным. 6) Я должен все знать, понимать и предвидеть. 7) Я должен всегда владеть собой и управлять своими чувствами. 8) Я всегда должен считать виновными себя; я не имею права причинять боль никогда и никому. 9) Я никогда не должен испытывать усталости и боли. 10) Я должен быть всегда на пике эффективности. Даже если личность достаточно далека от подобных тре- бований к себе, в этот список полезно время от времени заглядывать. Просто так, на всякий случай. ЛИТЕРАТУРА 1. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. - М., 1988.-287 с. 2. Зинченко В.П. МерабМамардашвили открывает Декар- та психологам / в кн. "Встреча с Декартом", М., 1996, с. 269-299. 3. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. - М., 1994. - 90 с. 4. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. - М., 1996 - 432 с. 5. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988. - 430 с. 6. Московский психотерапевтический журнал. Спецвыпуск по когнитивной терапии/сост. А.Б.Холмогорова, Н.Г.Га- ранян. - 1996, № 3. - 223 с. 7. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. - М., 1996. - 600 с. 8. Федоров А.П. Когнитивная психотерапия. - СПб, 1991 -20 с. 9. Эллис А. Когнитивный элемент депрессии, которым не- справедливо пренебрегают/МПТЖ, 1994, № 1, с. 7-47. Глава 5 СЕМИОТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОТЕРАПИИ Проблема методологической рефлексии в психотерапии имеет свои особенности. Психотерапия с самого начала сво- его существования имела репутацию дисциплины эклекти- ческой, далекой от академических канонов построения сис- темы научного знания. К тому же парадигма классической рациональности плохо подходит для анализа специфики де- ятельности психотерапевта, точкой приложения усилий кото- рого является пространство внутреннего, субъективного опы- та. Как указывает Владимир Калиниченко, "в составе внутрен- него опыта именно рационально выделяемые очевидные об- разования как раз и позволяют усмотреть фундаментальные характеристики мира "как он есть". Классическая философия ориентирована надесубъективацию внутреннего опыта. В не- классическом уме имеет место ориентация на рефлексию, восстанавливающую субъективность, ее неразложимые це- лостные внутренние переживания" (4, с. 55). Иными словами, в качестве методологической основы психотерапии может выступать лишь такая концепция, которая признает субъекти- визм отправной точкой своих размышлений. Основной целью психотерапевтической деятельности является целенаправленное изменение системы значений и личностных смыслов, представленных в индивидуальном опыте клиента. Такое "переозначение" и "переосмысление" невозможно осуществлять без знания основных законов се- миотики - науки о знаках и знаковых системах. Семиотика вполне может притязать на методологический статус в пси- хотерапии, поскольку ее законы и принципы универсальны по отношению к любым видам знакового содержания, в том числе и того, которое формируется на основе опыта значи- мого общения и межличностного взаимодействия. Понимание психотерапии как совокупности "теоретичес- ких основ и психопрактических механизмов обеспечения Глава написана в соавторстве с И.Г. Тимощуком смысловых трансформаций личностного Я" (А.Ф.Бондарен- ко, 1991), "воздействия, ориентированного на решение глу- бинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства личностных трудностей и конфликтов" (Е.Ю.Але- шина, 1994), "переосмысление культурной и/или первичной травмы" (Е.Л.Михайлова, 1994), "совершенствование внешнего и внутреннего опыта личностного роста" (ЛАПетровская, 1993), включение в предмет психотерапевтической деятельности "не только личности клиента или травматизирующей микроситуа- ции, но социальной ситуации в целом" (А.Г.Ковалев, 1995) тре- бует целостного осмысления разноплановых действий и про- цессов, составляющих единство и многообразие психотерапев- тического опыта. Совокупность этого опыта, имеющего инфор- мационную природу, удобно рассматривать в качестве менталь- ного или семиотического пространства. Понятие ментального пространства, введенное английс- ким лингвистом Дж.