МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Прогулка как средство физического воспитания и коррекции





Прогулка - один из режимных моментов детского сада и один из видов физического воспитания дошкольников. В массовом дет­ском саду прогулки проводятся так, чтобы разнообразная деятель^ ность детей способствовала развитию и воспитанию. В структуру прогулки входят наблюдения, трудовая деятельность, подвижные и свободные игры, индивидуальная работа по движению, если ребенок отстает, массовая работа по развитию основных видов движений (бег, равновесие, ходьба на лыжах, езда на велосипедах). Прогулки имеют значение и как закаливающий фактор.

В специальном детском саду на утренние прогулки остается меньше времени, по сравнению с массовым детским садом, так как в

Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995


ffi


Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга

это время проводится индивидуальная и групповая работа специали­стами: логопедом, офтальмологом, тифлопедагогом.

Для ослабленных детей прогулка особенно необходима, и орга­низовать ее надо так, чтобы за короткое время (1 - 1,5 ч) дети от­дохнули бы от занятий в помещении и в разнообразной деятельно­сти закрепили бы полученные знания, умения, навыки, а также по­лучили бы новые.

Для того чтобы прогулка доставляла детям радость и способст­вовала их развитию, необходимо прежде всего создать максимум ус­ловий для их разнообразной свободной деятельности. При этом на площадке для прогулок должно быть стандартное физкультурное оборудование: щиты для метаний, баскетбольные кольца, кольцебро-сы, гимнастические стенки, горки, разнообразные воротики для под-лезания, а также тематические постройки: дома, беседки, столы, скамейки, песочницы, деревянные лабиринты на подставках.

Воспитателям рекомендуется дополнять прогулки атрибу1ами, которые можно сделать самим: скакалки, веревочки, цветные лен­точки, полоски, флажки, изображения животных на палочках для втыкания и на веревочках для надевания, а также виды транспорта, птицы, геометрические фигуры для игр с песком и снегом. В зимнее время можно изготовить цветные льдинки из формочек.

Можно разнообразить каждую прогулку готовыми атрибутами: мячи, кегли, городки, кольцебросы и т. д.

Воспитатели могут нарисовать на песке, снеге, асфальте лаби­ринт, круги для прыжков, подвижных игр, метания, ориентировки в пространстве. Для организации трудовой деятельности желательно использовать во время прогулки яркие удобные пособия (лопаты разные по цвету и размеру), ведерки (большие, маленькие, разные по цвету) и т. д.

Одной из основных задач прогулок с детьми с нарушением зре­ния является их коррекционная направленность. Прогулка начинает­ся с наблюдения, благодаря которому воспитатель формирует у детей конкретные знания, развивает мышление, речь. Трудовая деятель-

Президентская программа "Дети России", 1995


 

Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения

ность также может быть коррекционно направленна, чему способст­вует:

- цветовая гамма пособий (лопатки, ведерки);

- ориентировка в микро- и макропространстве (сгребание му­
сора от середины к углам, и наоборот);

- последовательность действий;

- карта-план места деятельности.

Трудовая деятельность может проходить на участке, в цветнике, огороде, где попутно решаются и другие задачи: например, по закре­плению цвета, формы, величины, структуры предметов и т. д. На­пример, наблюдая природные объекты в разные сезоны года, тифло-педаюг может проводить наблюдения и коррекционную работу по обогащению и развитию образности речи на основе предметной со­отнесенности слова, учить узнавать предмет по существенным при­знакам, выделять его среди других на основе владения приемами сравнения. Например, используя цветы, деревья, транспорт, птиц и др. можно обучать понятиям «дальше - ближе» (дом, машина), «выше - ниже» (дома, деревья, облака), «больше - меньше», «что на что заходит» (дерево на дом).



В дальнейшем детей учат использовать способы нестереоско­пического восприятия перспективы и формируют представления о движущихся предметах, их восприятие на расстоянии. При этом прогулки также способствуют развитию мелкой и общей моторики, формированию представлений о деталях предметов, мало доступных для самостоятельного восприятия, пространственной ориентировке от себя и от предмета в микро- и макропространстве, умению пере­носить знания и навыки в самостоятельную практическую деятель­ность.

Двигательная активность на воздухе усиливает обмен веществ, окислительно восстановительные процессы, улучшает работу всех органов и систем. Этому немало способствуют подвижные игры на участке и, конечно, самые разнообразные атрибуты к ним: ленточки, флажки, геометрические формы, мячи, воротики и т. д.

