ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ТЕМА №10. Личность, право, государство. Взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества и человека Исторический тип государства, уровень его правовой культуры определяют объем и характер прав человеческой личности. Как отмечал молодой К.Маркс, государство выступает в качестве посредника между человеком и его правовой свободой. О правах личности заговорили после буржуазных революций XVII-XVIII вв., что нашло свое отражение в нормативно-правовых документах Великобритании, США, Франции и др. Человек, личность – главный, центральный субъект правовых отношений. Нормативно-правовая система государства призвана обеспечить нормальные материальные и духовные условия человеческого существования, стимулировать развитие человеческой личности, гуманизировать его общественное поведение, согласовывать его с общепризнанными принципами человеческой справедливости, закономерностями человеческого бытия. Понятие прав человека – одно из самых дискуссионных в юридической науке. Наиболее общее определение исходит из естественно-правовой теории. Согласно ей, права человека – это права, присущие самой природе человека, без которых он не может существовать как биосоциодуховное существо. Прав человека принадлежат ему от рождения, в силу законов природы, не зависят от признания их государством. Их нельзя передать, отобрать, ликвидировать. Государство может их лишь закрепить, гарантировать или ограничить. Сторонники позитивистской концепции прав человека полагают, что права и свободы установлены волей государства и производны от него. Именно государство определяет перечень и содержание прав, которые оно дарует своим гражданам. И естественно-правовая доктрина, и позитивистский подход в современном мире уже не выступают как антиподы. Естественно-правовая доктрина акцентирует истоки происхождения прав человека как его неотъемлемых, неотчуждаемых свойств. Она ставит права человека превыше государства, ее цель – посредством прав человека ограничить личность от тоталитарных притязаний со стороны государства. Вместе с тем, не находя закрепления в позитивном законодательстве, права человека выступают достаточно неопределенно, размыто, что затрудняет осуществление государством функции их обеспечения и защиты. Закрепляя законодательно права человека, государство обязывает себя обеспечить и гарантировать их. Современная конституционная практика развитых стран в известной мере устранила противостояние естественно-правового и позитивистского подходов к правам человека путем закрепления основных прав и свобод человека в своих конституциях, исключая таким образом подавление и насилие государства по отношению к личности и одновременно отстаивая ее автономию. Правовой статус личности – это система гарантированных прав личности, ее правовых обязанностей с соответствующей правовой ответственностью за их исполнение, установленных законами государства, с которыми личность связана узами гражданства. Иными словами, правовой статус – это юридически закрепленное положение субъекта в обществе. Ядро правового статуса составляют права и обязанности. В структуре последнего ряд ученых выделяет такие элементы: 1) права и обязанности; 2) законные интересы; 3) правосубъектность; 3) гражданство; и т.п. Однако это вызывает возражения других специалистов, которые включают в структуру правового статуса только юридические права, свободы и обязанности, а такие элементы, как гражданство и общая правоспособность личности рассматривают «предпосылками правового статуса». Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Эти виды отражают соотношение таких философских категорий, как общее, особенное, отдельное. Общий статус – это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан РФ. Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций. Индивидуальный статус определяется особенностями отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности. Права человека – это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека. Права человека – универсальная категория, представляющая собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. В современный период права человека понимаются как общесоциальные понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности. Правам человека присущи следующие признаки: 1) они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества; 2) складываются объективно и не зависят от государственного признания; 3) принадлежат индивиду от рождения; 4) имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т.д.); 5) являются непосредственно действующими; 6) признаются высшей социальной ценностью; 7) выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его содержания; 8) представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага; 9) их признание, защита и соблюдение являются обязанностью государства. Для реализации таких прав, как право на жизнь, достойное существование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был гражданином, личностью. Права гражданина – это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные. Последние могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной. Свобода личности – это тоже право гражданина, но выражающее собой лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений в чем-то. Права человека и гражданина весьма сложные и многообразные категории, которые могут классифицироваться в зависимости от следующих критериев: 1) исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод на три поколения – первое поколение включает в себя провозглашенные буржуазными революциями (XVII-XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название «негативных», т.