МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Принципы комплектования групп





Слепые и слабовидящие дети представляют весьма сложную и разнородную группу. Они различаются по степени снижения зри­тельных функций, по характеру зрительной патологии, течению и степени прогрессирования заболевания глаз, по зрительным возмож­ностям, которыми они располагают, по общему состоянию здоровья, выраженности вторичных отклонений и т. д. Эти различия обуслов­ливают и различные функциональные возможности таких детей и разный уровень их работоспособности.

Указанные особенности этих детей диктуют необходимость дифференцированного подхода к ним в процессе их воспитания и обучения с учетом всех перечисленных факторов.

Исходя из лечебных задач и подбора больных, в зависимости от возраста и уровня психического развития кемплектуются группы ле­чебной гимнастики, которая проводится в форме групповых, мало­групповых и индивидуальных занятий. Индивидуальная форма заня­тий наиболее широко распространена со слепыми и слабовидящими детьми, так как их специфика основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку. Индивидуальный метод используется и в процес­се разучивания упражнений, и в процессе их совершенствования и

усложнения.

Дети, назначенные на ЛФК, по клиническим формам нарушения зрения условно делятся на две группы. К первой относятся дети с


наиболее тяжелыми нарушениями (близорукость и изменение глаз­ного дна, подвывихи хрусталика, глаукома и др.). Им противопока­заны упражнения статического и скоростно-силового характера. Тем не менее в практике лечебной физкультуры для детей данной кате­гории как в детском саду, так и в семьях эти упражнения использу­ются довольно широко. Практически детей невозможно огради ib от таких форм физических нагрузок, так как все они любят бегать, прыгать, лазагь, что свойственно их физиологическим потребностям. Поэтому на занятиях ЛФК используются физические упражнения на выносливость, скоростно-силового и статического характера в опти­мальном объеме. Наиболее благоприятное воздействие на орган зре­ния оказывают упражнения на выносливость умеренной интенсивно­сти при пульсовом режиме 130-140 ударов в мин. Дети второй груп­пы (с атрофией зрительного нерва, дальнозоркостью и др.) могут выполнять практически любые упражнения. Однако во всех случаях необходим индивидуальный и дифференцированный подход к каж­дому ребенку в процессе занятия с учетом клинических форм, ха­рактера нарушения зрения и аномалий развития.

5. Формы и структура организации занятий по ЛФК ♦с дошкольниками в условиях специальных учреждений

Использование различных средств лечебной физкультуры для решения лечебных, лечебно-воспитательных и коррекционных задач возможно в различных формах, отражающих наиболее целесообраз­ное включение ее в режим дня. В дошкольных специальных учреж­дениях наиболее распространены специальные занятия лечебной физкультурой, утренняя гимнастика, индивидуальные назначения и элементы ЛФК, включаемые в другие виды двигательной активности (занятия по физическому воспитанию, подвижные игры).

Занятие лечебной физкультурой - основная форма. По своему построению оно соответствует всем основным принципам построе­ния занятия по физическому воспитанию, а по содержанию - веду­щим лечебным задачам для данного заболевания, которые определя-



© Поднро1рамма "Дети - инвалиды", 1995


140

Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Вшшенберга

ются существующими представлениями об этиологии и патогенезе заболевания.

Для слепых и слабовидящих детей одной из важнейших задач ЛФК является оздоровление, достигаемое путем активации двига­тельной деятельности. Причем это касается не только детей, кото­рым предписано ЛФК по глазному заболеванию, но и тех, кто стра­дает сопутствующими заболеваниями. Исключение составляют дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП. В этом случае; целью занятий ЛФК, помимо общего оздоровления, является опреде-ленная корректировка:

а) исправление имеющихся дефектов осанки;

б) выработка достаточной силовой и общей выносливости мышц
туловища, укрепление «мышечного корсета».

При плоскостопии ведущее место занимают такие задачи:

а) исправление деформации и уменьшение имеющегося уплоще­
ния сводов стопы;

б) устранение пронированного положения пятки и пронацион-
ной контрактуры.