В любой подвижной игре можно поставить коррекционные за­дачи. Например, в игре «Кто раньше дойдет до середины» решаются задачи развития ориентировки в макропространстве, закрепление определенного цвета и формы, развитие глазодвигательной функции и быстроты реакции.

© Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995



Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга


Специальные коррскционпмс профаммы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения



 


В игре «Забрось мяч в кольцо» отрабатывается умение метать в вертикальную цель, развиваются глазомер, точность движений и би­нокулярное зрение.

Игра «Ловишка, бери ленту» проводится для закрепления опре­деленного цвета, развития координации движений, ориентировки в макропространстве, формирования быстроты реакции и ловкости.

Помимо подвижных игр на участке, воспитатель организует свободные игры, в которых также решаются коррекционные задачи:

- закрепление представления о цвете, форме, величине при
обыгрывании предметов;

- развитие представления о предметах: назначение, использова­
ние, способы действия;

- ориентировка в микро- и макропространстве (посуда—
квартира);

- использование полученных знаний в играх.

Правильно организованная и оснащенная пособиями деятель­ность детей на прогулке приносит свои плоды. Дети охотно идут на прогулку, охотно занимаются предложенной деятельностью, не заме­чая, что это не игра, а обучение. Поэтому необходимо тщательно продумывать каждый выход на прогулку с учетом погоды, сезона, знаний и умений детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

i/ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Реализация специальной программы предполагает знание педа­гогами исходного уровня физического развития ребенка по основ­ным возрастным параметрам:

- оценка физического развития - рост, вес, окружность грудной
клетки;

- оценка уровня развития двигательных способностей - мы­
шечная сила, выносливость, гибкость, точность, прыгучесть, быстро­
та, равновесие;

Президентская программа "Дети России", 1995


- оценка функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем в покое и при стандартных физических нагруз­ках.

Определение исходного уровня физического состояния ребенка дает возможность выявить основные отклонения и их причины, спланировать перспективы и обосновать формы организации физи­ческого воспитания. Обследование проводится медицинским и педа­гогическим персоналом детского сада по имеющимся методикам с помощью приборов для выявления физической подготовки дошколь­ников.

Полученные данные уточняются путем наблюдения за выпол­нением детьми заданий на физкультурных занятиях и в свободной игровой деятельности. На основе полученных данных тифлопедагог распределяет детей по подгруппам (по уровню физического разви­тия), что позволяет в дальнейшем организовать диф­ференцированный подход при реализации программы.

Примерная карта обследования рассчитана на все годы пребы­вания ребенка в дошкольном учреждении. Она позволяет проследить динамику физического развития детей. На основе полученных дан­ных специалисты группы намечают перспективы работы на следую­щий год, а также обосновывают необходимость повторения про­граммного материала, неусвоенного за текущий год.

Оценка уровня физического развития производится по крите­риям:

I- низкий уровень.Антропометрические данные ниже возрас-.
тной нормы; показатели физической подготовленности ниже возрас­
тной нормы. При выполнении основных движений допускаются гру­
бые ошибки или же требуется значительная словесная и действенная
помощь со стороны взрослого. Ребенок не проявляет интереса к са­
мостоятельной двигательной активности.

II- средний уровень.Антропометрические данные соответст­
вуют возрастной норме, показатели физической подготовленности
близки к возрастной норме. При выполнении основных движений
допускает небольшие неточности, замедлен темп, требуется незначи-

© Подпрслрамма "Дети - инвалиды", 1995



Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленбсрга


Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения



 


тельная помощь взрослого. Ребенок проявляет интерес к самостоя­тельной двигательной активности.

Ш- высокий уровень.Антропометрические данные соответст­вуют возрастной норме, показатели физической подготовленности соответствуют возрастной норме. Выполнение основных движений самостоятельное, характеристика выполняемых движений удов­летворительная. Ребенок активен, проявляет интерес к самостоя­тельной двигательной деятельности.