е. выражающих независимость личности в определенных действиях от власти государства, обозначающих пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида (к ним, например, относятся право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.); второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к середине XX столетия под влиянием народов за улучшение своего социально-экономического положения, за повышение культурного статуса, под воздействием социалистических идей и стран. Данные права иногда называют «позитивными», ибо их реализация, в отличие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т.е. его «позитивного вмешательства» в их осуществление, создание необходимых обеспечивающих мер (к ним, например, относятся право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование, на здравоохранение, на социальное обеспечение, анна участие в культурной жизни общества и т.д.); третье поколение – права коллективные и солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (к ним, например, относятся права на мир, на благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономические развитие и пр.). Данные права стали возникать после Второй мировой войны на фоне освобождения многих стран от колониальной зависимости. Усугубления экологических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм; 2) в зависимости от содержания на: - гражданские или личные права (право на жизнь, на охрану достоинства, тайну переписки, телефонных переговоров и т.д.); - политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе; на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.); - экономические (право частной собственности, на предпринимательскую деятельность, на труд и отдых и пр.); - социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и детства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и т.д.); - культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса, свобода научного, литературного, художественного, технического и других видов творчества и др.); 3) в зависимости от степени распространения на общие (присущие всем гражданам) и специальные (зависящие от социального, служебного положения, пола, возраста, а также других факторов), - например, права потребителей, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и пр.); 4) в зависимости от характера субъектов на индивидуальные (право на жизнь, труд и т.д.) и коллективные (право на забастовку, митинги и пр.); 5) в зависимости от роли государства в их осуществлении на негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду) и позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав); 6) в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности, на: - права в сфере личной безопасности и частной жизни; - права в области государственной и общественно-политической жизни; - права в области экономической, социальной и культурной деятельности. Когда говорят о государстве, очень часто его понимание сводят к обществу. Государство называют особой формой политической организации общества. Связь этих понятий – государство и общество – бесспорна; отделить одно от другого подчас представляется довольно сложной задачей. Однако знака равенства между государством и обществом поставить нельзя. Государство выступает инструментом, который организует конкретное общество при помощи суверенной публичной власти и специального аппарата. Из множества разработанный в истории общественно-политической мысли теоретических концепций, раскрывающих механизм взаимодействия государства и общества, особое место занимают классическая либеральная модель, воплощенная в англо-американской политической практике, и этатистская (от франц. еtat - государство ), оказавшая наибольшее влияние на развитие европейских государств. Гражданское общество в современной трактовке – это такое состояние сообщества людей в данном государстве, которое развивается на основе притязаний индивида на свободную самореализацию в обществе и государстве, саморегулирования без вмешательства государства либо при его минимальном участии. Основные черты гражданского общества. Во-первых, гражданское общество целесообразно рассматривать как элемент демократии, как инструмент демократических преобразований. Гражданское общество выступает и как элемент общественной интеграции: территориальной, внутриобщественной по признаку национальному, конфессиональному, корпоративному объединения элит и масс и т.