МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

РАССУДОК, РАЗУМ, РАЦИОНАЛЬНОСТЬ. 8 страница





щина чувствует вину не только за подгоревший пирог, но и

за дождь, испортивший загородную прогулку. Паранои-

дальный директор считает все успехи и достижения своих

подчиненных этапами коварного плана, направленного на

подрыв его авторитета и грядущее свержение. Тревожная

мать не выпускает подростка гулять и готова вести его в

школу за руку из-за того, что в газете написали об очеред-

ном скачке количества преступлений против несовершен-

нолетних.

Техника, предназначенная для того, чтобы переубедить

клиента в том, что он является центром всех событий, на-

зывается децентрацией. Этот процесс особенно успешно

происходит в группах, где участники с удивлением убежда-

ются в том, что, с одной стороны, проблемы, которые ка-

зались им уникальными, довольно типичны, а с другой что-

центром мировых явлений, оказывается, считает себя почти

каждый.

Научившись проверять правдивость своих мнений, до-

стоверность и точность умозаключений, клиент становится

не только более реалистичным, но и более эффективным.

В науке существует понятие валидности - это представ-

ление о том, насколько данное правило, закон или формула

выражают или описывают именно то, для чего они предна-

значены. Скажем, валидность психологического теста оп-

ределяется тем, насколько точно он измеряет именно то

свойство или качество, которое и должен измерять. Точно

так же мнения, оценки и суждения людей об окружающей

действительности могут быть валидными или не очень.

Иными словами, человека с большими когнитивными нару-

шениями, с обилием иррациональных установок можно на-

звать психологическим инвалидом, это словосочетание

прямо указывает на природу его проблем.

Умение не путать мнения с реальностью - важнейшая

составляющая психического здоровья и личностного бла-

гополучия. Рационально-эмотивная, когнитивная психоте-

рапия ставит своей основной задачей формирование про-

чного "фундамента" опыта и знания, опираясь на который,

человек может руководствоваться разумом и здравым смыс-

лом в решении любых, самых сложных проблем, не отягощая

свое сознание навязчивыми невротическими мыслями и чув-

ствами. Специфика этого подхода такова, что достаточно

мощный терапевтический эффект может достигаться даже

при простом чтении соответствующей литературы (хотя, ко-

нечно, работать с терапевтом всегда лучше, чем учиться по

книгам самому).

Поэтому в заключение раздела хочется привести поме-

щенный в одной из работ А.Бека (см.6, с.64) своеобразный

"моральный кодекс законченного невротика", с которым чи-

татель может сверить собственные правила и убеждения.

Недаром говорится, что худшая из неприятностей - обма-

нывать самого себя, а после этого уже легко впасть в любой

другой грех:

1 ) Я должен быть самым щедрым, тактичным, благород-

ным, мужественным, самоотверженным и красивым.

2) Я должен быть идеальным любовником, другом, ро-

дителем, учителем, студентом, супругом.

3) Я должен справляться с любым затруднением легко

и с полным самообладанием.

4) Я должен всегда уметь быстро найти решение любой

проблемы.

5) Я никогда не должен страдать; я всегда должен быть

счастливым и безмятежным.

6) Я должен все знать, понимать и предвидеть.

7) Я должен всегда владеть собой и управлять своими

чувствами.

8) Я всегда должен считать виновными себя; я не имею

права причинять боль никогда и никому.

9) Я никогда не должен испытывать усталости и боли.

10) Я должен быть всегда на пике эффективности.

Даже если личность достаточно далека от подобных тре-

бований к себе, в этот список полезно время от времени

заглядывать. Просто так, на всякий случай.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. -

М., 1988.-287 с.

2. Зинченко В.П. МерабМамардашвили открывает Декар-

та психологам / в кн. "Встреча с Декартом", М., 1996, с.

269-299.

3. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический

идеалы рациональности. - М., 1994. - 90 с.

4. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. - М., 1996

- 432 с.

 

5. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988. - 430 с.

6. Московский психотерапевтический журнал. Спецвыпуск

по когнитивной терапии/сост. А.Б.Холмогорова, Н.Г.Га-

ранян. - 1996, № 3. - 223 с.

7. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. - М., 1996. - 600 с.

8. Федоров А.П. Когнитивная психотерапия. - СПб, 1991

-20 с.

9. Эллис А. Когнитивный элемент депрессии, которым не-

справедливо пренебрегают/МПТЖ, 1994, № 1, с. 7-47.

 

Глава 5

 

СЕМИОТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ПСИХОТЕРАПИИ

 

Проблема методологической рефлексии в психотерапии

имеет свои особенности. Психотерапия с самого начала сво-

его существования имела репутацию дисциплины эклекти-

ческой, далекой от академических канонов построения сис-

темы научного знания. К тому же парадигма классической

рациональности плохо подходит для анализа специфики де-

ятельности психотерапевта, точкой приложения усилий кото-

рого является пространство внутреннего, субъективного опы-

та. Как указывает Владимир Калиниченко, "в составе внутрен-

него опыта именно рационально выделяемые очевидные об-

разования как раз и позволяют усмотреть фундаментальные

характеристики мира "как он есть". Классическая философия

ориентирована надесубъективацию внутреннего опыта. В не-

классическом уме имеет место ориентация на рефлексию,

восстанавливающую субъективность, ее неразложимые це-

лостные внутренние переживания" (4, с. 55). Иными словами,

в качестве методологической основы психотерапии может

выступать лишь такая концепция, которая признает субъекти-

визм отправной точкой своих размышлений.

Основной целью психотерапевтической деятельности

является целенаправленное изменение системы значений

и личностных смыслов, представленных в индивидуальном

опыте клиента. Такое "переозначение" и "переосмысление"

невозможно осуществлять без знания основных законов се-

миотики - науки о знаках и знаковых системах. Семиотика

вполне может притязать на методологический статус в пси-

хотерапии, поскольку ее законы и принципы универсальны

по отношению к любым видам знакового содержания, в том

числе и того, которое формируется на основе опыта значи-

мого общения и межличностного взаимодействия.

Понимание психотерапии как совокупности "теоретичес-

ких основ и психопрактических механизмов обеспечения

Глава написана в соавторстве с И.Г. Тимощуком

 

смысловых трансформаций личностного Я" (А.Ф.Бондарен-

ко, 1991), "воздействия, ориентированного на решение глу-

бинных личностных проблем человека, лежащих в основе

большинства личностных трудностей и конфликтов" (Е.Ю.Але-

шина, 1994), "переосмысление культурной и/или первичной

травмы" (Е.Л.Михайлова, 1994), "совершенствование внешнего

и внутреннего опыта личностного роста" (ЛАПетровская, 1993),

включение в предмет психотерапевтической деятельности "не

только личности клиента или травматизирующей микроситуа-

ции, но социальной ситуации в целом" (А.Г.Ковалев, 1995) тре-

бует целостного осмысления разноплановых действий и про-

цессов, составляющих единство и многообразие психотерапев-

тического опыта. Совокупность этого опыта, имеющего инфор-

мационную природу, удобно рассматривать в качестве менталь-

ного или семиотического пространства.

Понятие ментального пространства, введенное английс-

ким лингвистом Дж.Фоконье для характеристики информаци-

онных массивов в какой-либо области знаний, является на-

глядной формой представления предметного поля психо-

терапии. Ментальные пространства представляют собой

области, используемые для объединения информации оп-

ределенного типа. Это может быть, например, картина ми-

ра в сознании терапевта или клиента, совокупность надежд

и ожиданий последнего, ситуация их взаимодействия, ло-

кализованная внутри конкретного направления или подхода

(психоанализ, гештальт, НЛП). Очень важно, что "внутри та-

ких пространств различные объекты и отношения между

объектами могут рассматриваться как существующие без-

относительно к статусу этих объектов и отношений в реаль-

ном мире"(5, С.386). То есть ментальное пространство пси-

хотерапии является виртуальной реальностью.

