МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ТЕМА №6. Механизм государства





Осуществляя свои функции, государство выступает как особый и весьма сложный социальный механизм, действующий в определенных организационный формах и опирающийся на определенные методы осуществления власти.

Механизм государства– это система государственных органов, учреждений, организаций, осуществляющих практическую работу по реализации функций государства.

Понятие «механизм государства» тесно связано с категорией «государственный аппарат». Последнюю принято употреблять в двух смыслах – широком и более узком. В широком смысле понятие «государственный аппарат» совпадает с понятием «механизм государства» - как совокупность всех государственных органов. В более узком смысле «государственный аппарат» рассматривается как аппарат государственного управления. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных управленческих органов, термин «государственный аппарат» используется в науке административного права. В теории государства и права понятие «государственного аппарата» (если иное специально не оговорено), употребляется в своем широком значении, т.е. понятия государственного аппарата и механизма государства являются идентичными, адекватными – синонимами.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Это отражается в его структуре, которая включает в себя:

1. государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций;

2. государственные учреждения и предприятия, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д.

3. организационные и финансовые средства, а также принудительная сила, необходимая для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Основу механизма государства составляет особая система государственных органов. Термин «орган» происходит от греческого organon, что означает орудие, инструмент.

Орган государства – это часть государственного механизма, его основная ячейка, обладающая определенными признаками:

Во-первых,орган государства осуществляет свою деятельность от имени государства, для чего он наделяется соответствующими государственно-властными полномочиями, т.е. юридически закрепленными возможностями осуществлять государственную власть – принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию. Выражается это в том, что орган государства наделяется правомочием на издание нормативных правовых и индивидуальных актов, действие которых обеспечивается государственным принуждением.

Во-вторых, деятельность органа государства всегда юридически оформлена. Она осуществляется на основании нормативного правового акта статутного характера, как правило – специального «положения» («устава») о государственном органе. В таком акте определяется правовой статус данного органа, его полномочия, закрепляется внутренняя структура, порядок, процедура его деятельности, основы взаимоотношений с другими органами, учреждениями и организациями и т.д.

В-третьих,орган государства представляет собой относительно обособленную, самостоятельную структуру, которая занимает свое, строго определенное место в системе государственных органов и осуществляет свою деятельность по реализации соответствующей государственной функции в пределах своей компетенции, т.е. в конкретных, четко определенных законодательством формах, а также специфическими, присущими данному виду органов методами.

В-четвертых,для осуществления возложенных на него функций и ресурсного обеспечения его деятельности, государственный орган наделяется определенными финансовыми и другими материальными средствами.

В-пятых,орган государства создается в учредительном порядке (непосредственно населением, например, Государственная Дума, Президент РФ, или властным решением вышестоящего органа – правительство, министерство).

Рассмотренные признаки раскрывают понятие органа государства и позволяют сформулировать его определение.

Итак, государственный орган– это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.

При всем многообразии органов государства их можно определенным образом классифицировать. В основу классификации могут быть положены разные основания.

1)По способам формирования органов государственной власти различаются органы власти, избираемые населением, избираемые или назначаемые другими органами власти.

К первичным органам государства относятся представительные учреждения (учредительное собрание, парламент), образуемые непосредственно в результате выборов. Сюда же может быть отнесен и глава государства (президент), если он избирается непосредственно населением.

К производным (или вторичным) государственным органам относятся органы, образуемые органами государственной власти. Таковы, например, органы исполнительной власти (правительства, министерства и пр.). Круг их полномочий, как правило, четко определен и закреплен в нормативных правовых актах об этих органах, а деятельность носит в основном подотчетный характер. К этой же категории можно причислить органы правосудия.

2)На основе принципа разделения властей государственные органы подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные. Это деление имеет достаточно важное значение, т.к. опирается на порядок создания и характер выполняемых задач этими органами.

3) Следующий критерий – действие в пространстве. По этому признаку государственные органы подразделяются на федеральные органы и органы субъектов федерации. При этом суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам. В унитарных государствах, естественно, такого деления нет, в них система государственных органов обычно централизована и построена по иерархическому принципу.

4) По объему полномочий и характеру осуществляемых функций государственные органы делятся на органы общей компетенции (глава государства, правительство) и органы специальной компетенции (министерства, ведомства, их компетенция распространяется на какую-либо ограниченную, узкую сферу общественной жизни).

5) По процедуре принятия решений различают коллегиальные и единоначальные органы. В первом случае решения принимаются большинством голосов правомочных принимать такие решения должностных лиц органа, во втором – решение принимает единолично руководитель органа, он же несет за него персональную ответственность.

6) По длительности действия государственные органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство государственных органов действует на постоянной основе. Вместе с тем, могут быть органы, создание и деятельности которых носит временный характер, они связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).

Принципы организации и деятельности механизма государства – это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе организации и функционирования механизма государства.

Эти принципы закреплены в Конституции РФ, Федеральных законах «Об основах государственной службы в РФ», «О Конституционном Суде РФ», «О прокуратуре» и др.

1. Народовластие. Этот принцип проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых основной и единственный источник власти – это народ. Демократия (или власть народа) может осуществляться в двух формах – представительной (через депутатов, избираемых в представительные органы власти) или непосредственной (свободные выборы, референдумы).

2. Гуманизм. Государство является социальным, то есть его политика направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества. Конституция РФ гласит, что человек, его права и свободы – высшая ценность и их соблюдение – обязанность государства.

3. Принцип разделения властей. Государственная власть осуществляется по терм направлениям – законодательная, исполнительная, судебная, для того, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение какой-либо одной ветви власти, не допустить установления диктатуры.

4. Принцип федерализма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. В Конституции разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов.

5. Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Осуществление всех властных функций возможно только на основе законов и соответствующих им подзаконных актов.

Перечисленные принципы закреплены в Конституции РФ, поэтому иногда они еще называются конституционными принципами.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.