МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Зеркальные формы деятельности





Это название представляется допустимым и вполне адекватным. Имеется в виду деятельность, (позаимствуем образ Льюиса Кэрролла), осуществляемая как бы по ту сторону зеркала, то есть не в привычном нам предзеркальном, а в зазеркальном мире. У левшей описаны зеркальные письмо, чтение, движения, рисование, восприятие.

Эти формы деятельности как бы иначе (противоположно таковым у правшей) органи­зованы в пространстве. Возможны у здоровых левшей, но чаще элементы зеркальности встречаются у левшей с поражением мозга.

Так, К.М. Heilman с соавт. (1980) описали у 56-летнего больного-левши (острое рас­стройство мозгового кровообращения) зеркальное чтение и письмо в сочетании с про­странственной дезориентировкой (не различал правого и левого). Зеркальное письмо проявлялось при письме под диктовку и реже при самостоятельном списывании. Зер­кальное же чтение обнаруживалось чаще при предъявлении цифрового ряда, текста. Эти феномены регрессировали в течение 5 дней.

Зеркальное письмо

Зеркальным называют письмо, когда переставлены местами правые и левые элемен­ты букв. Его называли еще «вывернутым письмом» (Манасеина М.М., 1883). Оно выгля­дит обычным в зеркальном отображении. Ему посвящено много публикаций, причем они стали появляться уже в конце XIX века; имеются указания на частое его сочетание с афазией. Soltmann (1890) зеркальное письмо обеими руками объясняет тем, что при правостороннем парезе, афазии больные теряют способность передвигать руку в правую сторону при сохранении возможности передвижений рук влево. М. Fogt (1880) предпола­гал, что зеркальное письмо обусловлено формированием зеркальной памяти буквенных изображений в левом полушарии в процессе обучения письму правой рукой. Но описа­ны единичные случаи зеркального письма у детей с правосторонним гемипарезом, еще не обучавшихся грамоте (Gerstman J., 1924). Давно обратили внимание на то, что зеркаль­ное письмо часто осуществляется левшами: «За редким исключением это делают левору- oie и только левой рукой» (Ballard Р., 1916). Хотя, есть данные (Cornell J., 1985), что у большинства детей в возрасте от 3 до 7 лет обнаруживается спонтанное зеркальное мисьмо, и оно является необходимым этапом овладения письмом. Но все же в литературе господствует мнение, что зеркальное письмо присуще левшам — здоровым и больным Allen M.J., Wellman М.М., 1980).

Точных данных о частоте зеркального письма у левшей нет.

G.D. Schott (1980) наблюдал 10 правшей с необратимыми повреждениями правой руки, которые в ходе обучения письму левой рукой некоторые буквы писали зеркаль­но. Автор констатирует, что зеркальное письмо встречается и у здоровых людей, ссыла­ясь при этом на знаменитых левшей (Льюиса Кэрролла, Леонардо да Винчи), а также на детей.

В литературе подчеркивается связь зеркального письма только с одним признаком левшества — леворукостью. В обычных школах детей, пишущих зеркально, — 0,48%; в школах для детей с физическими дефектами — 1,1%; в школах для умственно отсталых детей — 8% и среди последних праворуких мальчиков — 1,6%, праворуких дево­чек — 2,8% (Gordon Н., 1920). Зеркальное письмо обнаруживается у 31,8% леворуких мальчиков и у 33,3% леворуких девочек; оно встречается в 17 раз чаще среди умственно отсталых, чем среди нормально развивающихся детей (Капустин А.А., 1924)



СМ. Блинков и соавторы (1945) описали зеркальное письмо у 21-летнего левши со слепым ранением левого полушария мозга. Учась в школе, в первых трех классах писал тевой рукой зеркально, не без труда научился писать правой рукой. Потом правой ру­кой писал уже свободно. Будучи уже взрослым сознательно писал зеркально, напри­мер, письма знакомым девушкам. Левой рукой колол дрова, бросал фанаты.

В 1943 году ранен в голову (поражены левая центральная и нижнетеменная области, лва металлических осколка проникли в левую затылочную область). После ранения установлен абсцесс в глубине левой теменной доли.