Это ментальное пространство представлено значениями и

смыслами, оно имеет семиотическую природу, поэтому его

можно рассматривать как текст, а точнее - как совокупность

текстов (дискурсов), создаваемых участниками консультатив-

ного процесса. Характерная особенность терапевтического

пространства - его отграниченность от других сфер личнос-

тной активности. Кроме внешней границы, есть еще целый

 

В аналитической психологии существует понятие теменос - замкну-

ряд внутренних, отделяющих друг от друга различные фраг-

менты опыта и системы представлений. Внутренние грани-

цы отличаются разной степенью проницаемости - выража-

ясь метафорически, это может быть глухая стена, изгородь

из колючей проволоки, решетка, ров и т.д.

На каждом успешном психотерапевтическом сеансе со-

здается единое уникальное семиотическое пространство,

аккумулирующее информацию из дискурсов терапевта и

клиента. Это феноменальное поле структурировано самими

терапевтическими отношениями, выступающими в качестве

основного коннектора - очевидного или интуитивного оп-

ределителя всего, что происходит внутри. В этом простран-

стве оба участника психотерапевтического диалога являют-

ся ключевыми фигурами, хотя их функции асимметричны.

Терапевт строит единое ментальное пространство, расши-

ряет или сужает его, изменяя структуру и функции отдель-

ных участков. Он контролирует внешнюю и внутреннюю гра-

ницу пространства через ряд семиотических механизмов и

процессов.

Рассмотрим два предельных, взаимно противоположных

типа поведения терапевта в едином ментальном простран-

стве психотерапевтического дискурса. Первый назван

Ф.Е.Василюком семиотикой понимания. Основная цель

здесь - "расчистка" пространства, создание особой пусто-

ты, которую должен заполнить сам клиент:

 

Принципиальный отказ терапевта от активизма, от иде-

ологии воздействия, в сочетании с его полной обращен-

ностью к пациенту, настроенностью на него, создает на-

пряженное диалогическое поле, в котором постоянно удер-

живается нудящая, взывающая "пустота". В обыденном об-

щении эта пустота тут же заполняется советом, рекомен-

дацией, предложением помощи. В понимающей психоте-

рапии терапевт, напротив, тратит усилия, чтобы расчищать

диалогическое пространство, создавая для пациента пло-

 

тое, отграниченное священное пространство, находящееся под пок-

ровительством божества. Терапевтические отношения создают такой

теменос как условие безопасности для клиента, который может

"попробовать" новые мысли, чувства, формы поведения прямо на

сеансе, чувствуя защищенность, помощь и поддержку аналитика.

дотворную возможность самому заполнить пустоту. По су-

ществу, заполнена она может быть только свободой паци-

ента - свободой его слова, свободой переживания, свобо-

дой самосознания, свободой воли (3, с. 48).

 

Такая интенция характерна для экзистенциально ориен-

тированных направлений. Сформулированные Л.Бинсван-

гером принципы дазейн-анализа требуют рассмотрения

психологических проблем личности в целостном контексте

уникальных проявлений ее безграничного и неповторимого

индивидуального бытия (экзистенции). Главным источни-

ком информации для терапевта служит экзистенциальное

состояние человека, его сущность, проявляемая в субъек-

тивном переживании здесь и теперь. При этом сущность

связывается не столько с действиями и поступками чело-

века, сколько с целостным осознанием своего бытия как

такового. Сознание личности - это центр постоянно изме-

няющейся сферы опыта, мира индивидуального восприя-

тия, которое есть мера всех вещей.