Кроме этого, из задач, стоящих перед физическим воспитанием 4-7-летних детей с церебральным параличом важнейшее значение имеют:

а) улучшение манипуляторной деятельности рук (пальцев);

б) развитие проприоцептивных ощущений и пространственно-
временной организации двигательного акта;

в) улучшение устойчивости ребенка в различных положениях;

г) выработка умения дозировать мышечное усилие, а также рас­
слаблять напряженные мышцы.

Лечебное и воспитательное воздействие адекватных возрасту и характеру заболевания средств ЛФК возможно лишь при соблюде­нии ряда дидактических принципов, выработанных теорией и прак­тикой физического воспитания и лечебной физкультуры.

Ведущим из принципов является принцип систематичности. Он заключается в непрерывности, планомерности использования ле­чебных средств ЛФК во всех возможных формах.


 

Специальные коррекциониые пршраммы для дошкольников е тяжелым нарушением фения

Принцип от простого к сложному подразумевает постепенное повышение требований, предъявляемых к де1скому организму. Эчо касается как конкретных лечебных, так и воспитательных задач.

Принцип доступности - все средства должны быть доступны, учитывая психомоторное развитие.

Сочетание общего и специфического воздействия. Этот прин­цип дает возможность поддерживать оптимальный уровень работы всех физиологических систем.

Принцип чередования, или рассеянной мышечной нагрузки. Он важен для предупреждения утомления у детей. Он предусматривает такое сочетание средств ЛФК, чтобы работа мышц, осуществляю­щих движение, сменялась работой других мышц, оставляя возмож­ность для восстановительных процессов.

Принцип сознательности и активности. Для усиления действия ЛФК, повышения психотерапевтического эффекта, а также для ре­шения лечебно-воспитательных задач необходимо сознательное ак­тивное участие ребенка в занятиях.

Занятие ЛФК состоит из трех частей. В вводной части с помо­щью определенных методических приемов (построение, упражнения на внимание) обеспечивается организация детей, необходимый пси­хофизический настрой. Поскольку у слепых и слабовидящих детей слабо развита адаптация к физическим нагрузкам, выработка услов­но-рефлекторных связей идет медленно, целесообразно увеличить длительность подготовительной части занятия до 30-35% общего времени.

В основной части занятия решаются ведущие лечебные и лечеб­но-воспитательные задачи. Для их реализации используются специ­альные, общеукрепляющие физические упражнения, упражнения на тренажерах, подвижные игры.

В заключительной (20-35% времени) части занятия физическая нагрузка снижается до уровня, соответствующего двигательному ре­жиму, на котором находится ребенок.

Длительность занятий для 4-5-летних детей 25-30 мин. Для де­тей старшего дошкольного возраста длительность увеличивается до

© Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995


Президентская программа "Дети России", 1995


сбснка имениРауля Воллснбер! а

МСЖДупи(л..м.,„... , _

35—40 мин, чему способствует более продолжительный период ак­тивного внимания.

Помимо лечебных задач, во время специальных занятий по ЛФК должны решаться лечебно-воспитательные, обеспечивающие восста- ' новление и высокое качество двигательных навыков и умений, соот­ветствующих возрастным, физиолошческим характеристикам. "Для этого следует заимствовать некоторые приемы обучения движениям из соответствующих программ физического воспитания дошкольни­ков, а также постоянно анализировать состояние двигательной сфе­ры ребенка и приводить в соответствие применяемые средства и ме­тоды лечебной физкультуры с его индивидуальными особенностями.

На занятиях с 4—5-летними детьми в связи с усугубляющейся при заболеваниях неравномерностью в развитии движений у разных детей применяется индивидуальный способ их организации, а при хорошо усвоенных всеми детьми навыках - фронтальный.

