МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Объем дисциплины и виды учебной работы





ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ

 

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебно - методический комплекс по дисциплине

Для студентов факультета психологии

По направлению подготовки 030300.62 Психология

(Бакалавриат)

 

 

Тверь 2013

 

Козлов С.А.

Общая психология: учебно-методический комплекс. – Тверь: Тверской филиал МГЭИ, 2013 - 124 с.

Одобрено кафедрой психологии. Протокол заседания кафедры психологии №2 от 20 сентября 2013 года.

Для студентов Тверского филиала Московского гуманитарно – экономического института, обучающихся по направлению подготовки 030300.62 Психология.


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………….…………4

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………6

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН……………………………………..…………8

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА…………………………………………………18

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………...46

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ………..48

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНАМ……..71

 

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ……………………………….…....80

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ……………………………………….82

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТЕСТИРОВА-

НИЯ………………………………………………………………………..87


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Место дисциплины в структуре ООП. Данный курс является дисциплиной третьего профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки «Психология» и преподается студентам в 1–4 семестрах в объеме 12-х зачетных единиц (432 часа).

Освоение общей психологии основывается на знаниях, приобретенных при изучении философии, социологии, биологии, культурологии. Данная дисциплина является базовой для всех дисциплин профессионального цикла.

Цель освоения дисциплины– подготовить студентов к будущей профессии; научить их усваивать знания, учиться; развить познавательное отношение к учебной деятельности; сформировать знание современных концепций природы и качественных особенностей психики человека, закономерностей формирования высших психических функций и развития сознания человека; содержания познавательных процессов, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, индивидуальных особенностей, основных форм жизнедеятельности личности, природы духовного уровня бытия и психологии духовной жизни личности.

Основные задачи курса – усвоение системы знаний о предмете общей психологии, ее месте в системе наук, об общепсихологических принципах; развитие научных представлений о человеке, закономерностях психического развития и личностного роста; овладение понятийным аппаратом современной психологии, изучение тенденций ее развития, ведущих психологических теорий и кон­цепций по проблемам сознания, деятельности, личности, мышления, мотивации и т.д.

 

Программа курса состоит из 6-ти разделов, включает 40 тем и не предусматривает написание курсовой работы.

 

В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и семинарских занятий. По данной дисциплине практических занятий не предусмотрено.



В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: введение в общую психологию, развитие представлений о природе психических явлений, предмете, задачах и структуре психологии, человек как субъект познания, человек как субъект деятельности, духовно-рефлексивная и бессознательная сферы человека, психология индивидуальности, ценностные ориентации и направленность личности.

На семинарских занятиях продолжается углубленное теоретическое изучение наиболее важных разделов и тем, таких, как: концепции фило- и онтогенеза психики в психологии, психологический анализ деятельности, психофизическая, психофизиологическая и психосоциальная проблемы в психологии, теория поэтапного формирования умственных действий, физиология движений и активности, психология мастерства, проблема «метода» в психологии, психология ощущения, восприятия, памяти, внимания, воображения, эмоций и воли, потребности и мотивации, нейролингвистическое программирование в регуляции общения человека, проблема интуитивного, эмоционального и экстрасенсорного отражения реальности, личность в философско-религиозных учениях, проблема бессознательного в классическом психоанализе и современные подходы к его изучению, личность как предмет психологического исследования, бессознательные механизмы активности человека, психология индивидуальности личности, современные психологические теории личности, психология способностей, психологическая характеристика темперамента, проблема характера, ценностные ориентации и направленность личности; проверяются знания студентов с целью стимулирования сознательного и активного изучения программного материала.

Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабочей программы. Таких, как: представления о предмете психологии до её выделения в самостоятельную науку, тенденции развития современной психологии, потребность и мотивация, этические проблемы профессиональной деятельности психолога, форма действия, формирование знаний, навыков, умений, мастерства, роль и место психолога в организации и обеспечении формирования мастерства, применение математических методов, экологический подход к восприятию пространства и движения, безо́бразное мышление, кривая забывания, феномены внимания, виды, функции воображения, виды и функции речи, самонаблюдение, потребности и мотивация, техника аутотерапевтической помощи, теоретические аспекты парапсихологии, компоненты жизненной энергии, основные искусства святости, ранние сновидения, развитие психики человека и животных, цели личности, антропология творческого человека, психология человеческой судьбы, формирование основ авторского подхода, психодинамический подход, внутреннее противоречие как источник развития, личность и индивидуальность, признаки и свойства сознания, методы самопознания человека, личность в философии, социологии и психологии, профессиональные способности психолога, индивидуальный стиль деятельности, типы характеров, профессиональная направленность личности психолога.

Формой итогового контроля знаний студентов являются зачеты и экзамены, в ходе которых оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачеты по дисциплине входят в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах. Один семестровый экзамен выражается 1 зачётной единицей (36 часов): 3 дня подготовки (27 часов) и 1 день на экзамен (9 часов).