Фоконье для характеристики информаци- онных массивов в какой-либо области знаний, является на- глядной формой представления предметного поля психо- терапии. Ментальные пространства представляют собой области, используемые для объединения информации оп- ределенного типа. Это может быть, например, картина ми- ра в сознании терапевта или клиента, совокупность надежд и ожиданий последнего, ситуация их взаимодействия, ло- кализованная внутри конкретного направления или подхода (психоанализ, гештальт, НЛП). Очень важно, что "внутри та- ких пространств различные объекты и отношения между объектами могут рассматриваться как существующие без- относительно к статусу этих объектов и отношений в реаль- ном мире"(5, С.386). То есть ментальное пространство пси- хотерапии является виртуальной реальностью. Это ментальное пространство представлено значениями и смыслами, оно имеет семиотическую природу, поэтому его можно рассматривать как текст, а точнее - как совокупность текстов (дискурсов), создаваемых участниками консультатив- ного процесса. Характерная особенность терапевтического пространства - его отграниченность от других сфер личнос- тной активности. Кроме внешней границы, есть еще целый В аналитической психологии существует понятие теменос - замкну- ряд внутренних, отделяющих друг от друга различные фраг- менты опыта и системы представлений. Внутренние грани- цы отличаются разной степенью проницаемости - выража- ясь метафорически, это может быть глухая стена, изгородь из колючей проволоки, решетка, ров и т.д. На каждом успешном психотерапевтическом сеансе со- здается единое уникальное семиотическое пространство, аккумулирующее информацию из дискурсов терапевта и клиента. Это феноменальное поле структурировано самими терапевтическими отношениями, выступающими в качестве основного коннектора - очевидного или интуитивного оп- ределителя всего, что происходит внутри. В этом простран- стве оба участника психотерапевтического диалога являют- ся ключевыми фигурами, хотя их функции асимметричны. Терапевт строит единое ментальное пространство, расши- ряет или сужает его, изменяя структуру и функции отдель- ных участков. Он контролирует внешнюю и внутреннюю гра- ницу пространства через ряд семиотических механизмов и процессов. Рассмотрим два предельных, взаимно противоположных типа поведения терапевта в едином ментальном простран- стве психотерапевтического дискурса. Первый назван Ф.Е.Василюком семиотикой понимания. Основная цель здесь - "расчистка" пространства, создание особой пусто- ты, которую должен заполнить сам клиент: Принципиальный отказ терапевта от активизма, от иде- ологии воздействия, в сочетании с его полной обращен- ностью к пациенту, настроенностью на него, создает на- пряженное диалогическое поле, в котором постоянно удер- живается нудящая, взывающая "пустота". В обыденном об- щении эта пустота тут же заполняется советом, рекомен- дацией, предложением помощи. В понимающей психоте- рапии терапевт, напротив, тратит усилия, чтобы расчищать диалогическое пространство, создавая для пациента пло- тое, отграниченное священное пространство, находящееся под пок- ровительством божества. Терапевтические отношения создают такой теменос как условие безопасности для клиента, который может "попробовать" новые мысли, чувства, формы поведения прямо на сеансе, чувствуя защищенность, помощь и поддержку аналитика. дотворную возможность самому заполнить пустоту. По су- ществу, заполнена она может быть только свободой паци- ента - свободой его слова, свободой переживания, свобо- дой самосознания, свободой воли (3, с. 48). Такая интенция характерна для экзистенциально ориен- тированных направлений. Сформулированные Л.Бинсван- гером принципы дазейн-анализа требуют рассмотрения психологических проблем личности в целостном контексте уникальных проявлений ее безграничного и неповторимого индивидуального бытия (экзистенции). Главным источни- ком информации для терапевта служит экзистенциальное состояние человека, его сущность, проявляемая в субъек- тивном переживании здесь и теперь. При этом сущность связывается не столько с действиями и поступками чело- века, сколько с целостным осознанием своего бытия как такового. Сознание личности - это центр постоянно изме- няющейся сферы опыта, мира индивидуального восприя- тия, которое есть мера всех вещей. Человек всегда нацелен вперед, он стремится к росту и развитию, и задача терапевта - поддерживать это стрем- ление к самоактуализации, ко все большей независимости и свободе. Терапевт не исследует ценности и смыслы кли- ента, не пытается их обсуждать или пересматривать, он стремится лишь к углубленному пониманию и сопережива- нию. Желание выговориться ценно само по себе, а не толь- ко потому, что слова несут информацию о проблеме. Цель терапии заключается не в том, чтобы дать интерпретацию или совет. Терапевт способствует самостоятельности в принятии решений, пробуждает чувство ответственности, при