При выполнении упражнения следует контролировать точность всего движения в целом и его деталей. Особое значение при началь­ном разучивании как положений, так и движений имеет контроль за правильным выполнением и коррекция ошибок. Основными источ­никами информации, на основе которой ребенок может оценить свои действия, являются собственный тактильный контроль, про-приоцептивные ощущения и слова педагога. Важно, чтобы словесная коррекция производилась в момент совершения действия.

Немаловажное значение для коррекции имеет также метод пас­сивных движений, используемый как дополнительный. Он заключа­ется в том, что педагог ставит часть тела ребенка (руку, ногу) в нуж-' ное положение (при освоении положений). При освоении же движе­ний для прочувствования их используется пассивная «проводка» по '

эталонному пути.

Задача обучения - не в поверхностном изучении, а в формиро­вании прочных навыков выполнения действий за счет совершенство­вания мышечно-суставного чувства. Освоив основные положения и движения, следует переходить к закреплению навыков в различных


условиях. С этой целью освоенные элементы включаются в специ­ально разработанные комплексы упражнений.

Для развития пространственных ориентировок используются за­дания с переменой направления движений, с одновременным выпол­нением разных двигательных действий. Наряду с совершенствовани­ем пространственных представлений и умения выполнять движения следует обучать детей специальным умениям оценивать движения по времени и степени мышечных усилий. Необходимо, чтобы слепой ребенок умел отличать быстрое движение от медленного (мог по за- , данию выполнить движения быстро и медленно), а также при вы­полнении различных упражнений использовать максимальные и ми­нимальные мышечные усилия.

Особой формой применения лечебной физкультуры в детских учреждениях является использование ее элементов в режиме дня. Сюда относятся специально подобранные подвижные игры, упраж­нения для закрепления двигательных навыков, выполняемые в пе­риоды бодрствования помимо других форм лечебной физкультуры, занятия по физическому воспитанию.

В процессе физического воспитания слепых и слабовидящих де­тей большое внимание уделяется физическим упражнениям при­кладного характера. Основные движения включают способы пере­движения (ходьба, бег, ползание, прыжки, метание, лазанье).

В ЛФК формирование навыков основных движений определяет­ся необходимостью ликвидации задержки в развитии, ряда заболева­ний нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Основные движения, включаемые в занятия, способствуют развитию внимания, пространственных представлений, волевых качеств, способствуют повышению эмоционального тонуса.

Много времени на занятиях уделяется ходьбе. Ходьба - основ­ной естественный вид движения циклического типа, способ переме­щения тела в пространстве. Многократность повторения циклов движения, их ритмичность, стандартность и другие характерные | особенности создают благоприятные условия для общего полноцен­ного развития организма. Процесс ходьбы для слепого человека ста-


 


© Президентская


профамма "Дети России", 1995


Специальные коррекционные пршраммы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения



 


новится важным способом измерения и оценки пространства, сред­ством ориентировки в нем.

Формирование правильной осанки у слепых и слабовидящих де­тей и коррекция ее недостатков возможны при условии знаний осо­бенностей развития основных элементов ходьбы: вертикальное стоя­ние, отдельные элементы шага и прямолинейность, динамическое равновесие; координация движения рук и ног, ориентировка в про­странстве. В процессе физического воспитания необходимо прово­дить последовательную систематическую работу по коррекции не­достатков основной стойки, отдельных элементов шага, манеры дви­жений. Совершенствование мышечно-двигательных представлений и навыков у слепых и слабовидящих детей будет способствовать фор­мированию правильной ходьбы. Овладение составными элементами ходьбы - длина шага, время прохождения, ощущение пространства и т. д. - становится основой ориентировки в различных условиях пере­движения.

В период обучения ходьбе используются игры:

а) на закрепление правильного положения тела при естествен­
ной стойке;

б) на закрепление навыков прямолинейной ходьбы;

в) на координацию, согласованность и ритмичность движений

рук и ног при ходьбе;

г) игровые ситуации для сохранения равновесия и т. д.

