ПО ТИФЛОГРАФИКЕ ДЛЯ СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Обучение слепых дошкольников тифлографике - одна из важных задач, стоящих перед тифлопедагогами, воспитателями, родителями в подготовке ребенка к школе. Овладение тифлографикой слепым ребенком способствует развитию мелкой моторики руки и сохранных анализаторов, прежде всего осязательно-двигательного. Кроме того, овладевая методикой восприятия и воспроизведения тифлографического изображения, ребенок расширяет свои познавательные возможности. Тифлографика выполняет важную компенсаторную роль и предупреждает появление вторичных отклонений в развитии. Обучение слепых дошкольников тифлографической деятельности открывает большие возможности для проведения кор-рекционной работы по преодолению и ослаблению недостатков в развитии процессов мышления, формированию представлений. Тиф-лографическая деятельность способствует художественному воспитанию незрячих, прививает эстетический вкус, приобщает их к творческой деятельности. Тифлографика - теория построения рельефных рисунков, при меняемых в качестве пособий при обучении слепых детей рельефному рисованию. Тифлографика знакомит с пространственной ориентировкой на рисунке, со способами оценки величины и формы изображенных предметов. Отечественные и зарубежные тифлопедагоги (С. Геллер, С. М. Гибор, О. И. Егорова, В. П. Ермаков, М. И. Земцова. К). А. Кулагин, Н. А. Семевский, А. И. Солнцева, В. Фромм) обосновали возможности и условия использования рельефных рисунков слепыми детьми: рельефный рисунок только тогда выполняет роль наишдного пособия и является источником знания, когда у ребенка накоплены минимальные представления о предметах, сформировано © Прсшдешская прсмрамма "Дсш России", 1995 Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения умение соотносить объемные предметы с контурным изображением, когда ребенок обучен способам восприятия и воспроизведения рельефного рисунка - тифлографике. Опытное обучение тифлографике слепых дошкольников доказало, что цель реализации программы может быть достигнута, если к обучению тифлографике приступить в сенситивный период. Этот возрастной период в развитии ребенка имеет важное компенсаторное значение, так как способствует преодолению отрицательных последствий нарушенных функций и нормализации развития детей, обогащает сенсорный опыт, формирует новые способы познавательной деятельности. Дети познают окружающий мир не только с помощью натуральных предметов, но и их изображений. Занимаясь с детьми, взрослые указывают на изображение какого-либо предмета и называют его. Поэтому часто, не умея еще говорить, зрячие дети на картинках правильно показывают рисунки названных им объектов. Изображение сопровождает человека всю жизнь, но слепые дошкольники не имеют практической возможности самостоятельно рисовать и соотносить предмет с его рисунком, поэтому тифлографика далеко не всегда встречает необходимый интерес, дети остаются равнодушными к предмету. Формирование интереса зависит от умственных способностей ребенка, склонностей, осязательных возможностей, возраста, времени потери зрения. Обучение тифлографике дошкольников должно вестись по программе, которая учитывает возраст, время поступления в дошкольное учреждение, наличие Дидактических пособий. Методика по обучению восприятия и воспроизведения рельефных рисунков слепыми детьми разработана и апробирована тифлопедагогами О. И. Егоровой и В. П. Ермаковым. Она включает сле-ДУЮщие разделы: - ориентировка на плоскости листа; - типы линий и их пространственное расположение; - изображение плоских предметов, сходных с натуральными предметами и легко получаемых рельефной обводкой; 5 Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995 Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения - изображение объемных предметов, которые приближаются к форме геометрических тел; - изображения животных и человека. Реализация этой методики связана с соблюдением определенной последовательной системы в обучении восприятию и воспроизведению рельефного изображения: - обследование предмета по алгоритму; - выяснение назначения предмета или действий с предметом; - воспроизведение предмета средствами лепки (в соответствии с программой дошкольного учреждения); - работа по выкладыванию предмета из геометрических форм; - выбор правильного положения предмета для изображения; - аппликация предмета с выбором деталей для данной работы; - рисование по трафарету и дорисовка с помощью трафарета натурального изображения. Овладение этой системой предполагает готовность осязательного анализатора воспринимать рельефное изображение, выполненное различными способами: рельефными линиями, пунктиром, точками и т. д. В работе со слепыми дошкольниками используются три вида рельефных изображений. 1. Контурный рисунокпередает только наружный контур предмета, воспринимается силуэт предмета. Часто акцентируются де тали, наиболее характерные для данного предмета. Методику пере носа изображения в контурное предложил В. С. Свердлов. Она предполагает: - знакомство с предметом; - знакомство с макетом, выполненным из пластилина; - макет разрезается пополам; - линия разреза соответствует рельефному рисунку. Однако, осматривая рельеф, ребенок не ощущает его поверхность, фактуру. 