МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Левосторонняя пространственная агнозия





Другое часто употребляемое название этого синдрома — левосгоронее пространст­венное игнорирование. Наблюдается при поражении задних отделов правого полуша­рия, а также при поражении задних отделов мозолистого тела. Может проявляться в развернутой и редуцированной форме. При полушарном поражении синдром часто сопровождается левосторонними гемиплегией (парезом), гемианестезией (гипостезией), гемианопсией, гемиакузией, но не сводится к сумме перечисленных нарушений. В развернутой форме игнорирование левой стороны проявляется во всех модальностях психосенсорной и психомоторной деятельности. Характерны анозогнозия, благоду­шие — эйфория, неосознавание собственной беспомощности.

Для зрительного восприятия характерно невнимание ко всему тому, что находится в левой (по отношению к больному) части пространства, ошибочное смещение зри­тельного стимула (находящийся слева от больного предмет воспринимается как распо­ложенный справа от него); неспособность определить последовательность событий во времени. При восприятии картины устойчиво стремление больных перечислять дета­ли, начиная справа и постепенно продвигаясь к левой ее стороне, часто вовсе игнори­руемой пациентом. Нарушено зрительное представление: из описания по памяти хоро­шо знакомых мест, например, мебели в комнате, выпадают предметы, находящиеся слева от воображаемой точки обозрения. Это расстройство В.И. Корчажинская и Л.Т. Попова (1977) считают проявлением «зрительно-пространственной агнозии», которая, по их мнению, складывается из четырех симптомов: 1) игнорирование левой половины зрительного пространства; 2) конструктивная апраксия; 3) апраксия одева­ния; 4) расстройство топографической памяти. Описаны зрительные персеверации — многократное повторение однажды увиденной ситуации. Возможны зрительные гал­люцинации в выпавшей части поля зрения при левосторонней гемианопсии. Часты глазодвигательные нарушения: 1) душевный паралич взора — не воспринимаются предметы, расположенные рядом с центром внимания; 2) оптическая атаксия — неспо­собность показать или взять предмет под контролем зрения; 3) пространственное рас­стройство внимания. Нарушены прослеживающие движения взора влево, его фикса­ция на объектах, расположенных с левой стороны, целенаправленное перемещение взора.

В слуховом восприятии выступают игнорирование больными звуков, исходящих из левого (по отношению к ним) пространства. Больной слышит и отвечает врачу, если тот находится справа от его кровати, игнорирует вопросы врача, оказавшегося слева от него. Звуки, исходящие из левого пространства, воспринимаются пациентами как раз­дающиеся справа — слуховая аллесгезия. Н.М. Кроль (1946) описал это явление как «акустическая аллесгезия и акустическая дезориентировка с извращением слухового вос­приятия на 180°— синдром поражения правой височной доли». Я. А. Альтман и С.В. Вайтулевич (1982) при изучении больных после правосторонних электросудорожных припадков установили у них нарушение способности локализовать звук в пространст­ве (в ответ на хлопок, раздающийся справа от больного, он фазу поворачивает голову в эту сторону, а при хлопке слева начинает искать источник звука в правом верхнем квадранте пространства). Часто больные не различают голоса близких. Различение бо­лее доступно, если говорящий находится справа от больного. Пациенты неспособны: а) различать эмоциональную окраску речи, зачастую даже близких людей; б) осуществ­лять и дифференцировать интонации собственной речи.



А.С. Шмарьян отмечал нарушение синтезированного слухового восприятия; утерю способности выделять нужное из ненужного — все воспринимается как хаос звуков без дифференцировки главного и второстепенного. Это особенно относится к звукам, раз­дающимся слева от больного.

Сенсорное невнимание (sensory inattention) проявляется и в тактильном восприятии. Игнорируются наносимые на левую сторону тела больного тактильные, болевые, тем­пературные стимулы. При одновременном нанесении уколов на обе стороны тела боль­ными не ощущаются уколы, наносимые на левую сторону. Л.Г. Членов (1934) отметил исчезновение фантомных болевых ощущений, возникших ранее после ампутации ле­вого бедра в верхней трети. Описана тактильная аллесгезия: раздражение левой конеч­ности воспринимается как воздействие на симметричные участки правой конечности.