этом он не столько компетентен или умел, сколько лич- ностно причастен к процессу трансформации и роста. Приведу пример. Клиентка, Маша С., молодая привле- кательная женщина 28 лет, разведена, имеет четырехлет- него сына. О своей проблеме рассказала следующим об- разом: К: Сейчас в моей жизнь сложилась очень непростая си- туация. Есть двое мужчин. Один мне очень нравится, вер- нее - я его люблю. Он привлекательный, нежный, щедрый, у него вообще масса достоинств. Другой - обычный, более "земной", что ли... Мне нужно сделать выбор. Умом я пони- маю, что второй - более надежный, но сердце тянется к первому. Я думаю, с первым мне нужно расстаться, но не знаю, как это сделать. И не хочу. Т: А почему бы Вам не выбрать того, кто больше нравится? К: Я знаю, что мы никогда не будем вместе. К: Почему? К: Ну, по многим причинам. Во-первых, он женат. Во- вторых, он моложе меня, и я не смогу его удержать надолго. Я понимаю, что он слишком хорош для меня. У него, конеч- но, ветер в голове, но он мне слишком нравится. Т: А другой? К: А другой - прекрасный человек, любит меня и зовет замуж. Наверное, это самый подходящий вариант. И к ре- бенку хорошо относится. Он вообще весь такой, что назы- вается, серьезный и положительный. Т: Что-то похожее на журавля в небе и синицу в руках? К: Вот-вот. Но я не могу оставить журавля ради синицы. Мне кажется, я потом всю жизнь буду жалеть. И тосковать по журавлю, и синицу в конце концов несчастной сделаю. По мере того, как клиентка рассказывает о своей про- блеме, она все больше волнуется. Голос начинает дрожать, на глаза навертываются слезы. Маша явно расстроена и глядит на терапевта испуганно. Невербальные реакции (взгляд, поза, движения плеч) показывают, что она ожидает упреков или, по крайней мере, осуждения. Терапевт демон- стрирует эмпатийное понимание и безоценочное принятие чувств и личности клиентки: Т: Я вижу, Вы волнуетесь и огорчены. К сожалению, наша жизнь устроена так, что в ней не обойтись без горестей и обид. Я понимаю, как нелегко Вам рассказывать о таких значимых и глубоких вещах. Что Вас особенно тревожит? К: Больше всего я боюсь страданий, связанных с разлу- кой. Я понимаю, какое решение следует принять, и что нужно делать. Но я не могу на это пойти, не могу решиться! Т: Вас что-то останавливает? К: Знаете, я думаю о людском осуждении. Вся эта исто- рия, в общем-то, очень банальна. Конечно, потеряв журав- ля, я буду страдать. Но еще ведь придется делать вид, будто все хорошо, все в порядке. Нужно будет говорить подругам, что я счастлива и все такое, а внутри... Мне кажется, что все это глупо и мелко. (Маша плачет). Т: Наоборот, это очень серьезно. Вы сумели очень точно рассказать о важных и значимых для Вас аспектах жизни. К: Но разве такие вещи можно обсуждать? Т: И можно, и нужно. Я попробую оправдать Ваше дове- рие и помочь Вам. К: Я понимаю, что мою проблему невозможно решить. Нельзя ведь сделать так, чтобы я стала моложе. Глупо ожи- дать и надеяться в совершенно безнадежной ситуации. Но как мне избавиться от страданий? Я точно знаю, что буду мучиться сама и, скорее всего, превращу в ад свою семей- ную жизнь, если все же выйду замуж за синицу. Т: Давайте разделим проблему на две части. Сначала поговорим о журавле, а потом-о синице. Я думаю, что Вы правильно обрисовали ситуацию своих взаимоотношений с журавлем. Единственное, что вызывает сомнения -дейст- вительно ли он так хорош, как Вы говорите? К (с горячностью): Он намного лучше! Он очень неза- урядный и совершенно замечательный. Мне кажется, я ни- когда не смогу его забыть. Любовь к нему - лучшая часть моей жизни. Т: Я это понимаю. Но хочу привлечь Ваше внимание к другому. Сейчас я скажу неприятную вещь, но, к сожале- нию, правдивую. Журавль, скорее всего, имеет массу до- стоинств. Но его не назовешь человеком любящим и забот- ливым. Вы уже с ним несчастны, и будете страдать еще больше, разорвав отношения. А вот он, судя по всему, уте- шится быстро. Я права? К: Да, это верно. Т; А кто любящий и заботливый? К: Ну, это, конечно, синица. Т: Он не эгоистичен и любит Вас больше, чем себя? К: Да. (Озадаченно): Так Вы советуете остановиться на нем? Т: Нет, ничего такого я не посоветую. Я хочу Вам помочь, но не стану подталкивать к конкретному выбору, тем бо- лее - как-то влиять на жизненно важные решения. Это Ва- ша жизнь, и Ваша ответственность. Клиентка молчит. Ей очень хочется получить готовый со- вет, но терапевт не собирается его высказывать. С этого момента начинается активная работа в рдмках