Прогулка как средство физического воспитания и коррекции Прогулка - один из режимных моментов детского сада и один из видов физического воспитания дошкольников. В массовом детском саду прогулки проводятся так, чтобы разнообразная деятель^ ность детей способствовала развитию и воспитанию. В структуру прогулки входят наблюдения, трудовая деятельность, подвижные и свободные игры, индивидуальная работа по движению, если ребенок отстает, массовая работа по развитию основных видов движений (бег, равновесие, ходьба на лыжах, езда на велосипедах). Прогулки имеют значение и как закаливающий фактор. В специальном детском саду на утренние прогулки остается меньше времени, по сравнению с массовым детским садом, так как в Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995 ffi Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга это время проводится индивидуальная и групповая работа специалистами: логопедом, офтальмологом, тифлопедагогом. Для ослабленных детей прогулка особенно необходима, и организовать ее надо так, чтобы за короткое время (1 - 1,5 ч) дети отдохнули бы от занятий в помещении и в разнообразной деятельности закрепили бы полученные знания, умения, навыки, а также получили бы новые. Для того чтобы прогулка доставляла детям радость и способствовала их развитию, необходимо прежде всего создать максимум условий для их разнообразной свободной деятельности. При этом на площадке для прогулок должно быть стандартное физкультурное оборудование: щиты для метаний, баскетбольные кольца, кольцебро-сы, гимнастические стенки, горки, разнообразные воротики для под-лезания, а также тематические постройки: дома, беседки, столы, скамейки, песочницы, деревянные лабиринты на подставках. Воспитателям рекомендуется дополнять прогулки атрибу1ами, которые можно сделать самим: скакалки, веревочки, цветные ленточки, полоски, флажки, изображения животных на палочках для втыкания и на веревочках для надевания, а также виды транспорта, птицы, геометрические фигуры для игр с песком и снегом. В зимнее время можно изготовить цветные льдинки из формочек. Можно разнообразить каждую прогулку готовыми атрибутами: мячи, кегли, городки, кольцебросы и т. д. Воспитатели могут нарисовать на песке, снеге, асфальте лабиринт, круги для прыжков, подвижных игр, метания, ориентировки в пространстве. Для организации трудовой деятельности желательно использовать во время прогулки яркие удобные пособия (лопаты разные по цвету и размеру), ведерки (большие, маленькие, разные по цвету) и т. д. Одной из основных задач прогулок с детьми с нарушением зрения является их коррекционная направленность. Прогулка начинается с наблюдения, благодаря которому воспитатель формирует у детей конкретные знания, развивает мышление, речь. Трудовая деятель- Президентская программа "Дети России", 1995 Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения ность также может быть коррекционно направленна, чему способствует: - цветовая гамма пособий (лопатки, ведерки); - ориентировка в микро- и макропространстве (сгребание му сора от середины к углам, и наоборот); - последовательность действий; - карта-план места деятельности. Трудовая деятельность может проходить на участке, в цветнике, огороде, где попутно решаются и другие задачи: например, по закреплению цвета, формы, величины, структуры предметов и т. д. Например, наблюдая природные объекты в разные сезоны года, тифло-педаюг может проводить наблюдения и коррекционную работу по обогащению и развитию образности речи на основе предметной соотнесенности слова, учить узнавать предмет по существенным признакам, выделять его среди других на основе владения приемами сравнения. Например, используя цветы, деревья, транспорт, птиц и др. можно обучать понятиям «дальше - ближе» (дом, машина), «выше - ниже» (дома, деревья, облака), «больше - меньше», «что на что заходит» (дерево на дом). В дальнейшем детей учат использовать способы нестереоскопического восприятия перспективы и формируют представления о движущихся предметах, их восприятие на расстоянии. При этом прогулки также способствуют развитию мелкой и общей моторики, формированию представлений о деталях предметов, мало доступных для самостоятельного восприятия, пространственной ориентировке от себя и от предмета в микро- и макропространстве, умению переносить знания и навыки в самостоятельную практическую деятельность. Двигательная активность на воздухе усиливает обмен веществ, окислительно восстановительные процессы, улучшает работу всех органов и систем. Этому немало способствуют подвижные игры на участке и, конечно, самые разнообразные атрибуты к ним: ленточки, флажки, геометрические