Нарушается восприятие собственного тела: не ощущается, игнорируется левая его сторона (гемисоматоагнозия). Иногда она в восприятии больного отчуждается—как бы принадлежит не ему. Это выявляется в ходе исследований кожной, мышечно-суставной и других сложных видов чувствительности. Игнорируются левосторонние гемиплегия (или парез), гемианестезия. При осмотре больные ведут себя так, будто они здоровы и у них нормально функционируют руки и ноги. При просьбе поднять левую ногу подни­мают правую, но этого не осознают, как и неподвижности левых конечностей. Отчужде­ние левой половины тела может обнаруживаться и в высказываниях больных. Так, на во­прос, где у больной левая рука, она отвечала: «в сумке... мама положила ее в сумку... она мне надоела... пусть там полежит недельку, две». О левой руке больные часто говорят в третьем лице: «Она хулиганит... не подчиняется мне... бьет меня». Подобные высказы­вания возможны и относительно левой ноги, но реже: «Левую ногу одолжил медсестре... Она на ней ходит». Игнорирование левой руки и ноги иногда сочетается с ложным ощу­щением дополнительных конечностей — псевдополимелией — чаще рук и реже ног. Среди многих ложных конечностей больные неспособны различить собственную. Воз­можны ложные ощущениядвижения в пораженных конечностях.

В литературе часто упоминаются нарушения восприятия пространства и времени, пер­спектив, формы, величины и взаимного расположения предметов. Подчеркивается часто­та и выраженность анозогнозии: незнание болезни, построение поведения без учета гру­бых двигательных нарушений. Невропатологи различают три формы, или степени, выра­женности анозогнозии: 1) отрицание болезни с конфабуляторным синдромом; 2) незнание болезни; 3) недооценка тяжести состояния. По Л.Г. Членову, анозогнозия касается «исклю­чительно левосторонних гемиплеппсов... разгадка в том, что больные утратили знание и ощущение одной половины тела, они страдают не только анозогнозией, не и гемиауто- агнозией». Нарушается право-левая ориентировка. Часто наблюдается аспонтанность. Если больного не активизировать расспросами, он оставляет незаконченной начатую фра­зу. С.В. Бабенкова отмечает, что больные не пользуются левыми конечностями» хотя неко­торые движения доступны. Неспособны самостоятельно одеться. Одевают только правую половину тела, обувают правую ногу и ходят со свисающим левым рукавом, босой левой ногой. Этот синдром может сочетаться с корсаковским. Речь больных эмоционально и ин­тонационно невыразительна. Нарушена логическая направленность речи, что иногда вы­глядит как резонерство. Лицо больного обычно разглажено, плохо очерчены признаки внимания. Взгляд отведен вправо. При просьбе посмотреть влево больные медленно отво­дят глазные яблоки влево, но они удерживаются в таком положении очень короткое время и возвращаются в прежнее положение. Больные напоминают слепых при нормальной ост­роте зрения: из-за нарушения зрительного внимания неспособны видеть одновременно два или больше объектов, расположенных на некотором расстоянии друг от друга, что описывается как симультанная агнозия (Меерсон Я.А., 1982).

В двигательном поведении характерны две особенности: 1) непользование левыми конечностями, если даже парез в них незначителен; 2) общая двигательная аспонтанность (больные могут часами лежать или сидеть, отсутствует инициатива к произволь­ной двигательной активности).

Больные плохо ориентируются в пространстве и времени. Не узнают знакомых мест, домашней обстановки, служебного кабинета. В определении длительности собы­тий часто наблюдается переоценка.

При чтении игнорируется левая часть текста, при этом не замечается бессмыслица прочитанного. Иногда больные дополняют читаемое вымыслами. Писать начинают в правой части листа, часто с его середины. Не замечают при этом (игнорируют) слова уже написанные на левой половине, могут повторять в письме многократно одну или несколько букв. Так, слово «товарищ» больная пишет как «товарарарарарищщ». (Доб­рохотова Т.А. и др., 1996).

Нарушены ориентировка в правом-левом, способность выполнить простейшую инструкцию по конструированию фигуры, особенно левой ее части.

Эмоционально-личностные изменения

Несходны при поражении различных отделов правого полушария. Выражаются в тенденции к преобладанию благодушного или эйфорического настроения, неосозна­нию и отрицанию своего болезненного состояния. Возможна расторможенность. Все эти расстройства особо выражены при поражении правой лобной доли.

Тоскливая депрессия

Включает тоску, двигательную и идеаторную заторможенность. Эта триада симпто­мов возникает обычно при поражении височного отдела правого полушария. Может сочетаться с описанными выше приступами резко выраженной тоски, пароксизмальными, обонятельными, вкусовыми галлюцинациями, висцеровегетативными наруше­ниями. Больные ориентированы, упорядочены в поведении. Имеют четкое представле­ние о характере своей болезни. Тяжело ее переживают. Выглядят озабоченными, удру­ченными. Всегда грустны. Говорят тихо, быстро утомляются и делают вынужденные паузы в разговоре. Большей частью малоподвижны, неразговорчивы, но могут заметно оживиться при беседе с врачом. Толково излагают жалобы. Часто сами говорят о сни­жении памяти, но при этом правильно воспроизводят даты, события, а также необходимые детали в экспериментально-психологических исследованиях. Их самооценка снижена. В ней преувеличено значение признаков болезни.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.