МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Пароксизмальные психопатологические синдромы





Отличающие левшей особенности приступообразных психических нарушений мо­гут наблюдаться при очаговом (в частности, опухолевом) поражении мозга.

JI.H, Чебышевой (1977) и Т.И. Тетеркиной (1985) изучено отражение функциональной асимметрии полушарий мозга в пароксизмальной симптоматике при эпилепсии. Отмечены, в частности, следующие отличия приступов у левшей от таковых у правшей: I) независимость их структуры от стороны поражения мозга; 2) возникновение отсутствующих у правшей кли­нических феноменов; 3) выраженное многообразие составляющих приступы феноменов.

Речевые феномены от преходящих афазий правшей отличались структурой, спосо­бами компенсации. Здесь уместно отметить, что в последнее время появляется все больше литературы, посвященной нарушениям речи у левшей.

Левшами иначе, чем правшами, переживались и характеризовались приступообраз­ные нарушения мышления. Описывая их, они говорили: «мысли путаются», «происхо­дит застывание и узость мыслей». Очень редкой у левшей была амнезия на абсансы, их описывали сами больные-левши: «Рассеивается будто внимание». Иногда отличались от аналогичных у правшей и психомоторные припадки. Акинезия перемежалась с ритмиче­скими движениями (похлопывание по телу, хлопанье в ладони, автоматическая ходьба).

Также чаще, чем у правшей, наблюдались зрительные и слуховые галлюцинации. Они имеют свои особенности, отсутствующие у правшей. Воспринимаются подвиж­ными, перемещающимися в пространстве и как бы овеществленными, имеющими фи­зическую силу («могут стукнуть по голове»). Возможны очень редкие у правшей ком­плексные галлюцинации. Одновременно возникают зрительные, слуховые, осязатель­ные, вкусовые, обонятельные и те трудно описываемые больными галлюцинации, отнесенность которых к определенному органу чувств невозможно определить.

Звуки речи собеседника в момент некоторых припадков могут восприниматься как музыкальные. Речь врача воспринимается как рифмованная. Чаще, чем у правшей, воз­никают зрительные галлюцинации. Они очень яркие и динамичные. В одном припадке могут сочетаться зрительные, слуховые и тактильные галлюцинации.

Слуховые галлюцинации могут быть вербальными и невербальными. Могут выра­жаться в ритмических звуках. Возможны и более сложные— комплексные галлюцина­ции. Во-первых, они могут переживаться больными как подвижные, перемещающиеся в пространстве. Во-вторых, по описанию больных, представляются будто овеществлен­ными, как бы приобретшими некую физическую силу. Они были, в частности, у 23-лет­него леворукого больного с ведущим левым ухом (Кпр -66,6; Кпу -28,8) и признаками дисфункции правой гемисферы мозга. Больной сообщил: «За 1-2 минуты до приступа возникает звон в ушах... сильный-сильный, такой, будто вырывается из моей головы наружу и может стукнуть кого угодно... затем внутри головы возникает музыка... одна и та же мелодия, звуки музыки постепенно усиливаются так, что вылетают из головы, кажется, эти звуки уже слышат и другие люди».

Чаще, чем у правшей, наблюдаются обонятельные и вкусовые галлюцинации. Они могут сочетаться с проявлениями дереализации и деперсонализации, висцеро-вегета- тивными и речевыми нарушениями. Такие сложные пароксизмы возможны при пора­жении правого или левого полушария.



Вольной, 22 года, с преобладанием левых ноги и глаза, низкими коэффициентами правых руки (+12,2) и уха (+12,2), у которого диагностировано поражение правого полушария мозга, описывал приступы следующим образом: «Вдруг наступает какой-то диском­форт... что-то неприятное в окружающем мире, в этот же момент появляются не­приятные запахи многих лекарств, они то возникают, то исчезают; так повторяется много-много раз... потом сползаю по стене, сводит руки и ноги... хочу что-то сказать, но не могу, получается какое-то мычание... приступ проходит, не сразу прихожу в себя... растерян, какая-то тревога».

Комплексные галлюцинации, как видно, складываются из множества одномомент­но возникающих обманов восприятия: зрительных, слуховых, осязательных, обоня­тельных и других. Модальностную их принадлежность часто трудно определить. Все жесте они создают у некоторых больных ощущение, будто возле них есть человек. Больной разговаривает с ним, видит его, ощущает тепло его рук, струю выдыхаемого жм воздуха, с давление на теле от прикосновения руки мнимого человека.

Дереализация может выражаться в восприятии мира измененным в цветовых и зву­ковых характеристиках. Как цветные левшами воспринимаются черно-белые объекты. В момент приступа в восприятии левшей весь мир становится желтым, реже зеленым. Некоторые левши лишаются как бы непосредственности восприятия мира; говорят, что «видят» его, как в телевизоре. -Отмечают ощущение «внезапной незнакомости мира» или исчезновение непосредственной связи с миром. Возможны ощущения уменьшения или увеличения частей тела не только соматические, но и зрительные больные рассказывают, как во время приступа «увеличивалась рука»).