У больного было обнаружено сочетание афазии, зеркального чтения и письма на фоне правосторонних спастического гемипареза, гемианопсии, гемигипестезии. После ранения с трудом понимал обращенную к нему речь. Собственная речь также была гру­бо нарушена: с трудом вспоминал нужные слова, отмечались литеральные парафазии:


 

Рис 3.1. Письмо под диктовку: а) имя, фамилия, дата и слова — стол, мама, папа, Баня; б) буквы - к, л, м

говорил «Бакедонский» вместо «Македонский», «Бреция» вместо «Греция», «Ебигет» вместо «Египет». О себе говорил в третьем лице, но при этом употреблял глаголы как для первого лица («Он немой, слышу, не выговариваю»). Письмо грубо нарушено: бег­лое зеркальное письмо (а также списывание) при полном отсутствии письма обычным шрифтом. Писал справа налево, курсивом, разбросано по листу, преобладающим было направление снизу вверх или по диагонали справа налево и вверх (рис. 3.1). Отмечалась также зеркальность по вертикали, русские буквы заменял иностранными, например, вместо «м» писал «w».

Чтение было невозможным в начале наблюдения. Затем появилось зеркальное чте­ние: «Е» читал как «З», а «Э» — как «Е»... Не мог читать обычный текст вслух, узнавал бу­квы и некоторые слова произносил в противоположном обычному направлении (врач — чарв).

В описанном случае доминантным по речи у левши авторы предполагают левое по­лушарие, как и у правшей. Но афазия имела свои особенности: довольно быстро начала регрессировать, сочеталась с зеркальным чтением и письмом. Авторы заключают: «...поскольку афазия наступила после ранения левого полушария, очевидно, что веду­щим в отношении речи у нашего больного является левое полушарие, а доминантность правого полушария ограничивается лишь сферой моторики». Допустимо предположе­ние о возможности у описанного больного преобладания левых уха и глаза.

С.М. Блинков, Т.А. Карасева (1965) описали 16-летнего левшу. Начинал писать ле­вой рукой, переучился, стал писать правой. За 2 года до поступления в Институт нейро­хирургии им. акад. Н.Н. Бурденко РАМН появились приступы: начинались с судорог в правой ноге, потом в правой руке, голова поворачивалась вправо и нарушалась речь. Потом перед припадком стали появляться парестезии в правой руке. Отмечены: право­сторонняя гемигипестезия, легкие нарушения артикуляции в речи. Удалена опухоль левой лобно-парасагиттальной области. После операции наблюдалось нарастание ге- мипареза до паралича, появились грубые речевые нарушения. Довольно быстро стал ходить. Восстановилась чувствительность. Апраксин в левой руке, нарушение автома­тизации движений, персеверации. Ориентирован в месте и во времени. Отвечал одно­сложно. Активная речь почти отсутствовала, употреблял отдельные слова (преимуще­ственно существительные). Аграмматизм, литеральные парафазии, паузы перед или в середине слова, персеверации. Понимание речи сохранено. Писал левой рукой печат­ными буквами зеркально; мог написать свои имя и фамилию. Списывал справа налево как обычный, так и зеркальный текст; переводил обычный текст в зеркальный. Напи­санное считал нормальным, зеркальный текст и читал легче, чем обычный. На рисунке 3.2 приведено зеркальное письмо этого больного.

Сопоставление зеркального письма больного и его отражения позволяет отметить особенности этого письма. Видно, что некоторые буквы (л, и, я) написаны обычно, и они становятся зеркальными в отражении. «Перевод» зеркального текста в незеркальный дает возможность выявить «ошибки» в написании букв; их нет в написании цифр.


Рис. 3.2. Зеркальное отражение зеркального письма больного, как видно, восстанавливает обычный вариант письма

 

 


Pиc. 3.3 (а). Фрагмент зеркального письма здорового студента, выполненного левой рукой

На рисунке 3.3 приведено зеркальное письмо здорового левши.


Рис. 3.3 (6). Зеркальное отображение фрагмента зеркального письма, выполненного здо­ровым студентом левой рукой, см. рис. 3.3 (а)

 

 

Писал левой рукой печат­ными буквами зеркально; мог написать свои имя и фамилию. Списывал справа налево как обычный, так и зеркальный текст; переводил обычный текст в зеркальный. Напи­санное считал нормальным, зеркальный текст и читал легче, чем обычный. На рисунке 3.2 приведено зеркальное письмо этого больного.

Сопоставление зеркального письма больного и его отражения позволяет отметить особенности этого письма. Видно, что некоторые буквы (л, и, я) написаны обычно, и они становятся зеркальными в отражении. «Перевод» зеркального текста в незеркальный дает возможность выявить «ошибки» в написании букв; их нет в написании цифр.