Человек всегда нацелен вперед, он стремится к росту и

развитию, и задача терапевта - поддерживать это стрем-

ление к самоактуализации, ко все большей независимости

и свободе. Терапевт не исследует ценности и смыслы кли-

ента, не пытается их обсуждать или пересматривать, он

стремится лишь к углубленному пониманию и сопережива-

нию. Желание выговориться ценно само по себе, а не толь-

ко потому, что слова несут информацию о проблеме. Цель

терапии заключается не в том, чтобы дать интерпретацию

или совет. Терапевт способствует самостоятельности в

принятии решений, пробуждает чувство ответственности,

при этом он не столько компетентен или умел, сколько лич-

ностно причастен к процессу трансформации и роста.

Приведу пример. Клиентка, Маша С., молодая привле-

кательная женщина 28 лет, разведена, имеет четырехлет-

него сына. О своей проблеме рассказала следующим об-

разом:

К: Сейчас в моей жизнь сложилась очень непростая си-

туация. Есть двое мужчин. Один мне очень нравится, вер-

нее - я его люблю. Он привлекательный, нежный, щедрый,

у него вообще масса достоинств. Другой - обычный, более

"земной", что ли... Мне нужно сделать выбор. Умом я пони-

маю, что второй - более надежный, но сердце тянется к

первому. Я думаю, с первым мне нужно расстаться, но не

знаю, как это сделать. И не хочу.

Т: А почему бы Вам не выбрать того, кто больше нравится?

К: Я знаю, что мы никогда не будем вместе.

К: Почему?

К: Ну, по многим причинам. Во-первых, он женат. Во-

вторых, он моложе меня, и я не смогу его удержать надолго.

Я понимаю, что он слишком хорош для меня. У него, конеч-

но, ветер в голове, но он мне слишком нравится.

Т: А другой?

К: А другой - прекрасный человек, любит меня и зовет

замуж. Наверное, это самый подходящий вариант. И к ре-

бенку хорошо относится. Он вообще весь такой, что назы-

вается, серьезный и положительный.

Т: Что-то похожее на журавля в небе и синицу в руках?

К: Вот-вот. Но я не могу оставить журавля ради синицы.

Мне кажется, я потом всю жизнь буду жалеть. И тосковать

по журавлю, и синицу в конце концов несчастной сделаю.

По мере того, как клиентка рассказывает о своей про-

блеме, она все больше волнуется. Голос начинает дрожать,

на глаза навертываются слезы. Маша явно расстроена и

глядит на терапевта испуганно. Невербальные реакции

(взгляд, поза, движения плеч) показывают, что она ожидает

упреков или, по крайней мере, осуждения. Терапевт демон-

стрирует эмпатийное понимание и безоценочное принятие

чувств и личности клиентки:

Т: Я вижу, Вы волнуетесь и огорчены. К сожалению, наша

жизнь устроена так, что в ней не обойтись без горестей и

обид. Я понимаю, как нелегко Вам рассказывать о таких

значимых и глубоких вещах. Что Вас особенно тревожит?

К: Больше всего я боюсь страданий, связанных с разлу-

кой. Я понимаю, какое решение следует принять, и что

нужно делать. Но я не могу на это пойти, не могу решиться!

Т: Вас что-то останавливает?

К: Знаете, я думаю о людском осуждении. Вся эта исто-

рия, в общем-то, очень банальна. Конечно, потеряв журав-

ля, я буду страдать. Но еще ведь придется делать вид, будто

все хорошо, все в порядке. Нужно будет говорить подругам,

что я счастлива и все такое, а внутри... Мне кажется, что

все это глупо и мелко. (Маша плачет).

Т: Наоборот, это очень серьезно. Вы сумели очень точно

рассказать о важных и значимых для Вас аспектах жизни.

К: Но разве такие вещи можно обсуждать?

Т: И можно, и нужно. Я попробую оправдать Ваше дове-

рие и помочь Вам.

К: Я понимаю, что мою проблему невозможно решить.