Неоценима роль прикладных упражнений для развития про­странственных ориентировок. Овладение пространством слепыми детьми, их самостоятельное движение становится стимулом в позна­нии внешнего мира, в расширении знаний об окружающем. Большое значение в обучении занимает психологическая подготовка, снятие боязни передвижения в пространстве. Для слепых детей характерна своеобразная ориентировочная реакция на звук.

Дня ощущения движения руки должны быть подвижными. Эта подвижность развивается путем особых систематических упражне­ний, основанных на анатомическом строении органов осязания. По-

Прсшдстская пршрамма "Деги России", 1995


этому необходимо использовать гимнастику для рук. Она состоит из следующих разделов:

1. Определение своей руки и ее частей относительно их поло­
жения в пространстве. Сюда относятся движения всей руки и ее час­
тей в различных направлениях, а также вытягивание, сгибание и
сжатие руки.

2. Различные противопоставления друг другу.

3. Параллельные движения руки и ее частей.

4. Дивергирующие движения руки и ее частей.

5. Конвернирование обеих рук и их частей как целевое движе­
ние.

6. Группировка пальцев для подражания движениям, которые
необходимы при употреблении важнейших орудий.

7. Целесообразные движения, необходимые в повседневной жиз­
ни. Упражнения на осязание не ограничиваются только упражне­
ниями для рук, а проводятся и для других органов и всего тела.

На занятиях лечебной физкультурой используются приемы, с помощью которых у слепых детей формируются навыки контроля собственных движений на основе слуховых, кожных и мышечно-суставных ощущений. Уже при образовании пространственных представлений чувство равновесия играет определяющую роль.

Упражнения в равновесии - гимнастические упражнения, на­правленные на тренировку вестибулярного аппарата. Они выполня­ются при уменьшенной площади опоры, изменениях положения го­ловы и туловища, в стойке на одной ноге и т. д. Эти упражнения способствуют улучшению координации движений, воспитанию и за­креплению навыка правильной осанки.

Упражнения на координацию проводятся при сложных сочета­ниях движений. Они используются для тренировки и восстановления двигательных навыков, восстановления нарушенной регуляции дви­жений.

Одной из характерных черт физического состояния слепого яв­ляется недостаточное развитие мышечной системы. Мышечная сила, по сравнению с нормой, значительно ослаблена, движения угловаты,

© Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995


Специальные коррекциомнме про1раммы для дошкольников с 1яжелым нарушением ip



 


медлены и нерешительны. Сами мышцы недоразвиты, вялы, иногда гипотрофичны, поэтому используются корригирующие упражнения -специальные упражнения, способствующие устранению деформации опорно-двигательного аппарата различной этиологии. Коррекция ( достигается подбором исходных положений, при которых распреде­ление мышечного тонуса, сохраняющего принятую позу, способству­ет выравниванию имеющейся деформации, а также используются си­ловые упражнения - гимнастические упражнения с произвольно из­меняемой величиной мышечного напряжения.

В общеукрепляющих упражнениях принимают участие различ­ные группы мышц. Под специальными подразумеваются упражнения, направленные на тренировку напряженных мышц и способствующие восстановлению нарушенной функции (при ДЦП).

Так называемые упражнения со снарядами выполняются с раз­личными предметами: гимнастической палкой, булавами, обручами, скакалками, мячами разных размеров, детскими гантелями, погре­мушками, медициноболом и т. д. Применение снарядов обычно вы­зывает увеличение физической нагрузки, что в отдельных случаях помогает движениям. Висы и упоры могут быть смешанными и чис­тыми. Для детей дошкольного возраста чаще используются смешан­ные висы. Они выполняются с помощью шведской стенки в положе­нии лицом, боком, спиной к стенке.