формы, мячи, воротики и т. д. В любой подвижной игре можно поставить коррекционные задачи. Например, в игре «Кто раньше дойдет до середины» решаются задачи развития ориентировки в макропространстве, закрепление определенного цвета и формы, развитие глазодвигательной функции и быстроты реакции. © Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995 Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга Специальные коррскционпмс профаммы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения В игре «Забрось мяч в кольцо» отрабатывается умение метать в вертикальную цель, развиваются глазомер, точность движений и бинокулярное зрение. Игра «Ловишка, бери ленту» проводится для закрепления определенного цвета, развития координации движений, ориентировки в макропространстве, формирования быстроты реакции и ловкости. Помимо подвижных игр на участке, воспитатель организует свободные игры, в которых также решаются коррекционные задачи: - закрепление представления о цвете, форме, величине при обыгрывании предметов; - развитие представления о предметах: назначение, использова ние, способы действия; - ориентировка в микро- и макропространстве (посуда— квартира); - использование полученных знаний в играх. Правильно организованная и оснащенная пособиями деятельность детей на прогулке приносит свои плоды. Дети охотно идут на прогулку, охотно занимаются предложенной деятельностью, не замечая, что это не игра, а обучение. Поэтому необходимо тщательно продумывать каждый выход на прогулку с учетом погоды, сезона, знаний и умений детей. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 i/ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Реализация специальной программы предполагает знание педагогами исходного уровня физического развития ребенка по основным возрастным параметрам: - оценка физического развития - рост, вес, окружность грудной клетки; - оценка уровня развития двигательных способностей - мы шечная сила, выносливость, гибкость, точность, прыгучесть, быстро та, равновесие; Президентская программа "Дети России", 1995 - оценка функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем в покое и при стандартных физических нагрузках. Определение исходного уровня физического состояния ребенка дает возможность выявить основные отклонения и их причины, спланировать перспективы и обосновать формы организации физического воспитания. Обследование проводится медицинским и педагогическим персоналом детского сада по имеющимся методикам с помощью приборов для выявления физической подготовки дошкольников. Полученные данные уточняются путем наблюдения за выполнением детьми заданий на физкультурных занятиях и в свободной игровой деятельности. На основе полученных данных тифлопедагог распределяет детей по подгруппам (по уровню физического развития), что позволяет в дальнейшем организовать дифференцированный подход при реализации программы. Примерная карта обследования рассчитана на все годы пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Она позволяет проследить динамику физического развития детей. На основе полученных данных специалисты группы намечают перспективы работы на следующий год, а также обосновывают необходимость повторения программного материала, неусвоенного за текущий год. Оценка уровня физического развития производится по критериям: I- низкий уровень.Антропометрические данные ниже возрас-. тной нормы; показатели физической подготовленности ниже возрас тной нормы. При выполнении основных движений допускаются гру бые ошибки или же требуется значительная словесная и действенная помощь со стороны взрослого. Ребенок не проявляет интереса к са мостоятельной двигательной активности. II- средний уровень.Антропометрические данные соответст вуют возрастной норме, показатели физической подготовленности близки к возрастной норме. При выполнении основных движений допускает небольшие неточности, замедлен темп, требуется незначи- © Подпрслрамма "Дети - инвалиды", 1995 Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленбсрга Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения тельная помощь взрослого. Ребенок проявляет интерес к самостоятельной двигательной активности. Ш- высокий уровень.Антропометрические данные соответствуют возрастной норме, показатели физической подготовленности соответствуют возрастной норме. Выполнение основных движений самостоятельное, характеристика выполняемых движений удовлетворительная. Ребенок активен, проявляет интерес к самостоятельной двигательной деятельности. в) врач ЛФК (состояние сюрно-двигательного аппарата, мышечного тонуса, осанки, стоп)____________________________ г) невропатолог (состояние Ц.Н.