Требования к результатам освоения дисциплины.В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Психология»,должны:

знатьспецифику и значение психологического знания для понимания современной научной картины мира в системе наук о человеке; психические явления, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики, существующие в мировой психологической науке, направления, теоретические подходы; методы и результаты классических и современных исследований психических явлений, состояний и свойств личности;

уметьустанавливать связи между теоретическим и эмпирическим уровнями познания психической активности человека; применять общепсихологические знания о познавательной, эмоциональной, мотивационно-воле­вой сферах личности в целях понимания, постановки и разрешения профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности; анализировать собственную профессиональную деятельность и возможные пути профессионального саморазвития, в том числе основания для выбора дальнейшего образовательного маршрута;

владетькатегориальным аппаратом психологической науки для реализации различных целей профессиональной деятельности (научно-исследовательской, практической, преподавательской, просветительской); основами профессионального мышления психолога, позволяющими осознавать и концептуализировать окружающую действительность с позиции общепсихологического знания; информацией о современном состоянии и актуальных проблемах общепсихологических исследований психического мира человека.

Процесс изучения дисциплины «Общая психология» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Психология» следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций (согласно ФГОС ВПО):

способность и готовность к овладению культурой научного мышления, обобщению, анализу и синтезу фактов и теоретических положений (ОК-3);

способность и готовность к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

способность и готовность к анализу своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

способность и готовность к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

способность и готовность к нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);

способность и готовность к проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9);

способность и готовность к овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15);

способность и готовность к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

способность и готовность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);

способность и готовность к описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

способность и готовность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

способность и готовность к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

способность и готовность к психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

способность и готовность к прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

способность и готовность к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

способность и готовность к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследова­тель­ской и практической деятельности (ПК-10);

способность и готовность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);

способность и готовность к проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12);

способность и готовность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);

способность и готовность к самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);

способность и готовность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20);

способность и готовность к анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21).

Изучение данной дисциплины предусмотрено ФГОС ВПО (2010).

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 12 зачетных единиц, 432 часа. Одна зачётная единица равна 36 часам.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
Аудиторные занятия (всего), в том числе
Лекции
Практические занятия (ПЗ)  
Семинары (С), в т.ч. зачет          
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего), в том числе
Курсовой проект (работа)        
Расчетно-графические работы          
Реферат  
Другие виды самостоятельной работы
Работа с учебной литературой
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет экзамен зачет экзамен
Общая трудоемкость, часы Зачетные единицы

 


 

Тематический план (типовой)

Наименование темы Кол. часов по уч. плану Кол. ауд. часов Лекции Семинары Практические занятия Другие формы занятий Самостоятельная работа
1 cеместр
РАЗДЕЛ 1. Введение в общую психологию
Развитие представлений о природе психических явлений, предмете, задачах и структуре психологии      
Концепции фило- и онтогенеза психики в психологии    
Психологический анализ деятельности    
Психофизическая, психофизиологическая и психосоциальная проблемы в психологии    
Теория поэтапного формирования умственных действий    
Физиология движений и физиология активности    
Психология мастерства    
Проблема «метода» в психологии    
Раздел II. Человек как субъект познания
Психология ощущения и восприятия      
  Зачет        
  Итого за 1-й семестр    
2 cеместр
Психология мышления    
Психология памяти    
Психология внимания    
Психология воображения    
Речь в системе познавательной деятельности    
Раздел III. Человек как субъект деятельности
Психология эмоций    
Психология воли    
Психология потребностей    
Психология мотивации    
Проблема интуитивного, эмоционального и экстрасенсорного отражения реальности    
Раздел IY. Духовно-рефлексивная и бессознательная сферы человека
Личность в философско-религиозных учениях народов Востока    
Личность в философско-религиозных учениях Ислама    
Личность в философско-религиозных учениях Христианства    
  Экзамен            
  Итого за 2-й семестр    
3-й семестр
Проблема бессознательного в классическом психоанализе    
Современные подходы к изучению бессознательного в психоанализе    
Аналитический подход к изучению бессознательного    
Исследование бессознательного в индивидуальной психологии    
Личность как предмет психологического исследования в телесно-ориентированной психологии    
Личность как предмет психологического исследования в гештальтпсихологии    
Личность как предмет психологического исследования в психосинтезе    
Личность как предмет психологического исследования в психодраме    
Личность как предмет психологического исследования в транзактном анализе Э. Берна    
  Зачет            
  Итого за 3-й семестр    
4-й семестр
Личность как предмет психологического исследования в гуманистической психологии    
Личность как предмет психологического исследования в логотерапии    
Личность как предмет психологического исследования в бихевиоризме      
Личность как предмет психологического исследования в когнитивной психологии    
Бессознательные механизмы активности человека    
Раздел Y. Психология индивидуальности
Психология индивидуальности личности    
Проблема сознания в психологии    
Самосознание и самопознание человека    
"Я-концепция" личности    
Раздел YI. Основы психологической персонологии
Психология способностей    
Психологическая характеристика темперамента    
Проблема характера в психологии    
Ценностные ориентации и направленность личности    
  Экзамен            
  Итого за 4-й семестр    
  Итого по дисциплине    
                                 

 

Примечание: темы, обозначенные *, изучаются студентами сокращенного срока обучения самостоятельно


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.