в) врач ЛФК (состояние сюрно-двигательного аппарата, мышечного
тонуса, осанки, стоп)____________________________

г) невропатолог (состояние Ц.Н.С., определение типа В.Н.Д.)__________

д) учитель-тифлопедагог по ориентировке

- знание частей собственного тела


- ориентировка на с<*бе


Карта обследования физического развития

1.Фамилия, имя ребенка_________________________________

2. Дата рождения_______________________________________

 

3. Дата поступления в специальный детский сад

4. Возраст на момент обследования

5. Условия дошкольного воспитания (детский сад, семья, позиция роди­
телей по вопросу физвоспитания)______________________________________


- ориентировка от себя

ориентировка в большом пространстве

- ведущий анализатор при ориентировке в большом пространстве
(зри гельный, слуховой, тактильно-двигательный)___________________


е) наличие страха пространства


Состояние зрительного анализатора

6. (Зрительный диагноз, острота зрения, поле зрения, цветовое зрение)


' 9. Общее физическое развитие (по антропометрическим данным)
а") соответствует возрастным нормам__________________________

б) отставание или превышение по следующим показателям________


7. Состояние слухового анализатора (заключение лора)_


8. Рекомендации специалистов____________________________ .___________

а) педиатр (сопутствующие заболевания, соматическое состояние ре­
бенка, определение группы здоровья, определение оптимального объема
физических нафузок)________________________________________________

б) окулист (наличие ограничений в физических нагрузках)______________


W. Анализ естественной стойки_______________________________________

а) виды постановки стоп (с разворотом носков наружу; параллельно,
вовнутрь, одна параллельно, другая наружу, одна параллельно, другая во
внутрь)___________________________________________________________

Наличие или отсутствие плоскостопия

положение тела и его отдельных частей


 


© Президентская программа "Дети России", 1995


Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995


_____ Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валденбер1а

в) отклонение тела от абсолютной вертикальной линии (влево, вправо,
вперед, назад)______________________________________________________


Специальные коррскиионные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения

12. Характеристика качества выполняемых движений
а) точность_____________________________________



 


г) состояние осанки (нормальная, сутулая, лоротическая, кифониче-
ская, сколиотическая)______________________________________________

1 Р. Показатели сформированности основных двигательных умений и на­выков


б) координация

в) ритмичность

i) темп_____


 


а) ходьба (обычная, на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп,
с высоким подниманием колена, мелкий шаг, широкий шаг, приставной
шаг, в полуприседе)_________________________________________________

- самостоятельная, с помощью воспитателя (по спецдорожке, по кругу,
в колонне, в шеренге, змейкой, врассыпную)____________________________


13. Учитель-дефектолог (определение уровня физического развития, ре­
комендации, определение программы по физическому воспитанию)________

а) уровень физического развития (низкий, средний, высокий)___________

б) программа по физическому воспитанию________________________ ,__


 


- состояние походки (нормальная, «утиная», «шаг страуса»)

б) бег (обычный, на носках, с высоким подниманием колена)
- на месте, по прямой, в колонне, врассыпную, змейкой__________

в) упражнения с мячом (катание, бросание вверх-вниз, ловля мяча двумя руками; перебрасывание мяча друг другу снизу, из-за головы, от груди, с отскоком от земли; отбивание о пол)

- Meiamie (правильная поза и замах, попадание в цель)


 

- по возрастной группе____________________________________________

- по возрастной группе + коррекционные занятия дефектолога___________

- работа по программе предыдущего года обучения + коррекционные
занятия дефектолога________________________________________________

- индивидуальная работа__________________________________________

-' группа ЛФК___________________________________________________


г) ползание (на четвереньках по прямой, между предметами, по ска­
мейке, на животе)______________________

а) лазанье по гимнастической стенке (одноименным и разноименным
способом)_____________________________________ ._____________________________________

е) прыжки (на двух ногах, на одной, с поворотом кругом, ноги вместе
- ноги врозь, прыжки с высоты, вверх с места и с разбега, доставая
предмет) _____________________


© Прешли! ккоя iipoipdMMa 'Дечи России" 199S


© Подирсирамма "Дети - инвалиды", 1995


7.


 

      ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (Приложение к карте обследования)   Таблица i
Антропометрические 1 юд Уровень 2 год Уровень 3 год Уровень 4 год Уровень
п/n данные начало конец вен начало KOHCU вен начало конец вен начало конец вен
Poci                        
Вес                        
Окружность головы                        
Окружность груди                      
Окружность живота i                    

 


г.