экзистенци- ально-гуманистической парадигмы. Маша должна научить- ся принимать решения и нести ответственность за сделан- ный выбор. Т: Мне хочется рассказать Вам об очень простых вещах. Люди постоянно принимают решения, а потом сталкивают- ся с их последствиями. Иногда они принимают верные ре- шения, иногда - не очень. Большей частью люди не осо- бенно задумываются над тем, что будет дальше. Они пос- тупают так, как им хочется, или так, как принято, или как попало. Они ошибаются, а потом могут горевать или рас- каиваться. Они страдают и плачут, а потом, через некоторое время, снова радуются. Или скучают. Все это вместе и на- зывается человеческой жизнью. Снова продолжительная пауза. Маша размышляет, вы- ражение ее лица становится задумчивым. Т: А теперь Вы можете задавать вопросы. К: То есть, Вы хотите сказать, что у меня все нормально? Т: Я думаю, нормально горевать и тосковать, расстав- шись с человеком, которого сильно любишь. Естественно плакать, если ты горюешь. Глупо делать вид, что у тебя все прекрасно, если это не так, особенно перед друзьями и близкими, которые тебя любят и хотели бы помочь. К: Значит, я должна страдать? Т: Наверное, какое-то время Вам будет очень тоскливо и грустно. Так всегда бывает, когда теряешь что-нибудь для тебя важное и дорогое. Эту цену придется заплатить. Но вряд ли Вы будете платить всю жизнь, правда? К: Ну, в общем, да. Т: И еще, мне кажется, Вам стоит повнимательнее смот- реть на людей. Не стоит приписывать им несуществующие достоинства. Или полагать чрезмерными те, которые есть. К: Это Вы о журавле? Т: Могу и о синице - может быть, стоит посмотреть на нее непредвзято? Не глазами, влюбленными в журавля? К: Ну, это как в песне - "я тебя слепила из того, что было, а потом что было - то и полюбила". Т: Зачем же. Можно, например, и так - "а потом что было - то и оценила". (После паузы). Я не думаю, что Вы оценивали беспристрастно. К: Да, тут Вы правы. Я синицу здорово недооцениваю. Т: Что тоже, в общем-то, нормально. Тот, кого любишь, всегда кажется лучше всех. К: Но я не смогу так сразу разочароваться в журавле! Т {улыбаясь): Ну так делайте это постепенно. Клиентка смеется. Налицо полное изменение эмоцио- нального состояния. Сейчас она расположена шутить и спо- койно обсуждать вещи, которые вызывали слезы в начале сеанса. К: Выходит, все у меня нормально, и проблем вроде ни- каких нет. Странно даже как-то... Т: Ничего тут нет странного. Просто в начале нашей бе- седы Вы были маленькой испуганной девочкой, которая за- шла в тупик и не знает, что ей делать дальше. А сейчас Вы взрослая женщина и только что "примерили" на себя одну замечательную вещь. Она называется - мужество быть. Те- перь Вы сможете пользоваться ею всегда, когда такое мужес- тво понадобится. И расскажете об этом другим, хорошо? К: Да-а... оказывается, просто. Спасибо Вам большое! С первых же слов клиентки ("Я понимаю, что мы никогда не сможем быть вместе") очевидна ее внутренняя готов- ность к тому, что отношения с любимым человеком ("жу- равль") вот-вот разорвутся. Переживания уже на "пике", Маша нуждается лишь в одобрении предстоящих измене- ний. Пословица о журавле и синице структурирует бессо- знательные интенции клиентки, делает предстоящий выбор обозримым и конкретным. Разрозненные, противоречивые представления о личностях партнеров Маши четко оформ- ляются метафорическими образами журавля и синицы. Эк- зистенциальный терапевт мгновенно "входит" в поток пе- делая не больше и не меньше, чем требуется. Далее следует этап анализа расхождений между идеаль- ными представлениями Маши о себе (в глазах окружающих) и реальными, подлинными чувствами боли, обиды и горя. Следующая фраза буквально переворачивает "с ног на го- лову" представления и мнения клиентки о том, что можно делать, чувствовать, испытывать, а чего нельзя. Столь рез- кое переозначив "глупо" на "серьезно", терапевт, в сущнос- ти, проявил уважение к любому решению, которое могло быть принято клиенткой. Дихотомия "разрешенное-запре- щенное" оставлена на ее усмотрение, и свобода выбора стала боле ощутимой. Экзистенциальное пространство воз- можных действий Маши расширилось, а эмоциональная ат- мосфера сеанса стала более теплой. Видно, как психоло- гические защиты постепенно "тают" в обстановке эмпатии и безоценочного принятия. Потом происходит "семантическое движение - по полям значений в бездны смыслов"(Ф.