При сравнении зеркального письма здорового левши с зеркальным его отражением видно следующее: «правильность» зеркального отображения букв; в конце короткого текста уменьшение величины букв, сокращение расстояния между ними (результат возможного утомления). Самое важное отличие от письма больного состоит в том, что зеркальность в письме здорового произвольна.

Описаны афазия, зеркальные чтение и письмо в сочетании с правосторонней гем**ей у 59-летней (нарушение мозгового кровообращения в левом полушарии), леворукой, в семье есть левши (Руцонис К.Г. и соавт., 1978). Афазия—моторная с сохранени­ем достаточного числа слов, произносимых спонтанно или после проговаривания врачом начала фразы. Затрудняется в определении правой и левой стороны своего тела и экстраперсонального пространства Например, на вопрос, где находится муж — справа или слева от нее, отвечает, что он находится справа, в то время как он находится слева Часто создается впечатление, что больная отвечает наобум. На вопрос, может ли она дви­гать правой рукой, отвечает утвердительно, но сама двигает левой рукой. При просьбе написать слова берет карандаш левой рукой, пишет справа налево, произнося слова по слогам правильно. Когда врач просит ее прочесть слово, указывая буквы пальцем слева направо, произносит буквы, не понимая смысла слова, чему сама удивляется. Начинает понимать смысл слова при показе ей пальцем букв справа налево. Афатические наруше­ния исчезли сравнительно быстро.

В этом наблюдении моторная афазия, зеркальные формы деятельности, простран­ственные нарушения наступили у левши при поражении левого полушария. Отмеча­лись гностические расстройства, трудности различения левого-правого. Присутствует предметная зрительная агнозия: не узнает предмет зрительно, но идентифицирует его осязанием. Афазия кроме описанных выше особенностей отличается также малой вы­раженностью и быстрым регрессом.

Афазию с зеркальным письмом при поражении левого полушария М. Critchley счита­ет редким явлением и, как правило, наступающим у левшей. Зеркальное письмо левой рукой у левшей Pick (1925) считал нормальным явлением «вопреки мнению других авто­ров своего времени» (Руцонис К.Г., 1978). СС. Калижнюк (1970) описала зеркальное письмо у левшей с церебральными параличами. У девочки 6 лет 8 месяцев (спастическая диплегия с преимущественным поражением правых конечностей) были пальцевая агно­зия, почти полный астереогноз справа; слева—узнавание с ошибками, трудности в опре­делении «правое» и «левое», «над» и «под». Мальчик 8 лет 6 месяцев с правосторонним ге- мипарезом, атетозом рисовал и писал левой рукой справа налево, зеркально.

Изучая феномен зеркального письма, мы обследовали 100 здоровых испытуемых — студентов одного из институтов в возрасте от 18 до 20 лет. Зеркальное письмо выяви­лось у 10, тогда как леворукими из них были лишь 5 испытуемых. У 5 других, обнару­живших зеркальное письмо, была левая асимметрия слуха

Левой рукой зеркальное письмо осуществляется легко и быстро. Нередко этот фено­мен проявляется внезапно у больных или у здоровых левшей, в частности в состоянии утомления. При этом сам левша часто не осознает необычность (противоположность) своего письма и сам удивляется написанному. Многие левши не могут прочитать напи­санное ими зеркально.

Зеркальное чтение

Встречается реже зеркального письма, и в специальной литературе ему уделено меньше внимания. Возможны различные варианты зеркального чтения. Может быть более всего отвечает названию «чтение зеркально написанного текста». Левша прочи­тывает его столь же быстро, как любой человек — обычно написанный текст. Но зер­кальное чтение не всегда сопутствует зеркальному письму. Некоторые левши пишут зеркально, но прочитать написанное не могут.

Зеркальным называют иногда чтение слогов, слов, фраз в обратном направлении — не слева направо, как обычно, а справа налево. Такое зеркальное прочтение выступает иногда изолированно. W. Ireland (1881), вероятно, одним из первых описал у ребен­ка-левши «выворачивание» (чтение слов наоборот), сочетавшееся с зеркальным пись­мом. А.В. Семенович (1991) у левши с поражением левого полушария мозга наблюдала такое чтение слогов: ко — ок, ру — ур, кит — тик.