С., определение типа В.Н.Д.)__________ д) учитель-тифлопедагог по ориентировке - знание частей собственного тела - ориентировка на с<*бе Карта обследования физического развития 1.Фамилия, имя ребенка_________________________________ 2. Дата рождения_______________________________________ 3. Дата поступления в специальный детский сад 4. Возраст на момент обследования 5. Условия дошкольного воспитания (детский сад, семья, позиция роди телей по вопросу физвоспитания)______________________________________ - ориентировка от себя ориентировка в большом пространстве - ведущий анализатор при ориентировке в большом пространстве (зри гельный, слуховой, тактильно-двигательный)___________________ е) наличие страха пространства Состояние зрительного анализатора 6. (Зрительный диагноз, острота зрения, поле зрения, цветовое зрение) ' 9. Общее физическое развитие (по антропометрическим данным) а") соответствует возрастным нормам__________________________ б) отставание или превышение по следующим показателям________ 7. Состояние слухового анализатора (заключение лора)_ 8. Рекомендации специалистов____________________________ .___________ а) педиатр (сопутствующие заболевания, соматическое состояние ре бенка, определение группы здоровья, определение оптимального объема физических нафузок)________________________________________________ б) окулист (наличие ограничений в физических нагрузках)______________ W. Анализ естественной стойки_______________________________________ а) виды постановки стоп (с разворотом носков наружу; параллельно, вовнутрь, одна параллельно, другая наружу, одна параллельно, другая во внутрь)___________________________________________________________ Наличие или отсутствие плоскостопия положение тела и его отдельных частей © Президентская программа "Дети России", 1995 Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995 _____ Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валденбер1а в) отклонение тела от абсолютной вертикальной линии (влево, вправо, вперед, назад)______________________________________________________ Специальные коррскиионные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения 12. Характеристика качества выполняемых движений а) точность_____________________________________ г) состояние осанки (нормальная, сутулая, лоротическая, кифониче- ская, сколиотическая)______________________________________________ 1 Р. Показатели сформированности основных двигательных умений и навыков б) координация в) ритмичность i) темп_____ а) ходьба (обычная, на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена, мелкий шаг, широкий шаг, приставной шаг, в полуприседе)_________________________________________________ - самостоятельная, с помощью воспитателя (по спецдорожке, по кругу, в колонне, в шеренге, змейкой, врассыпную)____________________________ 13. Учитель-дефектолог (определение уровня физического развития, ре комендации, определение программы по физическому воспитанию)________ а) уровень физического развития (низкий, средний, высокий)___________ б) программа по физическому воспитанию________________________ ,__ - состояние походки (нормальная, «утиная», «шаг страуса») б) бег (обычный, на носках, с высоким подниманием колена) - на месте, по прямой, в колонне, врассыпную, змейкой__________ в) упражнения с мячом (катание, бросание вверх-вниз, ловля мяча двумя руками; перебрасывание мяча друг другу снизу, из-за головы, от груди, с отскоком от земли; отбивание о пол) - Meiamie (правильная поза и замах, попадание в цель) - по возрастной группе____________________________________________ - по возрастной группе + коррекционные занятия дефектолога___________ - работа по программе предыдущего года обучения + коррекционные занятия дефектолога________________________________________________ - индивидуальная работа__________________________________________ -' группа ЛФК___________________________________________________ г) ползание (на четвереньках по прямой, между предметами, по ска мейке, на животе)______________________ а) лазанье по гимнастической стенке (одноименным и разноименным способом)_____________________________________ ._____________________________________ е) прыжки (на двух ногах, на одной, с поворотом кругом, ноги вместе - ноги врозь, прыжки с высоты, вверх с места и с разбега, доставая предмет) _____________________ © Прешли! ккоя iipoipdMMa 'Дечи России" 199S © Подирсирамма "Дети - инвалиды", 1995 7. | | | ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (Приложение к карте обследования) | | Таблица i | № | Антропометрические | 1 юд | Уровень | 2 год | Уровень | 3 год | Уровень | 4 год | Уровень | п/n | данные | начало | конец | вен | начало | KOHCU | вен | начало | конец | вен | начало | конец | вен | | Poci | | | | | | | | | | | | | | Вес | | | | | | | | | | | | | | Окружность головы | | | | | | | | | | | | | | Окружность груди | | | | | | | | | | | | | Окружность живота i | | | | | | | | | | | г. Таблица 2 ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОБНОСТЕЙ (Приложение к карте обследования) N п/п | Показатели физической подготовленности | 1 год | Уровень вен | 2 год | Уровень вен | 3 год | Уровень вен | 4 год | Уровень вен | начало | конец | начало | конец | начало | коней | начало | конец | | Мышечная сала (кис тевая динамометрия в кг) | | | | | | | | | | | | | 2 j Статическая выносли-| вость (удержание определенных поз в сек) | | | | | | | | | | | | | 3 iO6 тя выносливость | | | | | | | | | | | | | 4 1 Гибкость | | | | | | | | | | | | | | Прыгучее, ь | | | | | | | | | | | | | | Статическое равновесие | | | | | | | | | | | | | | Дина, лческое равновесие | | | | | | | | | | | | | | Точность движении | | | | | | | | | | | | | | Быстрота движении | | | | | | | | | | | | | "Я I I о I i I Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валлснберга Специальные коррекпионные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения 13. Жохов В. П., Плаксина Л. И. и др. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. М., 1989. 14. Ковалева Л. П. К вопросу о психолого-педагогическом изу чении слабовидящих дошкольников, поступающих в ясли-сад // Во просы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Л., 1981. 15. Кондратов А. М. Если ребенок не видит. М., 1991. 16. Кульбуш Е. А. Овладение пространством слепыми детьми дошкольного и школьного возраста // Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими. Л., 1988. \1. Литвак А.Г. Тифлопсихологая. М.: Просвещение, 1985. 18. Литвак А. Г. Роль тифлографики в познавательной деятель ности слепых // Всесоюзное совещание-семинар по вопросам тиф лографики. Вильнюс, 16—17 ноября 1978 г. Вильнюс, 1978. 19. Маллаев Д. М. Игры для слепых и слабовидящих. М.: Со ветский спорт, 1992. 20. Материалы Всесоюзного симпозиума по дошкольному вое питанию детей с нарушениями зрения // Под ред. А. М. Кондратова. М„ 1980. 21. Моргулис И. С. Общение как средство формирования соци ального опыта у детей с нарушенным зрением. Дефектология, 1971 22. Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориенти ровке. М., 1982. 23. Обучение и воспитание дошкольников с нарушенным зре нием / Под ред. М. И. Земцовой. М.: Просвещение, 1978. 24. Першин В. Г. Рельефная наглядность в системе обучения и эстетического воспитания лиц с нарушением зрения. М., 198S. 25. Петров Ю. И., Руцкая Е. Н. Особенности восприятия рель- ефночрафических пособий незрячими. М., 1993. 26. Петров Ю. И. Организация и методик^1 обучения слепых ориентировке в пространстве. М., 1988. 27. Петров Ю. И., Садчиков А. П. Осооенносги ориентировки незрячих в пространстве. М, 1988. 28. Покутнева С. А. Развитие устной речи слабовидящих до школьников подготовительной группы // Психологическое изучение слепых и слабовидящих и методика работы с ними. Л., 1990. 29. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Про свещение, 1987. 30. Профилактика, раннее распознавание и коррекция наруше ний развития у детей // Тезисы докладов Первого Международного конгресса. М., 1993. 31. Розенфельд Ф. С. Особенности осязательных восприятий ребенка-дошкольника // Известия АПН РСФСР. М.; Л., 1948. Вып. 17. 32. Рудакова Л. В. Основные направления работы специализи рованного детского сада для детей с нарушениями зрения. // Вопро сы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Л., 1982. 33. Самбикин Л. Б. Игры для слепых детей. М., 1979. 34. Сверлов В. С. Пространственная ориентировка слепых. М.: Учпедгиз, 1951. 35. Свиридюк Т. П. Педагогическое руководство игровой дея тельностью детей с нарушениями зрения. Киев, 1981. 36. Сековец Л. Б. Организация двигательного режима дет ей до школьного возраста с нарушением зрения // Дефектология. 1987. №6. 37. Семенов Л. А., Солнцева Л. И. Обучение ориентированию и мобильности слепых учащихся начальных классов. М., 1991. 38. Семенов Л. А., Шлыков В. П. Азбука движений для слепых детей. М., 1984. 39. Семевский Н. А. Обучение графике в школе слепых. Учпед гиз, 1952. 40. Сергеев Б. В. Физическое воспитание слабовидящих школьников. М.: Просвещение, 1983. 41. Сергеев Б. В. Влияние дозированных физических нагр>зок на состояние зрительных функций дегей дошкольного возраста с на рушениями зрения //Дефектолошя. 1986. № 5. © Нр^шлсшская iipoip.iMMd "Дет Роани", I'M.S Подпрограмма "Дети - инвалиды". 1995 |