КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ К УСВОЕНИЮ ПРОГРАММЫ ПО ТИФЛОГРАФИКЕ 1. Фамилия, имя 2. Возраст______ 3. Время потери зрения_______________ 4. Состояние зрительного анализатора: а) светоощущение + проекция________ б) цветоощущение_________________ в) дистанционность восприятия г) поле зрения_________________ д) восприятие в разное время суток 5. Готовность осязательно-двигательного анализатора: 1 2 а) тактильная чувствительность (пороги чувствительности) б) развитие мелкой моторики: - состояние мышечного тонуса - способы захвата предмета - сила удержания - точность мелких движений ^Культура осязательного восприятия: а) хаотичное, последовательное восприятие руки —б^монобиномануальное восприятие о1 --------- —!]_Даличие поисковых движений руки г) сформированность прослеживающих _л?иж?ний пальцев руки сформированность зрительной коорди-нации Президентская npoipaMMa "Дети России", 1995 © Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995 «а имени Рауля Валленберга | 7. Развитие осязательных ощущений: | б) дифференцировка предметов по темпе- | __ t-__ £-1_____________________________ в) наличие способности цифференциро- | DaiD uujjiii t»u.v---------------------------- ормированность способов обследования восприятия предметов | 9 Умение правильно держать ручку, карандаш, | б) линия (пространственное расположе- | в) плоский предмет (рельеф, кон | 11. Изобразительная деятельность: | а) сенсорные эталоны (цвет, форма, вели- | б) навыки рисования (сопряженно, само- | в) владение навыками аппликации (приклеивание готовых форм са мостоятельно, по установке, сопряжен- но)_________________ г) владение навыками лепки (умение вы полнять основные движения по возрас ту)______ и конструирования © Президентская программа "Дети России", 1995 Спсииальные коррскционныс программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения 12. Сформированность понятий (лист бума га, картина, рисунок, иллюстрация к кни- __ге)____________________________________ 13. Интерес к тифлографике_________________ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМИНАРА ПО ТИФЛОГРАФИКЕ ДЛЯ ТИФЛОПЕДАГОГОВ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ Реализация программы по тифлографике предполагает повышение квалификации тифлопедагогов и воспитателей специального дошкольного учреждения. Это тем более важно, что обучение тифлографике рассчитано на школьный возраст. Развитие системы дошкольного воспитания детей с тяжелой зрительной патологией (слепых, слабовидящих) обусловливает необходимость квалифицированной помощи этим детям в овладении тифлографическими умениями и навыками. Наш многолетний опыт работы со слепыми дошкольниками позволил определить основное содержание и формы работы по обучению педагогических коллективов детских садов по программе «Тифлофафика». Обучение включает следующие темы (18 - 20 ч): - Определение тифлофафики как раздела тифлопедагогики. - История становления и развития теории и практики обучения тифлофафике слепых. - Виды тифлофафических изображений и дидактические тре бования к их выполнению. - Место и роль рельефного рисунка в формировании у слепых ей адекватных представлений об окружающем мире. ~ Закономерности и особенности восприятия рельефного рисунка "зрячими. © Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995 Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленбсрга Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения - Возможности и условия осязательного восприятия слепыми дошкольниками рельефных рисунков. - Психолого-педагогические основы профаммы по тифлофа- фике для слепых дошкольников. - Анализ профаммы по тифлофафике для слепых дошкольни ков. - Формы и структура занятий по обучению тифлофафике в учебно-воспитательном процессе специального детского сада. Семинар может проводиться в разных формах: - Лекции тифлопедагога. - Практические занятия, на которых формируются практиче ские знания и умения по методике проведения занятия по тифло фафике. - Изготовление тифлопедагогами и воспитателями пособий и их описание. - Проведение открытых занятий по тифлофафике с их анали зом. - Доклады, обобщающие специальную литературу и свой опыт по обучению тифлофафике. - Составление письменных рекомендаций для родителей по тифлофафике. - Организация выставок работ детей по тифлофафике. - Разработка тифлопедагогом, примерных рекомендаций по из готовлению новых пособий по тифлофафике. |