В упомянутой выше работе Л.Н. Чебышевой (1977) отмечены частые: у 9 из 16 боль­ных явления дереализации-деперсонализации. Они были у 58,1% левшей и 13,3% прав­шей. У 35,5% левшей возникали при очаге в правом и у 13,3% — в левом полушарии ыозга. Возникают чаще у левшей с расхождением моторных и сенсорных асимметрий. Нп у одного больного не отмечено характерных для правшей пароксизмов измененно­го восприятия окружающего мира как мертвенного, обеззвученного и обездвиженного. В преходящих его нарушениях выступала противоположная тенденция. Выражалась она в частых ощущениях мнимого движения неподвижных предметов. Они восприни­мались больными как «дрожащие», «колеблющиеся». Во время припадка в восприятии больных внезапно изменялись цветовая и звуковая характеристики внешнего мира: • мир становился более желтым», хаотические звуки преобразовываются в ритмиче­ские. Слабые звуки воспринимаются как очень громкие. Звуки «мелькают слева напра­во». Речь окружающих кажется больным во время припадка рифмованной. Мир неко­торыми левшами воспринимается в зеркальном отражении. Один из больных (Кпр +5; Кпу -30) называл такие приступы «переворотами»: «все менялось местами... правое становилось левым, левое — правым».

Явления дереализации и деперсонализации могут быть очень сложными, мучитель­ными для больных. Один из них говорил: «Взгляд застывает на чем-либо... предмет, на котором застрял взгляд, начинает дрожать, колебаться. Сам начинаю колебаться... вол­на проходит по телу, будто я весь сгофрирован... потом расправляюсь, глаза заволаки­вает туманом... меня будто бросают в пропасть. Страх. Думаю, быстрее бы потерять сознание, чтобы не мучиться».

Чаще, чем у правшей, возникает ощущение «уже виденного», «уже слышанного». Оно обычно относится к разговору близких.

Ощущение уже виденного может сочетаться с феноменом предвосхищения — неко­ей способностью предсказывать изменение ситуации в ближайшем будущем времени. В момент такого приступа больной-левша существует в своем восприятии, да и во всей психической деятельности, как бы во всех трех временах — в прошлом, настоящем и будущем.

Отмечены отсутствующие у правшей сочетания явлений дереализации с речевыми нарушениями, сумеречными состояниями сознания. В одном приступе у такого боль­ного (очаг — в левой гемисфере) сочетались, например, различные нарушения: одни, которые у правшей обусловлены поражением правого полушария мозга (явления де­реализации); вторые — левого (речевые нарушения) и, наконец, третьи, у правшей во­обще отсутствующие (обратное течение времени). У левшей же они могут наблюдаться, как видно, при поражении одной гемисферы мозга. Речевые нарушения возникают при очаге в левом и правом полушариях. Почти каждое из нарушений отличается от своего аналога у правшей. Например, больной-левша не понимает обращенной речи, но мо­жет точно повторить сказанные собеседником слова.

Часты аффективные нарушения. Аффект тревоги отмечен у 50,5% левшей: у 36% из них установлено поражение левого, у 14,5% — правого полушария мозга. Аффект тос­ки, составляющий один из элементов приступа, отмеченный у 21% правшей с пораже­нием правого полушария мозга, наблюдался у 80% левшей (50% — с поражением лево­го полушария мозга и 30% — с поражением правого).

Сумеречные состояния сознания у левшей отмечались в 2 раза чаще, чем у правшей: у 35,5% — при поражении правого и у 20,7% — левого полушария мозга. Они имели иные, чем у правшей, особенности. В частности были растянуты во времени, плохо очерчены начало и окончание приступа; больные способны к ретроспективному само­описанию некоторых переживаний в момент приступа. Так, один больной-левша в та­ком состоянии проехал большое расстояние. Оказался в месте, где никогда не предпола­гал быть. Когда выходил из троллейбуса, испытал ощущение, будто «сместились» про­странство и время. Казалось, что «время течет в обратном направлении»,

У левшей, чаще чем у правшей, наблюдаются и психомоторные припадки. Они от­мечены у 73,3% больных с сочетанием леворукости и преобладания левого уха. Поведе­ние в момент приступа у левши может быть иным, чем у правши.

Больная, 18 лет, отличавшаяся стеснительностью, неуверенностью, «вдруг встала, начала веселиться, напевала какую-то мелодию, танцевала, разводила руками, хлопала в ладоши». Подходила к зеркалу и совершала руками движения, как бы поправляя платок на голове. Производила жевательные и глотательные движения. Приступ длился не бо­лее 2 мин. Все родные удивленно смотрели на больную, Когда сестра спросила ее, почему она плясала, больная недоуменно посмотрела на сестру и сказала: «Что ты?Я ничего не делала». У этой больной бывали приступы, во время которых она слышала «какую-то незнакомую музыку», одновременно «появлялись какие-то запахи и привкус во рту не­приятный».