Нельзя ведь сделать так, чтобы я стала моложе. Глупо ожи-

дать и надеяться в совершенно безнадежной ситуации. Но

как мне избавиться от страданий? Я точно знаю, что буду

мучиться сама и, скорее всего, превращу в ад свою семей-

ную жизнь, если все же выйду замуж за синицу.

Т: Давайте разделим проблему на две части. Сначала

поговорим о журавле, а потом-о синице. Я думаю, что Вы

правильно обрисовали ситуацию своих взаимоотношений с

журавлем. Единственное, что вызывает сомнения -дейст-

вительно ли он так хорош, как Вы говорите?

К (с горячностью): Он намного лучше! Он очень неза-

урядный и совершенно замечательный. Мне кажется, я ни-

когда не смогу его забыть. Любовь к нему - лучшая часть

моей жизни.

Т: Я это понимаю. Но хочу привлечь Ваше внимание к

другому. Сейчас я скажу неприятную вещь, но, к сожале-

нию, правдивую. Журавль, скорее всего, имеет массу до-

стоинств. Но его не назовешь человеком любящим и забот-

ливым. Вы уже с ним несчастны, и будете страдать еще

больше, разорвав отношения. А вот он, судя по всему, уте-

шится быстро. Я права?

К: Да, это верно.

Т; А кто любящий и заботливый?

К: Ну, это, конечно, синица.

Т: Он не эгоистичен и любит Вас больше, чем себя?

К: Да. (Озадаченно): Так Вы советуете остановиться на нем?

Т: Нет, ничего такого я не посоветую. Я хочу Вам помочь,

но не стану подталкивать к конкретному выбору, тем бо-

лее - как-то влиять на жизненно важные решения. Это Ва-

ша жизнь, и Ваша ответственность.

Клиентка молчит. Ей очень хочется получить готовый со-

вет, но терапевт не собирается его высказывать. С этого

момента начинается активная работа в рдмках экзистенци-

ально-гуманистической парадигмы. Маша должна научить-

ся принимать решения и нести ответственность за сделан-

ный выбор.

Т: Мне хочется рассказать Вам об очень простых вещах.

Люди постоянно принимают решения, а потом сталкивают-

ся с их последствиями. Иногда они принимают верные ре-

шения, иногда - не очень. Большей частью люди не осо-

бенно задумываются над тем, что будет дальше. Они пос-

тупают так, как им хочется, или так, как принято, или как

попало. Они ошибаются, а потом могут горевать или рас-

каиваться. Они страдают и плачут, а потом, через некоторое

время, снова радуются. Или скучают. Все это вместе и на-

зывается человеческой жизнью.

Снова продолжительная пауза. Маша размышляет, вы-

ражение ее лица становится задумчивым.

Т: А теперь Вы можете задавать вопросы.

К: То есть, Вы хотите сказать, что у меня все нормально?

Т: Я думаю, нормально горевать и тосковать, расстав-

шись с человеком, которого сильно любишь. Естественно

плакать, если ты горюешь. Глупо делать вид, что у тебя все

прекрасно, если это не так, особенно перед друзьями и

близкими, которые тебя любят и хотели бы помочь.

К: Значит, я должна страдать?

Т: Наверное, какое-то время Вам будет очень тоскливо

и грустно. Так всегда бывает, когда теряешь что-нибудь для

тебя важное и дорогое. Эту цену придется заплатить. Но

вряд ли Вы будете платить всю жизнь, правда?

К: Ну, в общем, да.

Т: И еще, мне кажется, Вам стоит повнимательнее смот-

реть на людей. Не стоит приписывать им несуществующие

достоинства. Или полагать чрезмерными те, которые есть.

К: Это Вы о журавле?

Т: Могу и о синице - может быть, стоит посмотреть на

нее непредвзято? Не глазами, влюбленными в журавля?