Таблица 2

ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОБНОСТЕЙ (Приложение к карте обследования)

 

 

 

 

 

 

N п/п Показатели физической подготовленности 1 год Уровень вен 2 год Уровень вен 3 год Уровень вен 4 год Уровень вен
начало конец начало конец начало коней начало конец
Мышечная сала (кис тевая динамометрия в кг)                        
2 j Статическая выносли-| вость (удержание опре­деленных поз в сек)                        
3 iO6 тя выносливость                        
4 1 Гибкость                        
Прыгучее, ь                        
Статическое равновесие                        
Дина, лческое равнове­сие                        
Точность движении                        
Быстрота движении                        

 


       
   
 
 

I

I


о

I i

I



Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валлснберга


Специальные коррекпионные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения



 


13. Жохов В. П., Плаксина Л. И. и др. Реабилитация детей,
страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. М., 1989.

14. Ковалева Л. П. К вопросу о психолого-педагогическом изу
чении слабовидящих дошкольников, поступающих в ясли-сад // Во
просы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Л., 1981.

15. Кондратов А. М. Если ребенок не видит. М., 1991.

16. Кульбуш Е. А. Овладение пространством слепыми детьми
дошкольного и школьного возраста // Реабилитационная работа со
слепыми и слабовидящими. Л., 1988.

\1. Литвак А.Г. Тифлопсихологая. М.: Просвещение, 1985.

18. Литвак А. Г. Роль тифлографики в познавательной деятель
ности слепых // Всесоюзное совещание-семинар по вопросам тиф
лографики. Вильнюс, 16—17 ноября 1978 г. Вильнюс, 1978.

19. Маллаев Д. М. Игры для слепых и слабовидящих. М.: Со
ветский спорт, 1992.

20. Материалы Всесоюзного симпозиума по дошкольному вое
питанию детей с нарушениями зрения // Под ред. А. М. Кондратова.
М„ 1980.

21. Моргулис И. С. Общение как средство формирования соци
ального опыта у детей с нарушенным зрением. Дефектология, 1971

22. Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориенти
ровке. М., 1982.

23. Обучение и воспитание дошкольников с нарушенным зре
нием / Под ред. М. И. Земцовой. М.: Просвещение, 1978.

24. Першин В. Г. Рельефная наглядность в системе обучения и
эстетического воспитания лиц с нарушением зрения. М., 198S.

25. Петров Ю. И., Руцкая Е. Н. Особенности восприятия рель-
ефночрафических пособий незрячими. М., 1993.

26. Петров Ю. И. Организация и методик^1 обучения слепых
ориентировке в пространстве. М., 1988.

27. Петров Ю. И., Садчиков А. П. Осооенносги ориентировки
незрячих в пространстве. М, 1988.


28. Покутнева С. А. Развитие устной речи слабовидящих до­
школьников подготовительной группы // Психологическое изучение
слепых и слабовидящих и методика работы с ними. Л., 1990.

29. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Про­
свещение, 1987.

30. Профилактика, раннее распознавание и коррекция наруше­
ний развития у детей // Тезисы докладов Первого Международного
конгресса. М., 1993.

31. Розенфельд Ф. С. Особенности осязательных восприятий
ребенка-дошкольника // Известия АПН РСФСР. М.; Л., 1948.
Вып. 17.

32. Рудакова Л. В. Основные направления работы специализи­
рованного детского сада для детей с нарушениями зрения. // Вопро­
сы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Л., 1982.

33. Самбикин Л. Б. Игры для слепых детей. М., 1979.

34. Сверлов В. С. Пространственная ориентировка слепых. М.:
Учпедгиз, 1951.

35. Свиридюк Т. П. Педагогическое руководство игровой дея­
тельностью детей с нарушениями зрения. Киев, 1981.

36. Сековец Л. Б. Организация двигательного режима дет ей до­
школьного возраста с нарушением зрения // Дефектология. 1987.
№6.

37. Семенов Л. А., Солнцева Л. И. Обучение ориентированию и
мобильности слепых учащихся начальных классов. М., 1991.

38. Семенов Л. А., Шлыков В. П. Азбука движений для слепых
детей. М., 1984.

39. Семевский Н. А. Обучение графике в школе слепых. Учпед­
гиз, 1952.

40. Сергеев Б. В. Физическое воспитание слабовидящих
школьников. М.: Просвещение, 1983.

41. Сергеев Б. В. Влияние дозированных физических нагр>зок
на состояние зрительных функций дегей дошкольного возраста с на­
рушениями зрения //Дефектолошя. 1986. № 5.


 


© Нр^шлсшская iipoip.iMMd "Дет Роани", I'M.S


Подпрограмма "Дети - инвалиды". 1995







©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.