п. Во-вторых, субъектный состав гражданского общества формируется из свободных и равноправных людей, строящих отношения на свободе выбора. Общие цели и задачи формируются не по воле государства, а в ходе общественной инициативы и публичной самодеятельности различных ассоциаций, групп людей, отдельных индивидов. В-третьих, существование гражданского общества, как саморегулируемой системы обеспечивается гарантированными государство политическими свободами и демократическими институтами, свободными экономическими отношениями, возможностью судебной защиты демократических политических и экономических свобод в случае их ущемления. В-четвертых, в построении отношений в рамках гражданского общества участие государства, его аппарата не предполагается. Вмешательство государства не требуется в силу того, что интересы субъектов гражданского общества лежат вне непосредственной деятельности государства. Чем больше государство способно «доверить» обществу дел и чем меньше государство вмешивается в процесс приятия обществом решений (например, возложение всего комплекса правомочий по управлению собственностью и благоустройству прилегающих территорий на членов товариществ собственников жилья; исключение возможности использования государством и его аппаратом на выборах так называемого «административного ресурса» и т.д.), тем больше оснований относить установившийся в государстве политико-правовой режим к либеральному, демократическому. В то же время гражданское общество – не стихийное явление. Но организовано структурно, не лишено управленческих институтов. В структуре гражданского общества можно выделить следующие элементы: - совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.); - общественные объединения и организации; - политические партии и движения; - сфера воспитания и негосударственного образования; - система негосударственных средств массовой информации; - семья; - церковь и т.п. В-пятых, формирование межличностных отношений в рамках гражданского общества необходимо связано с демократическим развитием государства. Любые демократические преобразования в государстве требуют воспитания гражданственности в членах общества: социально активный и экономически деятельный индивид должен осознавать меру своей личной свободы, ответственности и долга. И, наконец, последнее, политической характеристикой гражданского общества, точнее, качеством, указывающим на его зрелость, выступает его функционирование в правовом государстве. Идея утверждения права, господства закона в общественной жизни имеет очень древнее происхождение. О необходимости подчинения законам в разной интерпретации говорили еще Платон и Аристотель (закон – ориентир, устанавливаемый для граждан и их правителей), софисты и Эпикур (политическое управление должно осуществляться на основе закона, который одобрен народом). В эпоху ранних буржуазных революций во взглядах на право и его влиянии на политическую жизнь государства преобладает политико-правовой рационализм. Отношения власти и общества тогда рассматривались сквозь призму договора или сделки. Право в таком контексте приобретало значение инструмента наведения социального порядка, отодвигая на задний план религиозные, моральные и другие социальные регуляторы. Позднее во времена зарождения буржуазной идеологии либерализма значение закона видели, в основном, в том, чтобы оградить граждан от произвола государства, а также в «правильной» организации системы власти (Д.Локк, Вольтер, Ш.Монтескье). Иным видели соотношение частных и общих интересов сторонники демократического подхода к оценке значения права в государстве. Ж.Ж.Руссо, например, отождествлял право и закон и с тотальной законодательной деятельностью связывал возможность упорядочить отношения между народом и властью. Дальнейшее развитие политической истории во Франции не подтвердило верность мысли Руссо о возможности таким способом утвердить режим законности. Законность «по Руссо» в практике Великой Французской революции приводила к прямо противоположным результатам. В разработку концепции правового государства весом вклад немецкого философа И.Канта. В его политической доктрине верховенство правового закона считалось свойством государства. Практическая позиция автора этой концепции сводилась к тому, что противоправные действия не могут порождать правовой порядок. Идеи Канта нашли немало сторонников и продолжателей как в Германии, так и в других европейских странах. Введение самого термина «правовое государство» также принадлежит немецкому правоведу Р.фон-Молю (30-е гг. XIX в.). Вопросы теории правового государства в России затрагивали в своих работах Б.Н.Чичерин, Б.А.Кистяковский (XIX в.), А.С.Алексеев, В.М.Гессен, С.А.Котляревский (начало XX в.). Нынешнее понимание правового государства имеет целью высветить в сущности государства такие черты и механизмы, которые обеспечивают господство права, основанных на праве законов, которые гарантируют защиту интересов человека и гражданина, а также «общего блага» правовыми средствами и в границах правовой процедуры. Первостепенным в характеристике правового государства выступает утверждение правовых начал и правовых форм во взаимоотношениях публичной власти субъектами права, правового равенства всех индивидов, прав и свобод человека и гражданина. Сущность правового государства – в подчиненности государственной власти праву. Реальное воплощение теоретической модели правового государства зависит от множества факторов как объективных, так и субъективных. Очевидно, что такие ценности, как гарантирование индивидуальной свободы и основополагающих прав личности, ограниченность действий государственно-властного аппарата правовыми нормами законов, защита права и закона независимым судом, рано или поздно будут поддержаны любым цивилизованным сообществом. Многие государства прямо закрепили в своих конституциях установки наследование принципам демократии и правового государства (например, Испания, Франция, ФРГ, Россия и др.). |