К: Ну, это как в песне - "я тебя слепила из того, что

было, а потом что было - то и полюбила".

Т: Зачем же. Можно, например, и так - "а потом что

было - то и оценила". (После паузы). Я не думаю, что Вы

оценивали беспристрастно.

К: Да, тут Вы правы. Я синицу здорово недооцениваю.

Т: Что тоже, в общем-то, нормально. Тот, кого любишь,

всегда кажется лучше всех.

К: Но я не смогу так сразу разочароваться в журавле!

Т {улыбаясь): Ну так делайте это постепенно.

Клиентка смеется. Налицо полное изменение эмоцио-

нального состояния. Сейчас она расположена шутить и спо-

койно обсуждать вещи, которые вызывали слезы в начале

сеанса.

К: Выходит, все у меня нормально, и проблем вроде ни-

каких нет. Странно даже как-то...

Т: Ничего тут нет странного. Просто в начале нашей бе-

седы Вы были маленькой испуганной девочкой, которая за-

шла в тупик и не знает, что ей делать дальше. А сейчас Вы

взрослая женщина и только что "примерили" на себя одну

замечательную вещь. Она называется - мужество быть. Те-

перь Вы сможете пользоваться ею всегда, когда такое мужес-

тво понадобится. И расскажете об этом другим, хорошо?

К: Да-а... оказывается, просто. Спасибо Вам большое!

 

С первых же слов клиентки ("Я понимаю, что мы никогда

не сможем быть вместе") очевидна ее внутренняя готов-

ность к тому, что отношения с любимым человеком ("жу-

равль") вот-вот разорвутся. Переживания уже на "пике",

Маша нуждается лишь в одобрении предстоящих измене-

ний. Пословица о журавле и синице структурирует бессо-

знательные интенции клиентки, делает предстоящий выбор

обозримым и конкретным. Разрозненные, противоречивые

представления о личностях партнеров Маши четко оформ-

ляются метафорическими образами журавля и синицы. Эк-

зистенциальный терапевт мгновенно "входит" в поток пе-

делая не больше и не меньше, чем требуется.

Далее следует этап анализа расхождений между идеаль-

ными представлениями Маши о себе (в глазах окружающих)

и реальными, подлинными чувствами боли, обиды и горя.

Следующая фраза буквально переворачивает "с ног на го-

лову" представления и мнения клиентки о том, что можно

делать, чувствовать, испытывать, а чего нельзя. Столь рез-

кое переозначив "глупо" на "серьезно", терапевт, в сущнос-

ти, проявил уважение к любому решению, которое могло

быть принято клиенткой. Дихотомия "разрешенное-запре-

щенное" оставлена на ее усмотрение, и свобода выбора

стала боле ощутимой. Экзистенциальное пространство воз-

можных действий Маши расширилось, а эмоциональная ат-

мосфера сеанса стала более теплой. Видно, как психоло-

гические защиты постепенно "тают" в обстановке эмпатии

и безоценочного принятия.

Потом происходит "семантическое движение - по полям

значений в бездны смыслов"(Ф.Уилрайт). Любовь к журав-

лю несет страдания, от которых может уберечь синица. Из-

менение означающих ведет к перемене эмоционального

смысла, связываемого клиенткой с образами своих воз-

любленных. Она тут же пытается получить конкретный совет

и снять с себя ответственность. Однако терапевт не склонен

поощрять такую позицию и простыми словами разъясняет

сущность экзистенциалистского тезиса "мужество быть".

На этом сеанс приходит к естественному завершению.

