Алгоритм по неотложной патогенетической терапии Обильное питье водно-глюкозо-солевых растворов, витамины есть эффект нет эффекта внутрисосудистое введение 0,9% раствора натрия хло- рида, раствора Рингера, 5% раствора глюкозы, раство- ров "Трисоль", "Хлосоль" есть эффект нет эффекта преднизолон 10-15 мг/кг, реополиглюкин, гемодез, реоглюман, гепарин 5-10 тыс. ЕД есть эффект нет эффекта допамин - 50 мг в 250 мл 5% раствора глюкозы со скоростью 18-20 капельв мин Примечание: распространенной ошибкой является ограничение лечения только этиотропными средствами; при тяжелом течении дизентерии патогенетическая терапия должна быть основной частью комплексного лечения больного, от ее своевременного применения зависит исход заболевания. Вопросы для самоконтроля: - симптомы инфекционно-токсического шока у больного острой дизентерией, механизмы его возникновения; - звенья патогенеза, на которые влияет внутрисосудистое введение кристаллоидных и коллоидных растворов; - диеты для больных острой дизентерией с обоснованием необходимости их назначения; - способы предупреждения и борьбы с кишечным дисбактериозом; - лечебные средства, рекомендуемые при лечении больных острой дизентерией с целью повышения общей реактивности организма; - меры предупреждения рецидива острой дизентерии; - определение рецидива острой дизентерии и причины его возникновения; - особенности клинического проявления хронической дизентерии; - характер иммунитета у переболевших острой дизентерией; - критерии выздоровления и выписки переболевших из инфекционного отделения госпиталя; - решение военно-врачебных экспертных вопросов в отношении военнослужащих, перенесших острую дизентерию; - организация учета, диспансерного наблюдения и реабилитации лиц, переболевших дизентерией. Задания для самоконтроля по клинической оценке лабораторных исследований Оцените анализ крови больного острой дизентерией: гемоглобин - 134 г/л, эритроциты - 5,8´1012/л, лейкоцитов - 16´109/л, нейтрофилов - 76% (палочкоядерных - 6%, сегментоядерных - 70%), эозинофилов - 2%, лимфоцитов - 14%, моноцитов - 8%; СОЭ - 14 мм/ч; относительная плотность плазмы крови - 1,030. Оцените реакцию непрямой гемагглютинации с шигеллами у переболевшего острым кишечным заболеванием: Диагностикум | Титр разведения сыворотки | Sh. Flexneri Sh. Sonnei | 1:100 ++ +++ | 1:200 ++ +++ | 1:400 + ++ | 1:800 - - | Прочитайте результаты и дайте оценку бактериологического исследования кала больного диареей: 1-й день болезни (до лечения) - единичные колонии Sh. Sonnei; 7-й день болезни (после окончания курса терапии ампициллином) - большое количество колоний S.аureus. Оцените копрограммы по нижеприведенной таблице. Выпишите рецепты: внутрь - фуразолидон, нифуроксазид (эрсефурил), ципрофлоксацин, но-шпа, папаверин, пентоксил, метилурацил, колибактерин. Литература для самостоятельной подготовки 1. Иванов К.С., Казанцев А.П.Инфекционные болезни. Учебник. Л., ВмедА.- 1989.- С.75-85. 2. Руководство по инфекционным болезням (под редакцией Лобзина Ю.В., Казанцева А.П.).- СПб, 1996.- С.33-39. 3. Дизентерия и другие острые кишечные диарейные инфекции. Указания по клинике, диагностике, лечению и профилактике в ВС РФ.- М.,1999. Характеристика кала | Задачи | | | | | | Цвет Консистенция Реакция Примесь: слизи крови гноя запах Кишечные паразиты Мышечные волокна Растительная клетчатка Крахмальные зёрна Слизь Эритроциты Лейкоциты Нейтральные жиры Кристаллы жирных кислот Кристаллы трипельфосфата Яйца глистов Амёбы Реакция глистов Желчные пигменты | Коричневый Оформленный Нейтральная В виде нитей Прожилки Комочки Нерезкий Не найдены +- - - ++ ++ ++ - - - - - ++ + | Светло-жёлтый Кашицеобразный Слабокислая - - - Кислый Не найдены +++ +++ +++ ++ - + ++ + - - - - + | "Рисовой воды" Жидкий Щелочная - - - - Не найдены +- +- - + - - - - - Аскариды - - - | Мутно-красноватый Студнеобразный Слабокислая Слизистокровяные массы ("ректальный плевок") - Не найдены - - - +++ +++ ++ - - - - - +++ - | Коричневый Кашицеобразный Слабокислая В виде комочков с прожилками крови Нерезкий Не найдены ++ ++ ++ +++ +++ ++ + - - Entamoela hystolitica +++ + | Ангина Учебно-целевая задача: используя диагностические алгоритмы, уметь диагностировать ангину и ее осложнения (паратонзиллит, паратонзиллярный абсцесс), определить клиническую форму болезни и назначить адекватное лечение; уметь вести диспансерное наблюдение. 6.6.1. Задание для самостоятельного изучения темы. Пользуясь учебником, методическими указаниями и лекционным материалом для приобретения необходимых базисных знаний, усвойте к практическому занятию следующие разделы: 1. этиология, патогенез и симптоматология ангины; 2. клинико-диагностические критерии распознавания ангины и других инфекционных заболеваний, протекающих с поражением небных миндалин; 3. принципы этиотропной и патогенетической терапии больных ангиной; 4. диспансерное наблюдение за военнослужащими переболевшими ангиной. Проверьте свои знания путем ответов на следующие вопросы: - понятие термина "ангина" и "тонзиллит"; - основные клинические синдромы, определяющие диагноз ангины; - назовите другие инфекционные и неинфекционные заболевания при которых может наблюдаться "тонзиллярный" синдром; - клинические отличия стрептококковой ангины от ангины Симановского – Плаут - Венсана, дифтерии зева, инфекционного мононуклеоза; - клинические признаки паратонзиллита и паратонзиллярного абсцесса; - место лечения больных ангиной; - схемы этиотропного лечения больных различными по тяжести формами ангины; - антибиотики, которые в порядке предпочтения могут быть использованы для лечения; показания, способы и дозы их применения; - средства патогенетического лечения, которые необходимо включить в комплексную терапию больных ангиной; - требования военно-врачебной экспертизы к переболевшим ангиной из числа летного состава. |