Абсансы могут быть при поражении не только левого, но и правого полушария моз­га. В отличие от правшей многие левши помнят, что был приступ, либо воспроизводят­ся по его окончании отдельные фрагменты. Один из больных отмечал «вхождение в себя» после приступа.

Больная, 28 лет, с преобладанием левых ноги и глаза, но правых руки (Кпр +56£) и уха (Кпу +13,6), у которой отмечались клинические и ЭЭГ-признаки дисфункции правого по­лушария мозга, по описанию мужа, «внезапно замирает, глаза неподвижны». Руки оста­ются в том же положении, в каком были до начала приступа, если в руке был какой-ни­будь предмет, он падает. На обращения не отвечает. Речь отсутствует. Не реагирует на болевые раздражения, горячее, холодное. Из приступа выходит постепенно. Произво­дит резкие «взрывные» движения, сопровождающиеся возгласом, затем фразой с интона­цией раздражения. Иногда многократно повторяет слова мужа, произнесенные, когда больная ни на что еще не реагировала и казалась неподвижной, абсолютно ничего не вос­принимающей, ничего не слышащей и не видящей. Далее возобновляет начатое до при­ступа занятие. Замечает удивление мужа, присматривающегося к ней, но не понимает, с чем оно связано, так как считает, что с ней «ничего не было».

У левшей редки «наплывы мыслей», «вихрь мыслей». Но все же некоторые левши сообща­ла после приступа: «Появлялись посторонние мысли», но без конкретного содержания.

Интересны отличия вспышки пережитого от таковой у правшей. Впадая в такой при­ступ, левши могут продолжать воспринимать внешний мир: слышат окружающих людей, могут и ответить. Так было в одном нашем наблюдении. Больной в ответ на распросы сказал: «Дайте мне досмотреть». Такой приступ может сочетаться с нарушениями речи. Таким образом, для вспышки пережитого левшей не характерно то, что является основным у правшей, — сенсомоторная диссоциация и отрешенность от внешнего мира. Еще два отличия от вспышек пережитого у правшей: во-первых, у левшей воспроизводятся образы событий, происходивших не друг за другом, а в разных отрезках прошлого времени; во-вторых, в ходе повторного переживания ряд ощуще­ний может искажаться, тогда как у правшей точно воспроизводится вся ситуация, ее эмоциональная окраска. Последняя у левшей может быть иной, чем та, которая сопро­вождала события во вспышке пережитого.

У левшей отмечены приступы, особенность которых состоит в том, что в нереаль­ной ситуации, составляющей содержание приступа, больной проявляет мнимую двига­тельную активность. После приступа он описывают себя действовавшим последоватльно в соответствии с обстановкой.

Больная, 20 лет, леворукая (поражение висонно-лобных отделов левого полушария), блед­неющая и смотрящая в одну точку в момент приступа, рассказывала: «Вижу себя... еду на байдарке и вижу тонущих в воде людей, начинаю их спасать, хватаю за одежду и подни­маю их высоко, через свою голову перекидываю их в байдарку». В момент других приступов больная перестает понимать обращенную к ней речь: «Вижу, что человек мне что-то го­ворит. .. но понять не могу... слова проходят мимо ушей... и сама говорить не могу... воз­никают движения, один раз ногами совершала движения, будто еду на велосипеде и кручу педали».

При пароксизмальных состояниях у левшей могут быть иные, чем у правшей, нару­шения восприятия пространства и времени. Это: 1) приступообразное правостороннее игнорирование пространства; оно нередко сочетается с афазией, по структуре отличаю­щейся от афазии правшей; 2) приступообразное ощущение обратного течения времени: оно течет как бы «не по ходу часовой стрелки, а в противоположном направлении». По­следнее состояние длится мгновенье. Авторы наблюдали этот феномен у двух левшей с поражением левого и у одного — правого полушария мозга; сочетался с дереализаци­ей, речевыми трудностями.

У 71% больных с приступами дереализации сочетались леворукость и преобладание 1евого уха. У 74,3% больных с сумеречными состояниями сознания расходились мо­торные и сенсорные асимметрии (сочетались праворукость с левой асимметрией слуха и наоборот). Аффект тоски в приступе часто отмечается у больных с левой асимметрии рук и слуха при поражении левого полушария мозга.

Пароксизмальные нарушения сознания левшей, как видно, более многообразны, чем у правшей, но они не противоположны пароксизмалъным состояниям правшей. Здесь невозможно сравнение пароксизмов при поражении правого и левого полушария как у правшей по определенным критериям. Создается впечатление, что наиболее по­лиморфна картина поражения правого полушария мозга. В ней присутствуют многие клинические симптомы нарушений сознания, обусловленных у правшей поражением тевого полушария мозга.

Сравнив пароксизмы правшей и левшей при очаговой патологии мозга можно предположить:

• у левшей пароксизмальные нарушения многообразнее, чем у правшей;

отличия тем четче, выраженнее, чем больше проявлений левшества;

наибольшие отличия возможны у полных левшей (имеющих левый профиль асимметрии), наименьшие — у лиц с одним проявлением левшества, особенно с преобладанием левой ноги.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.