МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ТЕМА №11. Право в системе социальных норм





Человеческое общество представляет собой сложный организм, который является единым целым и вместе с тем состоит из огромной массы изолированных, самостоятельных индивидов, групп, организаций. Состояние, при котором человеческие отношения отличаются устойчивостью, организованностью достигается лишь благодаря наличию в обществе механизмов саморегуляции. Управление, осуществляемое в рамках системы (каковой, в том числе является и общество), направлено на упорядочение элементов, образующих систему.

Важнейший, достаточно сложный, но наиболее приемлемый для общества способ согласования противоречивых интересов людей представляет нормативное регулирование общественных отношений.

Суть этого вида регулирования состоит в создании в обществе правил поведения, которые, являясь общеизвестными и обязательными, предписывают, как поступить в тех или иных случаях. Нормативное регулирование осуществляется посредством двух типов норм: технических и социальных.

Технические нормыраспространяются на поведение (под поведением следует понимать проявление социальной сущности любого человека, выражающееся в неразрывной цепи поступков) человека, в котором выражается его отношение к природе, к животному миру, к материальным благам, орудиям труда. Технические нормы сконцентрированы в различных стандартах, технологических правилах, правилах техники безопасности, правилах санитарии и гигиены, правилах пользования приборами и машинами и т.п.

Социальные нормы представляют собой особую форму выражения должного поведения. Социальные нормы в отличие от технических регулируют отношения между людьми в различных сферах жизни общества. Они выступают важнейшим средством воздействия социальной общности на отдельных членов этой общности.

Социальные нормы современного общества многообразны. Нормы различных социальных регуляторов имеют особенности: в формировании, формах существования, специфике воздействия на поведение людей, способах, методах и средствах обеспечения.

Выделяют следующие виды социальных норм:

1) нормы религии;

2) обычаи, традиции, обыкновения;

3) корпоративные нормы (нормы общественных организаций);

4) нормы морали;

5) нормы права.

Религиозные нормыпредставляют собой правила, которые распространяются на отношения человека с богом и на связанные с ними общественные отношения. Бог рассматривается как сверхъестественное существо. Религиозные предписания и запреты, а также средства их защиты по мнению верующих имеют божественное происхождение, что придает им особый ореол святости, абсолютной истинности.

Зафиксированы религиозные нормы современного общества, как правило, в письменных носителях. К их числу относятся: Библия, Коран, Талмуд, Веды и т.д. Нормы религии нельзя считать универсальным регулятором, поскольку даже в пределах одного государства, где охраняется свобода вероисповедания, наблюдается многообразие религиозной принадлежности. Религиозные нормы достаточно консервативны, на их формирование уходят столетия и тысячелетия. Однако этот недостаток может рассматриваться и как достоинство: религиозные запреты и требования несут в себе тысячелетний опыт общения людей, выражают элементарные нормы человеческого общежития. За чистотой веры, за неизменностью религиозных норм строго следит церковь. Это сближает нормы религии и нормы права, поскольку и в том и в другом случае в обществе действует институт, обеспечивающий действие указанных норм и применение санкций в случае их нарушения. Нарушение религиозных норм влечет за собой негативные последствия для нарушителя, но эти последствия выражаются или в церковном порицании (самое строгое наказание – отлучение от церкви) или же в угрозе Суда Божьего. Подобное обстоятельство делает санкции религиозных норм менее реальными, менее объективными, чем санкции правовых норм.

Религиозные нормы имеют достаточно специфическое словесное и смысловое выражение. Текст религиозных источников во многих случаях является либо двусмысленным, либо требующим специального толкования, которое могут дать лишь священнослужители.

Обычай.Обычаи представляют собой устойчивые, исторически сложившиеся правила поведения, поддерживаемые обществом в силу привычки.Не руководствоваться обычаем в повседневной жизни не возможно, поскольку такие правила, как рукопожатие, приветствие рассматриваются всеми как практическая потребность, не требующая оценки ее целесообразности. Эти правила вырабатываются обществом, действуют в его рамках и не могут быть навязаны извне.

В отличие от норм права в нормах обычаев нет четкого различия между правами и обязанностями. Например, ранее распространенный у большинства народов обычай мужчинам носить штаны можно рассматривать не столько как обязанность, сколько как право-привилегию.

Обычаи и обычное право – явления тесно связанные, но не равнозначные. Обычное право – санкционированные государством нормы первобытных обычаев, отражающие интересы общности и охраняемые силой государственного принуждения. Примеры: Законы царя Хаммурапи, законы 12 Таблиц, Законы Ману, Салическая правда, Русская правда. Если нормы не получили признания государства, они оставались лишь бытовыми обычаями.

С появлением закона обычное право не исчезло, но сфера его действия значительно сузилась. Сегодня обычное право существует в ряде стран Южной Америки, Юго-Восточной Азии и Африки. Но и в развитых государствах нормы, регулирующие семейно-брачные отношения, наследование, ряд правил хозяйственной деятельности, есть узаконенные государством обычаи.