Упражнения гимнастического характера широко применяются лишь с целью коррекции опорно-двигательного аппарата. В основ­ном для слепых и слабовидящих детей используются циклические упражнения, дающие более высокую, но легко дозируемую нагрузку. Способствуют этому тренажеры. Наблюдения показывают, что ис­пользование тренажеров обеспечивает занимающимся возможность выполнения движений в условиях полной безопасности, исключая участие нарушенного механизма пространственной ориентировки. Понимая это, дети чувствуют себя свободно, с удовольствием выпол­няют упражнения. К тому же упражнения на тренажерах легко дози­руются по величине нагрузки и подбираются индивидуально в соот­ветствии с целевым назначением.


Основу оборудования составляют тренажеры, выполнение дви­жений на которых носит циклический характер. Наиболее удобны для дошкольников такие тренажеры: «Беговая дорожка», велотрена-жер, «Диск здоровья», «Педаль», спортивный комплекс Рыбакова, а также адаптационная дорожка (состоящая из различных покрытий). Выполняемые на них упражнения развивают практически все основ­ные группы мышц ребенка. Наряду с такими тренажерами в зале це­лесообразно разместить тренажеры, предусматривающие выполнение движений ациклического характера, отвечающих сугубо специфиче­ским требованиям физического развития слепых и слабовидящих (например, тренажеры для развития вестибулярной функции и быст­роты реакции).

Помимо выраженных деформаций опорно-двигательного аппара­та, у большинства слепых и слабовидящих детей отмечаются и дру­гие отклонения в состоянии здоровья. У этих детей значительно снижены функциональные возможности сердечно-сосудистой и ды­хательной систем, особенно после различных физических нагрузок. Поэтому дыхательные упражнения обязательно используются во всех формах лечебной гимнастики. Назначаются упражнения как при ста­тическом (без движения конечностей, туловища), так и при динами­ческом (с одновременным движением рук, туловища) дыхании.

Дыхательные упражнения выполняются без усилия. Самое бла­гоприятное дыхание - смешанное (грудное и брюшное). Для контро­ля ребенку предлагают положить одну руку на грудь, другую - на живот. Во время вдоха грудная клетка расширяется во всех направ­лениях: в передне-заднем и боковом - за счет движения ребер вверх, кпереди и в стороны, в вертикальном - вследствие опускания диа­фрагмы. При смешанном дыхании в акте вдоха участвуют и брюш­ные мышцы.

У детей с помощью дыхательных упражнений воспитывается, и, закрепляется навык полного рационального дыхания и сочетания, дыхания и движений.

На занятиях рекомендуется использовать элементы дыхательной гимнастики по методике Толкачева и Бутейко.

© [1однро|рамма "Дети - ишшшды", 1995



Me


>m университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга


Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением (рения



 


Наряду с упражнениями, направленными на укрепление здоро­вья детей, в занятия ЛФК включены упражнения для тренировки зрительного анализатора, способствующие совершенствованию зри­тельных функций, развитию глазодвигательных мышц. Все эти уп­ражнения (попадание в цель, определение расстояния, ориентирова­ние, координация движений) проводятся в сочетании с упражнения­ми на равновесие, координацию и расслабление. Используются раз­ные звуковые мишени, звучащие игрушки, мячи, световая дорожка для развития прослеживающей функции глаза.

Для снижения общей физической нагрузки, восстановления на­рушенной координации движений, нормализации мышечного тонуса, в том числе и гладкой мускулатуры, используются упражнения на расслабление. Ощущение расслабления может быть вызвано по кон­трасту с предшествующим напряжением, а также путем использова­ния доступных образных сравнений: «рука отдыхает», «нога спит», «живот чужой» и т. д. Обязательным физическим условием для про­извольного расслабления является удобное исходное положение. Для полного расслабления используются вибротренажеры.

Для слепых детей подвижные игры, как средство физической культуры занимают особое место. Игра - специфический вид дет­ской деятельности, а подвижная игра является сознательной деятель­ностью, направленной на достижение поставленной цели.