А.Я. Колодная (1947,1954) описала больного со слепым ранением левой височно-теменно-затылочной области, у которого были различные нарушения чтения: зеркально дописанные слова он прочитывал быстро и «очень уверенно, самодовольно улыбаясь». J несимметричных буквах (е, з, р, к, в) говорил: «Это не буква, надо писать наоборот». Показывал, как правильно писать буквы, при этом изображал их зеркально и мог быстро прочитать каждую букву. Когда его попросили прочесть букву «к», он долго смотрел «а нее недоуменно и приговаривал: «Я знаю эту букву, только вы неправильно пишете, ш пишете наоборот». Читал слова справа налево, при этом слово «кора» получалась л его произнесении как «арок», «вода» — «адов». Произнося слова, приговаривал: «Нет такого слова».

Подобное наблюдение описано J. Lange (1931) у 67-летней больной (нарушение моз­гового кровообращения, правосторонняя гемианопсия). Читала справа налево, буквы различала хорошо, даже когда они были написаны латинским и готическим шрифтом; слова, написанные неправильно (с ошибкой), читала как правильно написанные.

Больная с гемангиомой левой теменной области, сопровождавшейся правосторонним игнорированием, нарушениями ориентировки в правом-левом, обычный текст читала справа налево и понимала смысл, но не понимала смысла зеркального текста, читаемого справа налево, хотя правильно произносила слова (букву за буквой), 57-летний больной с гематомой в глубинных отделах левого полушария писал зеркально, проговаривал слова и числа обратно: вместо 523 произносил 3-2-5 (Chia Lie-Gan, Kinsbourne М.,1987).

Зеркальное чтение часто проявляется внезапно. Сочетается с зеркальным письмом, элементами правосторонней пространственной агнозии, нарушениями ориентировки в правом - левом, сравнительно быстро регрессирующими нарушениями речи. Необычность чтения обычно не осознается больными, они не способны исправить «ошибку» чтения.

Зеркальные движения

Зеркальными называют движения, совершаемые в направлении, противоположном требуемому. Так, движения правой руки нормально пишущего человека и левой руки пишущего зеркально, противоположны — являются как бы зеркальными отражения­ми друг друга. У здоровых левшей зеркальные движения появляются при утомлении, понижении внимания. Важно учитывать возможность возникновения непроизвольных зеркальных движений при отборе здоровых к операторской или летной деятельности, Могут быть обнаружены в специальных пробах, например, при выполнении пробы руки (Лурия А.Р., 1973). Она заключается в следующем. Врач, сидя напротив больного, просит его повторить движение, которое он совершает руками. Скажем, врач подносит к подбородку правую руку и тыльной поверхностью кисти касается нижней его части. Левше легче повторить движения врача левой (а не правой) рукой. При этом сам он часто не замечает, что повторяет движения врача не той рукой. Указание на неточность »воспроизведения может вызвать у левши растерянность или он надолго задумывается,

многократно переводя взгляд с руки врача на собственную руку, повторяющую задан­ное движение.

Остается неизвестной частота зеркальных движений. В литературе выделяются врож­денные зеркальные движения, но вопрос о том, что они присущи левшам, не обсуждает­ся. G.D. Schott (1980) полагает, что зеркальные движения в левой руке заложены генети­чески, но не получают развития из-за бимануального ингибирования синкинетических движений. Практика все же показывает, что зеркальные движения возникают у здоровых лиц, хотя бы с одним или двумя проявлениями левшества. У больных, обнаруживших в наших наблюдениях зеркальные движения, были левый и такие профили асимметрии, когда моторные и сенсорные асимметрии расходились (скажем, леворукость сочеталась с ведущим правым ухом).

Несмотря на большое число описаний зеркальных феноменов, они мало изучены, почти не систематизированы с единых позиций. Описаны, например, врожденные зер­кальные движения (Schott G.D., Wyke М.А., 1981); у 7 больных непроизвольные зер­кальные движения отнесены к патологическим: 1) наследственно обусловленные; 2) выявляемые на фоне других патологических явлений; 3) возникающие спорадиче­ски. У них также было своеобразное нарушение произношения — усиление модуля­ции. В возникновении зеркальных феноменов авторы придают значение нарушению одного из основных нервных процессов — тормозного. Считают, что они появляются при одно- и двусторонних поражениях мозга.

Зеркальные движения не бывают лишь одним изолированным проявлением левше­ства; они могут сочетаться с затруднением (вплоть до полной беспомощности) в опреде­лении правого-левого; с зеркальным восприятием, письмом, чтением, рисованием, а у больных также с элементами афазии, алексии, агнозии (симультанной, правосторон­ней пространственной).

