МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная тифлологическая наука, опыт жизни и деятельно­сти взрослых инвалидов по зрению свидетельствуют об их больших потенциальных возможностях, и в то же время указывают на глубо­кое отставание в физическом развитии, которое осложняет решение самой актуальной проблемы современности - интеграции инвалидов по зрению в общество (Л. Ф. Касаткин, В. А. Кручинин, Л. А. Семенов, Б. В. Сергеев).

Причина отставания физического развития взрослых заключа­ется в том, что тяжелый зрительный дефект осложняет на ранних этпах развития ребенка процесс активного познания окружающего мира, который связан прежде всего с его двигательной активностью. Нарушения зрения ограничивают движения детей в первые годы жизни, по сравнению со зрячими сверстниками. Слепые дети испы­тывают страх передвижения в незнакомом пространстве, что приво­дит к дефициту движения.

Ряд авторов, изучавших особенности физического развития де­тей с тяжелыми нарушениями зрения, отмечают, что слепые и сла­бовидящие дошкольники характеризуются меньшей подвижностью, по сравнению со зрячими сверстниками, нечеткостью координации движений, снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности, точности. Дети испытывают трудности при ориентировке в про­странстве, выполнении движений на равновесие. Осложнено форми­рование понятий об основных движениях, что снижает двигательную активность, сдерживает развитие естественных потребностей в дви­жении. Слепые и слабовидящие дети чаще подвержены простудным

заболеваниям.

Вместе с тем убедительно показано, что при целенаправленном систематическом воспитании детей с тяжелой зрительной патологи-еи можно не только скоррегировать недостатки физического разви-

Прсждснгскля программа "Дс1и России", 1995


тия, но и предупредить вторичные отклонения. При этом становится возможным преодолеть стихийность, непоследовательность, нерав­номерность развития, раскрыть потенциальные возможности детей.

Организация специальных детских садов для детей с тяжелыми нарушениями зрения создает благоприятные предпосылки для пре­одоления отклонений и предупреждения недостатков физического развития, а также условия для целенаправленного физического вос­питания этих детей, что вполне возможно при реализации програм­мы, учитывающей возрастные возможности ребенка и знания взрос­лыми (педагогами, родителями) коррекционных методов воздействия на физическое развитие. Следует помнить, что формирование двига­тельных умений и навыков происходит на основе сенсорной депри-вации.

Наш опыт работы со слепыми и слабовидящими дошкольника­ми подтвердил основные выводы тифлопедагогов о проблемах физи­ческого развития детей с тяжелыми нарушениями зрения, одновре­менно позволил выявить специфические особенности, обусловлен­ные возрастом, степенью и характером зрения, семейным воспитани­ем Преодоление недостатков физического развития детей с тяжелым нарушением зрения возможно при условии раннего педагогического вмешательства в процесс физического воспитания ребенка с учетом особенностей его познавательной деятельности.

Эффект работы взрослых по физическому воспитанию детей со зрительной патологией обусловливается в значительной степени формированием у них потребности к активному, самостоятельному, осмысленному движению, сформированностью специальных знаний и умений ориентировки в пространстве, преодолением фобии (страха) пространства.



Медико-педагогические исследования физического развития до­школьников в специальном детском саду и наблюдения за их сво­бодной деятельностью выявили особенности отставания физического развития детей раннего возраста по отношению к возрастной норме. Например, овладение ходьбой, которая является одним из необхоли-Мь'х двигательных навыков, происходит у слепых к 2—2,5 годам, у

© Полпрофамма "Дети - инвалиды", 1995


снка имени Рауля Валленберга


Специальные коррекциоиные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения



 


слабовидящих к 1,5 годам, тогда как нормально видящие дети овла­девают ею к концу первого года жизни.

Особенно трудным для детей со зрительной патологией являет­ся овладение правильной вертикальной позой в положении стоя и ходьбой, что влечет за собой нарушение осанки, появление плоско­стопия, делает невозможной выработку правильной координации

движений и т. д.

К моменту поступления большинства детей в специальный дет­ский сад (к 3 годам жизни) наблюдается их общее физическое от­ставание, чго обусловливает необходимость коррекции вторичных нарушений физического развития и разработки специальных ком­пенсаторных приемов физического воспитания.

Основными задачами физического воспитания дошкольников с нарушением зрения являются охрана и укрепление здоровья, нерв­ной системы, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным ребенку видам деятельности, формирование нравственных и лично­стных качеств.

Наряду с общими задачами физического воспитания, преду­смотренными программой для массовых детских садов, в специаль­ном (коррекционном) дошкольном учреждении решаются специаль­ные задачи с учетом познавательной деятельности детей и предше­ствующего двигательного опыта:

- повышение двигательной акгивности детей путем создания
специальных условий, позволяющих преодолевать скованность, ог­
раниченность, недостаточность движений, боязнь передвижения в

пространстве;

- формирование жизненно необходимых двигательных умений

и навыков на основе деятельности сохранных анализаторов;

Прсшдснгская программа "Деги России", 1995

- коррекция и компенсация недостатков физического развития;

- формирование личностных качеств, воспитание положитель­
ной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, пре­
одоление ложного стыда, неуверенности в своих силах, коммуника­
тивных свойств личности.