Другую терапевтическую стратегию можно назвать ори-

ентацией на воздействие и изменение (ср. внимающее и

влияющее консультирование у В.В.Столина). Терапевт ра-

ботаете мыслями и чувствами клиента, преобразуя личнос-

тно-смысловые связи в его информационном пространст-

ве. Свободное перемещение внутри отграниченной сферы

интрапсихических процессов клиента обусловлено как сте-

пенью профессионального мастерства, так и уровнем се-

миотичности терапевтического влияния. Механизмы пос-

леднего определяются самой природой границы внутрен-

него опыта. "Семиотическая граница, - пишет Ю.М.Лот-

ман, - это сумма билингвиальных (двуязычных - Н.К.) пе-

реводческих "фильтров", переход сквозь которые перево-

дит текст на другой язык или языки, находящиеся вне дан-

ной семиосферы. "Замкнутость" семиосферы проявляется

в том, что она не может соприкасаться с иносемиотически-

ми текстами или с не-текстами. Для того, чтобы они для

нее получили реальность, ей необходимо перевести их на

один из языков ее внутреннего пространства или семиоти-

зировать факты" (7, с. 13).

Терапевт-переводчик в своей работе использует разные

"языки", представленные различными направлениями и

подходами. При этом он стремится помочь клиенту понять и

использовать информацию, заключенную в опыте, поступаю-

щую из бессознательного, от целостного организма и т.п.

Оперируя значениями (в том числе ассоциативными, конно-

тативными), предлагая интерпретации, консультант изменяет

структуру индивидуального ментального пространства, впи-

санного в общее (совместное) пространство психотерапев-

тического дискурса. Кроме того, он может действовать также

и как пансемиотический субъект, преобразуя режим, направ-

ление и структуру информационных процессов в тексте, опи-

сывающем жизнь клиента.

Излагая общие принципы такой работы с текстом, при-

дется использовать представления, сформулированные в

рамках структурно-семиотического подхода, прежде всего

об исходном гено-тексте индивидуального бытия личности

и множестве фено-текстов, образующихся в результате

отельных актов его понимания и осмысления. Эти введен-

ные Ю.Христовой понятия удачно фиксируют специфику

психотерапевтического дискурса, его нормы, запредель-

ные по отношению кдоксе расхожего общего мнения. Диа-

лог консультанта и клиента часто парадоксален, ибо восхо-

дит к нестандартным представлениям о целях, форме и се-

миотической специализации общения. Например, престав-

ления о степени влияния описания динамики жизненного

процесса на его самоё, оформленные в известный струк-

туралистский тезис "жизнь-как-текст", реализуются в пря-

мой возможности такого влияния через осуществляемую

терапевтом интерпретацию - "текст-как-жизнь".

У психотерапевтов различной ориентации - свои формы

и правила работы. Психоаналитик восстанавливает связность

текста жизни, воссоздавая его самые первые главы и интер-

претируя неясные, темные места. Юнгианец формирует спе-

цифический контекст - культурно-исторический, мифологи-

ческий, религиозный, его деятельность есть разновидность

герменевтики, толкования скрытого, тайного смысла. Геш-

тальт-терапевт учит грамматике и синтаксису, представитель

когнитивной терапии следит за логикой изложения, НЛП-

практик правит стиль. И все они имеют дело прежде всего со

скрытым, латентным уровнем дискурса клиента - наряду с

текстом воспринимают и подтекст.

Этот скрытый уровень дискурса, составляющий структу-

ру индивидуального ментального пространства, образован

коннотативной семантикой высказываний клиента. Конно-

тации или дополнительные, ассоциативные значения, эмо-

циональные или ценностные смыслы отдельных слов и вы-

ражений, пронизывают всю систему языка. Они могут быть

индивидуальными или групповыми, но в любом случае яв-

ляются носителями субъективного начала. Психотерапевт

фиксирует значения высказываний клиента, но смысл их он

понимает только через анализ ассоциаций. К примеру, вы-

ражение "Я не привыкла навязываться людям со своими чув-

ствами" имеет вполне конкретное значение. В то же время

слово "навязываться" обладает коннотациями в смысловом

слое "набивать себе цену", "претендовать на нечто незаслу-

женное", "неоправданно занимать чужое внимание". Вторич-





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.