Зеркальное рисование

Зеркальным называют рисование, реализуемое в пространстве наоборот обычному, когда перевернутым на 180° получается весь или часть рисунка» Особенно наглядно зер­кальность выступает в копировании несимметричных геометрических конструкций. Она может проявиться и в тесте, где испытуемый должен нарисовать перечисляемые экспериментатором предметы. Взяв карандаш в левую руку, левша начинает рисовать предмет, названный первым, располагая его на правом краю чистого листа, и дальше рисует предметы в названной последовательности, но в направлении справа налево.

Такой вариант зеркального рисования описан у 32-летнего больного с дисфункцией правого полушария мозга и профилем асимметрии, близким к симметричному: Кпр+10, Кпу -5, левая асимметрия ног, симметрия глаз (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1994). При выполнении задания «Пиктограмма» рисунки для запоминания заданных слов больной осуществлял левой рукой, начинал рисовать на правом крае листа и продолжал рисовать далее справа налево.

В.А. Калягин и Г.М. Сумченко (1976) наблюдали 8-летнюю леворукую девочку с сим­метрией слуха (в восприятии слов), зеркально писавшую некоторые цифры, затрудняв­шуюся в различении правильно и зеркально изображенных цифр. Девочка могла выпол­нять счетные операции в пределах первого десятка только с опорой на конкретные пред­меты, затруднялась в понимании предложенных понятий: верх-низ, левое-правое и т.д.

Описаны варианты зеркального рисования левой и правой рукой при очаговых по­вреждениях мозга (Мосидзе В.М. и соавт., 1990). В наших наблюдениях зеркальное ри­сование отмечено у лиц, имеющих хотя бы одно проявление левшества.

Отмечалось «выворачивание» при рисовании в раннем детстве: меняются местами верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое; при этом сам ребенок не чувствует неправильности, не замечает ее (Stern W., 1915). Семенович А.В. описывает достаточно часто встречаемый у детей-левшей феномен — поворот рисунка при ко­пировании на 90°.

Зеркальное рисование часто сочетается с зеркальными восприятием, письмом, чтением, движениями. Точная частота проявления зеркального рисования неизвестна, хотя наблюдается достаточно часто в детстве левшей, являясь этапом становления зрительно-пространственных функций. Урежается по мере взросления левши.

Зеркальное восприятие

Под зеркальным понимается восприятие объекта перевернутым на 180°, Выражается как бы в противоположном (по сравнению с привычным, по опыту наблюдения за правшами) восприятии направления движений, места расположения предметов, опре­делении правой и левой стороны своего тела и любого объекта и т.д. Зеркальное восприятие может быть приступообразным, составляя основное содержание бессудорожных припадков. Может быть в сновидении, когда знакомая обстановка представляется перевернутой на 180°. Наблюдается и у здоровых левшей в особых ситуациях. Напри­мер, у летчиков, оказавшихся в аварийной ситуации. Крен самолета вправо таким летчиком-левшой воспринимается как крен влево, и наоборот. Действия по управлению самолетом летчик чаще всего совершает в соответствии со своим восприятием, в данном случае не устраняя, а, напротив, усугубляя аварийность ситуации.

Среди особенностей психической деятельности левшей со склонностью к зеркальному восприятию особое место занимает трудность ориентировки в правом-левом.

Мы наблюдали 32-летнюю леворукую больную из семьи, где все женщины по линии матери были леворукими. Жаловалась, что она (как и ее мать) с большим трудом понимает, что такое правое и что такое левое. Например, когда ее мать иногда ищет что-либо в шкафу и ей подсказывают, что искомый предмет лежит справа, то она «начинает нервничать, никак не понимает где правая сторона шкафа». У больной среди многообразных приступов наблюдались и такие, когда она «путала правую и левую руки». Это бывало и вне приступов. Так, она поранила левую руку, а щадила— правую руку, чтобы не вызывать боли, да и сама боль «вроде была в правой, а не в левой руке».

Зеркальное восприятие возникает, по-видимому, у больных с определенным профилем асимметрии. Здесь значимо скорее левшество в зрении и слухе. У 45-летней леворукой больной из семьи, где были левши, зеркальное восприятие наступало в сновидении: «видела комнату перевернутой... окно было справа, а стало слева». У этой больной зеркальное восприятие касалось только комнаты, где она спит. Она «всю жизнь» плохо различала правое и левое.

Д.Е. Столбун (1934) описал сочетание зеркальных восприятия, письма и рисунка правосторонней пространственной агнозией у больного с поражением левого полу­шария. Например, он рассматривал картину, держа ее вверх ногами, и верно передавал содержание.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.