Решение общих и специальных задач, обеспечивается реализа­цией специальной программы по физическому воспитанию. Она включает в себя дополнительные разделы, не предусмотренные об­щей программой для массовых детских садов, предполагает специ­фические формы организации работы по физическому воспитанию, органическую связь медицинского, педагогического персонала и ро­дителей в решении задач физического развития, раскрывает специ­альные приемы работы с детьми со зрительной депривацией, вклю­чает описание и требования к оснащению физкультурных занятий.

Профамма по физическому воспитанию обеспечивает ребенку условия для самостоятельной ориентировки в пространстве, создает предпосылки для расширения сферы интересов, общения.

Профамма построена по концентрическому принципу, предпо­лагает увеличение объема и усложнение содержания материала по годам обучения и разделам.

Общие разделы программы включают:

1. Основные движения:

- ходьба, бег, ползание, лазанье, прыжки;

- упражнения с шагом, на развитие равновесия, коорди­
нации движений; ■

- формирование осанки;

- основные положения (рук, ног, головы; положения сидя,
лежа, упоры).

 

2. Общеразвивающие упражнения: упражнения для рук и плече­
вого пояса, ног, туловища;

3. Спортивные и подвижные ифы с элементами спортивных игр
и основных движений.

4. Физкультурно-оздоровительные мероприятия: закаливание
(солнце, воздух, вода), кварц.

Специальные разделы программы включают:

1. Развитие навыков пространственной ориентировки:

- ориентировка на себе (знание схемы тела);

- ориентировка в физкультурном зале и на спортивной1
площадке (знакомство с помещением зала, с предметами, за1-

© Поднршрамма "Дети - инвалиды", 1995



Международный университет семьи и ребенка имениРауля Валленберга


Специальные коррекционпые программы для дошкольников с тяжелым нарушением чрениа


 


полняющими его, и их назначением, условиями безопасного передвижения);

- определение направления;

- знакомство и обучение;

- ориентировка с помощью слухового и тактильно-
двигательного анализаторов.

2. Коррекция вторичных дефектов:

- исправление нарушений осанки, плоскостопия;

- коррекция скованности, ограниченности и недостаточ­
ности движений;

- преодоление боязни передвижения в пространстве.

 

3. Формирование мотивации движений - положительного инте­
реса к двигательной деятельности.

4. Развитие элементарных зрительных функций:

 

- прослеживающей функции глаза;

- глазомера;

- бинокулярного зрения;

- гимнастика для снятия зрительного утомления.
Примечания:

1. Все перечисленные разделы составляют содержание про­
граммного материала с первого по четвертый год воспитания.

2. Качественное усвоение программы по физическому воспита­
нию дошкольников с нарушением зрения предполагает совместную
деятельность всех специалистов дошкольного учреждения и органи­
ческую связь с другими специальными разделами программы:

 

1) Тфограммы по ориентировке;

2) программы по сенсорному развитию ребенка:

а) развитие элементарных функций всех сохранных анализато­
ров;

б) развитие мелкой моторики;

в) развитие элементарных зрительных функций.
Тифлопедагог имеет право повторить на последующих возрас­
тных этапах развития ребенка материал предьщущего года обучения,
если тот не успевает в соответствии с требованиями программы.

© Президентская программа"Дети России", 1995


Основной организационной формой реализации программы яЭ-ляется физкультурное занятие, проводимое воспитателем с учете м рекомендаций учителя-дефектолога, офтальмолога, врача ЛФК, неЭ-ропатолога.

Кроме того, элементы физического развития ребенка органиче­ски включаются во все режимные моменты работы специального детского сада и семейного воспитания.

Критерием сформированное™ двигательных умений и навыков, качества их выполнения должна быть практическая самостоятельнЗя деятельность, которая осуществляется в повседневных подвижных и спортивных играх, вечерах досуга, спортивных праздниках и пр.

В конце учебного года медико-педагогический коллектив груп­пы отражает динамику физического развития, выявляет причины за­труднений и определяет перспективы работы на следующий год.

Программа по физическому воспитанию для слепых и слабови­дящих детей является экспериментальной новаторской. Тифлопеда­гоги адаптируют ее с учетом состава группы, индивидуальных ос-о-бенностей детей, предшествующего опыта их развития.

Программа отражает достижения современной тифлологии, шс-следования в области физического воспитания и нашего опыта рабо­ты с детьми с тяжелыми нарушениями зрения в течение ряда лет.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Iгод обучении





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.