Корпоративные нормы.К корпоративным нормам относятся определенные ориентиры поведения членов различных общественных организаций, трудовых коллективов, учебных заведений, предпринимательских союзов, клубов, акционерных обществ и пр.

Так как государственное правовое регулирование не может (и не должно) охватить все отношения, складывающиеся в обществе, то сами общественные коллективы генерируют определенные внутренние стандарты поведения. Как правило, эти нормы закрепляются в уставах, положениях, коллективных договорах, иных актах. Большая часть корпоративных норм касается организации трудового процесса, деятельности той или иной корпорации. Так примерами корпоративных актов в сфере трудовых отношений являются: правила внутреннего трудового распорядка, порядок начисления заработной платы, премий, гарантийных и компенсационных выплат, должностные инструкции и пр.

Корпоративными нормами закрепляются права и обязанности членов организаций, особенности их взаимоотношений между собой, а также порядок создания и функционирования общественных организаций. Обязательными данные нормы являются лишь для членов этих организаций.

По своим формальным характеристикам корпоративные нормы близки к нормам права: они также имеют текстовую форму, закреплены в соответствующих документах, имеют четкую процедуру принятия. За нарушение корпоративных норм не следуют юридические санкции. Санкции корпоративных норм предусмотрены в уставах организаций и могут представлять собой как различного рода предупреждения либо даже исключение из организации.

Мораль. Право и мораль.Слово «мораль» (от лат. moralis) обозначает «относящийся к нраву, характеру, складу души». Слово «нравственность» - славянского происхождения, оно близко по смыслу со словами «благонравие», «добронравие». Термины «мораль», «этика», «нравственность» в философской литературе рассматриваются как синонимы, обозначающие одно и то же явление.

Мораль представляет собой единую систему чувств, принципов, норм деятельности, основанную на представлениях общества и отдельных лиц о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, чети совести и пр.

Сфера действия морали, с одной стороны, чрезвычайно узка и представляет собой сферу межличностного общения (дружба, любовь, взаимопомощь), а с другой стороны – универсальна, поскольку моральные нормы могут служить критерием отношений и в сфере экономики, и в сфере политики и даже права.

Мораль действует на внутренний мир человека и на его поведение, право неспособно вторгаться в сферу чувств, эмоций. Даже слова (за редким исключением – публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, клевета) неподвластны правовому воздействию. Однако и сферу действия морали нельзя считать безграничной. Большинство правовых процедурных и процессуальных моментов (порядок ведения судебного заседания, последовательность стадий законотворческого процесса и др.) безразличны для морали, не подлежат оценке с помощью моральных норм.

Общее в праве и морали – наличие общечеловеческих ценностей, которые являются ядром моральной системы, и будучи закрепленных в различных актах, в том числе международно-правовых, становятся основой позитивного права государства.

Между нормами права и нормами морали могут возникать и конфликтные ситуации. Многое из дозволенного правом может находиться под запретом моральных норм, и наоборот, то, что запрещает право, разрешает мораль (трансплантация органов умершего человека, эвтаназия, смертная казнь супружеская измена).

Внешним, наиболее очевидным из таких отличительных свойств права по сравнению с другими видами социальной и технической регуляции поведения людей является тот факт, что само возникновение и существование права тесно связано с возникновением и функционированием государства, с деятельностью государственного механизма.

Выступая общеобязательным государственным регулятором общественных отношений, существенно отличается от иных социальных норм.

Во-первых, право представляет собой единственную систему норм, обязательных для всех членов общества. Другие нормы обязательны для отдельных социальных групп или не являются обязательными для всех. Например, многие обычаи в развитом цивилизованном обществе имеют либо местное либо внутрисословное значение. Номы общественных организаций обязательны для членов данной организации и т.п.

Во-вторых, если исполнение норм права и защита прав обеспечиваются и защищаются государством, то все иные социальные нормы лишь поддерживаются государством при условии, если они соответствуют законам или иным нормам права. Однако их соблюдение не обеспечено государственным принуждением.

В-третьих, если нормы права устанавливаются и санкционируются государством, то все другие социальные нормы либо возникают в форме стабильных убеждений людей, общественного мнения (нравственные и религиозные нормы, обычаи), либо устанавливаются общественными объединениями (корпоративные нормы).

В-четвертых, нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в законах, иногда – в судебных решениях и т.д. Они обладают наибольшей степенью формальной определенности, четкости закрепления прав и обязанностей по сравнению с моралью и обычаем.

В-пятых, нормы права образуют разветвленную и детализированную систему, отличающуюся внутренним единством, логической взаимосвязью. Нормы обычая и морали закрепляют главным образом общие принципы или эталоны поведения. Нормы общественных организаций более ограничены по сфере своего действия, различны по содержанию для разных видов организаций, т.е. не образуют единой системы, менее детализированы, чем правовые нормы.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.