Семинарское занятие по теме 40. Психологические защитные механизмы человека Вопросы для обсуждения 1. Содержание, функции и возможности исследование защитных механизмов в психоанализе, гештальттерапии, экзистенциальной и гуманистической психологии. 2. Понятия защиты в теории психоанализа З. Фрейда. 3. А. Фрейд о функциях и формах психологических защит. 4. Значение механизмов защиты в жизнедеятельности человека. 5. Возможности преодоления защитных механизмов, тормозящих процесс развития личности. Рекомендуемая литература Основная 1. Никандров В.В. Психология: учебник.- М.: ВолтерсКлувер, 2009. Дополнительная 2. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. -СПб.: Речь, 2000.-507 с. 3. Романова Е.С. и др. Механизмы защиты. М., 1996. 4. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Защитные механизмы // Психология мотивации и эмоций. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М., 2002. 5. Фрейд А. Эго и механизмы психологической защиты.- М.:АСТ,2008. Семинарское занятие по теме 43. Пcихология сознания, самосознания и самопознания человека Вопросы для обсуждения Психологическая структура сознания человека. Психологические особенности формирования самосознания человека. Роль и место самопознания в развитии личности Рекомендуемая литература Основная 1. Немов Р.С.: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений в 3 кн.-4-е изд.-М.: ВЛАДОС, 2008.-Кн. 1: Общие основы психологии. Глава 5. 2. Никандров В.В. Психология: учебник.- М.: ВолтерсКлувер, 2009.Дополнительная 3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введению в общую психологию. Курс лекций. М.: Изд-во ЧеРо, 2002. Лекция 2-6. 4. Зинченко Б. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. — М., 1994. — С. 145—17, 292—299. 5. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: «Питер», 2005. 6. Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1998. — С. 64—98. 7. Психология сознания. Хрестоматия /Сост. и общ. ред. Куликова Л.В. Спб.: Питер, 2001. 8. Россихин А.В., Измагурова В.Л. Личность в изменённых состояниях сознания. М.: Смысл, 2004. 9. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. — Самара, 2000. - С. 133-219, 317-621. 10. Стивенс Р. Сознавание: исследуем, экспериментируем, упражняемся. М.: Изд-во «Эксмо», 2002. Семинарское занятие по теме 44. «Я-концепция» личности Вопросы для обсуждения 1. Создание основ теории Я в работах Уильяма Джемса и Р.Бернса. 2. Основные направления исследования "Я-концепции" в отечественной психологии. 3. Феноменалистическая психология в работах Роджерса. Рекомендуемая литература Основная 1. Никандров В.В. Психология: учебник.- М.: ВолтерсКлувер, 2009. Глава 18. Дополнительная 2.Агапов В.С.Становление Я-концепции личности: теория и практика. -М.: Институт молодежи, 1999. 3.Барышникова И.В. Интегративный подход к исследованиям "Я-концепции" личности в отечественной психологии.- М.: Институт молодежи, 1998. 4. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности.- М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,1999. 5. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб. Питер Пресс, 1997. 6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека.-М.,2005. Семинарское занятие по теме 45. Психология личности как центральная проблема общей психологии Вопросы для обсуждения 1. Взгляды на личность в зарубежной и отечественной психологии. 2. Особенности разработки структурного и типологического подходов разработки теории личности в в зарубежной и отечественной психологии 3. Психологическая структура личности. 4. Детерминанты формирования и основные формы проявления индивидуальности Рекомендуемая литература Основная 1.Немов Р.С.: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений в 3 кн.-4-е изд.-М.: ВЛАДОС, 2008.- Кн. 1: Общие основы психологии. Глава 8. 2. Никандров В.В. Психология: учебник.- М.: ВолтерсКлувер, 2009. 3. Корчемный П.А. Психология человека. - М.: МГЭИ, 2008. Глава 3. Допролнительная 2.Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., Смысл, 2006. Раздел IV. Гл. 14-16, 18. 3. Божович Л. И. Социальная ситуация и движущие силы развития личности // Психология личности. Тексты. — М., 1982. - С. 166-171. 4. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. 6. Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М., 1985 9. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов.- М.: Аспект Пресс, 2001.- 447с. 10.Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности.- М.: ЭКСМО-Пресс,1999. Семинарское занятие по теме 46. Психология способностей Вопросы для обсуждения 1. Общие вопросы теории способностей. 2.Основные особенности способностей 3. Диагностика способностей и условия их развития. Рекомендуемая литература Основная 1. Немов Р.С.: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений в 3 кн.-4-е изд.-М.: ВЛАДОС, 2008.-Кн. 1: Общие основы психологии. Глава 14. 2. Никандров В.В. Психология: учебник.- М.: ВолтерсКлувер, 2009. Дополнительная 3.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Academa, 2002. 4. Дружинин В.Н. Когнитивные способности. Структура. Диагностика. Развитие. М., СПб.: ПЕР СЭ. Иматон, 2002. 5. Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. М.: Изд-во Современного Гуманитарного Университета, 2004. 6. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. — М., 2002. 7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. Лейтес И. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. — С. 129-220. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984. Платонов К.К. Проблемы способностей.- М.: Наука, 1972. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: "Питер", 2002. -272 с. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: «Логос», 1994. |