Уилрайт). Любовь к журав- лю несет страдания, от которых может уберечь синица. Из- менение означающих ведет к перемене эмоционального смысла, связываемого клиенткой с образами своих воз- любленных. Она тут же пытается получить конкретный совет и снять с себя ответственность. Однако терапевт не склонен поощрять такую позицию и простыми словами разъясняет сущность экзистенциалистского тезиса "мужество быть". На этом сеанс приходит к естественному завершению. Другую терапевтическую стратегию можно назвать ори- ентацией на воздействие и изменение (ср. внимающее и влияющее консультирование у В.В.Столина). Терапевт ра- ботаете мыслями и чувствами клиента, преобразуя личнос- тно-смысловые связи в его информационном пространст- ве. Свободное перемещение внутри отграниченной сферы интрапсихических процессов клиента обусловлено как сте- пенью профессионального мастерства, так и уровнем се- миотичности терапевтического влияния. Механизмы пос- леднего определяются самой природой границы внутрен- него опыта. "Семиотическая граница, - пишет Ю.М.Лот- ман, - это сумма билингвиальных (двуязычных - Н.К.) пе- реводческих "фильтров", переход сквозь которые перево- дит текст на другой язык или языки, находящиеся вне дан- ной семиосферы. "Замкнутость" семиосферы проявляется в том, что она не может соприкасаться с иносемиотически- ми текстами или с не-текстами. Для того, чтобы они для нее получили реальность, ей необходимо перевести их на один из языков ее внутреннего пространства или семиоти- зировать факты" (7, с. 13). Терапевт-переводчик в своей работе использует разные "языки", представленные различными направлениями и подходами. При этом он стремится помочь клиенту понять и использовать информацию, заключенную в опыте, поступаю- щую из бессознательного, от целостного организма и т.п. Оперируя значениями (в том числе ассоциативными, конно- тативными), предлагая интерпретации, консультант изменяет структуру индивидуального ментального пространства, впи- санного в общее (совместное) пространство психотерапев- тического дискурса. Кроме того, он может действовать также и как пансемиотический субъект, преобразуя режим, направ- ление и структуру информационных процессов в тексте, опи- сывающем жизнь клиента. Излагая общие принципы такой работы с текстом, при- дется использовать представления, сформулированные в рамках структурно-семиотического подхода, прежде всего об исходном гено-тексте индивидуального бытия личности и множестве фено-текстов, образующихся в результате отельных актов его понимания и осмысления. Эти введен- ные Ю.Христовой понятия удачно фиксируют специфику психотерапевтического дискурса, его нормы, запредель- ные по отношению кдоксе расхожего общего мнения. Диа- лог консультанта и клиента часто парадоксален, ибо восхо- дит к нестандартным представлениям о целях, форме и се- миотической специализации общения. Например, престав- ления о степени влияния описания динамики жизненного процесса на его самоё, оформленные в известный струк- туралистский тезис "жизнь-как-текст", реализуются в пря- мой возможности такого влияния через осуществляемую терапевтом интерпретацию - "текст-как-жизнь". У психотерапевтов различной ориентации - свои формы и правила работы. Психоаналитик восстанавливает связность текста жизни, воссоздавая его самые первые главы и интер- претируя неясные, темные места. Юнгианец формирует спе- цифический контекст - культурно-исторический, мифологи- ческий, религиозный, его деятельность есть разновидность герменевтики, толкования скрытого, тайного смысла. Геш- тальт-терапевт учит грамматике и синтаксису, представитель когнитивной терапии следит за логикой изложения, НЛП- практик правит стиль. И все они имеют дело прежде всего со скрытым, латентным уровнем дискурса клиента - наряду с текстом воспринимают и подтекст. Этот скрытый уровень дискурса, составляющий структу- ру индивидуального ментального пространства, образован коннотативной семантикой высказываний клиента. Конно- тации или дополнительные, ассоциативные значения, эмо- циональные или ценностные смыслы отдельных слов и вы- ражений, пронизывают всю систему языка. Они могут быть индивидуальными или групповыми, но в любом случае яв- ляются носителями субъективного начала. Психотерапевт фиксирует значения высказываний клиента, но смысл их он понимает только через анализ ассоциаций. К примеру, вы- ражение "Я не привыкла навязываться людям со своими чув- ствами" имеет вполне конкретное значение. В то же время слово "навязываться" обладает коннотациями в смысловом слое "набивать себе цену", "претендовать на нечто незаслу- женное", "неоправданно занимать чужое внимание". Вторич- |