Содержание подвижных игр составляют разнообразные виды движений: бег, прыжки, метание, лазанье и т. д. Особенности под­вижной игры по сравнению с другими средствами лечебной физкуль­туры определяются их эмоциональной насыщенностью, многообра­зием моментов веселой неожиданности. На положительно эмоцио­нальном фоне значительно увеличиваются резервные возможности организма. Двигательная деятельность ребенка в игре вовлекает в ра­боту разнообразные мышцы, способствуя рассеянной мышечной на­грузке и предупреждая утомление.

Использование подвижных игр в лечебной физкультуре должно быть регламентированно с точки зрения физической нагрузки и роли ребенка в них.

© Президентская мренрамма "Дети России", 1995


Подвижные игры рассматриваются не только как средство физи­ческого воспитания, но и как решение многих воспитательных и об­разовательных задач. В процессе игровой деятельности дети с нару­шенным зрением активно познают окружающий мир, вступают в оп­ределенные контакты с товарищами. Это способствует преодолению таких недостатков, как эгоизм, нерешительность, развивает актив­ность, уверенность в своих силах. Игра незаметно для слепого за­ставляет поднять голову, выпрямить спину, бегать, прыгать, лазать, бросать, ловить мяч, прислушиваться, ориентироваться в простран­стве.

В игре ребенок овладевает пространством, развивает ловкость, быстроту, силу, смелость, слух, осязание, приобретает свободу в движениях. Специальных игр для слепых детей очень немного. В основном используются те же игры, что и для зрячих, но адаптиро­ванные к особенностям слепого ребенка. Используются игры с мя­чом, с преодолением препятствий и сопротивления, на развитие слу­ха и ориентировки.

Для младших дошкольников чаще используются подвижные сю­жетные игры, включающие подражательные действия; для более старших - эстафеты со спортивными элементами.

К методологическим особенностям относится подбор игр в со­ответствии с лечебными, лечебно-педагогическими и воспитатель­ными задачами, обязательное владение всеми играющими детьми тем двигательным навыком, который определяет успешное выполнение игрового задания.

В результате проводимых занятий по ЛФК и физическому вос­питанию отмечено, что у детей (слепых и слабовидящих) уменьша­ется скованность, формируются навыки самостоятельности в про­странственной ориентировке и передвижении, укрепляется «мышечный корсет». Специальные комплексы физических упражне­ний позволяют свести к минимуму возрастные задержки в развитии того или иного двигательного качества.

Как примеры высокой эффективности занятий ЛФК можно привести следующие наблюдения:

1. Костя Ш., 1986 г. р., ЗПР, слабовидящий, ретролентальная фиброплазия, миопия высокой степени, нарушение осанки во фрон-

© Подпро! рамма "Дсги - инвалиды", 1995


150

»родпый университет семьи и ребенка имени Рауля Ваплспбер|а

тальной и сагиталъной плоскостях, сколиоз I степени. Мальчик ма­локонтактен, неадекватен. Занимался около 2-х лет. Первые 6 мес. -индивидуально. В результате стал более уравновешен, контактен, что дало возможность включить его в группу; улучшилась осанка, коор­динация, мелкая моторика, равновесие; выросла сила мышц спины и

живота.

2. Денис Г., 1986 г. р., слепой, ретролентальная фиброплазия,
малоконтактен, агрессивен; походка неустойчивая, скованная, коор­
динация нарушена. Занимался 2 года. Первые 2 мес. - индивидуаль­
но, позднее был включен в группу. В результате стал более общите­
лен, смог выполнять общие установки методиста, улучшилось равно­
весие и координация, более свободно ориентируется в пространстве
и точно реагирует на звуковые сигналы.

3. Даниил. Б., 1985 г. р., слабовидящий, двусторонняя катаракта,
гиперметрония высокой степени, частые обострения астматического
бронхита, гипотония трахеи I—11 степени, вялая осанка, ожирение
I степени. Занимался около 1 года индивидуально и в группе (в за­
висимости от общего состояния). В результате мальчик значительно
окреп, стал реже болеть, улучшилась осанка.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.