2. Аппликационный рисунокзнакомит со ьсей поверхностью предмета, когда ощущается не только контур, но и п. эщадь изобра жения. Не раскрывая свойств данного предмета, аппликация дает основную информацию об изображенном предмете, хотя на таком рисунке отсутствуют округлость перспективы, мелкие детали, те ряется часть информации о форме предмета. © Прсшдсшская программа "Дети России", 1995 3. Барельефный рисунокпередает не только контур, фактуру, но и форму поверхности изображаемого предмета. Этот рисунок наиболее полно удовлетворяет потребности детей. Барельефный рисунок можно отнести к скульптуре. Следует помнить, что не всякое изображение, предназначенное для видящих, пригодно для осязательного восприятия. Многие свойства не могут быть "трансформированы из фафических в рельефные. \ Например, при удалении объекта зрячие видят его в уменьшенном размере. Осязательное же восприятие абсолютно константно, и как бы мы не поворачивали и не удаляли объект, воспринятый осязани-] ем, он будет иметь для слепого ребенка ту же форму и величину. Данные тифлопедагогики о требовании к выполнению рельефного рисунка подтверждены практикой и включают следующие по-!ложения: - на первых этапах работы изображение должно быть в нату- , ральную величину объекта; - фафическое изображение должно иметь четкие линии с вы сотой рельефа, равной 1 мм, ширина рельефа не влияет на воспри ятие; - изображение должно иметь прямую ассоциацию с предметом или явлением и легко декодироваться незрячим ребенком; - изображение должно офаничиваться существенным в изо бражении - это то, что повторяется во всех объектах, относящихся к данному виду, роду; - фигура и фон должны быть контрастными и иметь цвет; - в изображении требуется подчеркивать вспомогательные эле- ■ менты предметов, позволяющие облегчить процесс их опознания (черенок, стебель); - следует избегать сложных ракурсов в изображении предметов, поскольку это затрудняет восприятие дошкольников; - следует избегать излишней детализации, усложняющей про цесс чтения; - следует давать ребенку изображения объектов, о которых у чего сложилось довольно полное представление; ~ лучше воспринимается шероховатая поверхность и брайлев-Кая бумага с постоянной температурой поверхности; ~ рельефный рисунок должен иметь размер, доступны!! воспри-ЯТИ|° руки дошкольника. © По'шрограмма "Дети - инвалиды", 1995 Me >iii университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения Учитывая особенности осязательного восприятия ребенка, не следует торопить его в процессе овладения тифлографическими умениями и навыками, перегружать рельефный рисунок мелкими деталями. Нужно отражать в рисунке важные детали, характеризующие данный рисунок. На одной странице не следует изображать несколько предметов одинакового размера, но разных по величине в реальной действительности. Восприятие ситуации, выполненной рельефно, предполагает предварительное опознание детьми изображения отдельных предметов, которые включены в сюжетный рисунок. Отсутствие методических разработок и программы по обучению общей культуре осязания дошкольников обусловило необходимость включения в экспериментальную программу раздела «Развитие готовности сохранных анализаторов к работе по тифлографике», в котором обобщен и систематизирован опыт нашей работы со слепыми дошкольниками по развитию осязания. Обучение необходимо вести в трех направлениях: обучение удержанию предмета в руке, развитие осязательных ощущений, обучение культуре осязательного обследования. На протяжении четырех лет формируется правильный захват предметов с распределением пальцев на поверхности для того, чтобы ребенок ко времени обучения в школе умел правильно держать шариковую ручку и грифель. В основе осязательных ощущений (В. С. Свердлов, Д. И. Зоричев и др.) лежат чувства давления и движения. В связи с этим слепого ребенка следует научить при осмотре предметов дифференцировать предметы по температурному, болевому признакам, состоянию поверхности. Развитие активного осязания незрячего ребенка предполагает выделение ведущей и контролирующей руки, действий двумя руками сразу, сохранение направления движения при изучении рельефного изображения. Работа по тифлографике начинается со знакомства с элементарными инструментами для рельефного рисования. Их несовершенство затрудняет воспроизведение рельефного рисунка детьми, треб) я © Президентская программа "Дети России", 1995 большой силы надавливания на брайлевскую бумагу или лавсановую пленку, поэтому здесь необходима помощь педагога. Элементарным рельефным объектом для рисования является точка, которая легко ассоциируется с крошкой, крупой, песчинкой, каплей дождя, снежинкой и т. д. Опыт показал, что чтение и воспроизведение точки вызывает у детей интерес. Множество точек легко соединяются в линию, квадрат, круг, доступные для выполнения грифелем в трафарете. Рисование простейших геометрических фигур можно выполнять и шариковой ручкой сплошной штриховкой на лавсановой пленке, что тоже дает рельеф. Работа по тифлографике требует определенных условий для адекватного восприятия и воспроизведения рельефного рисунка: - оптимальная температура в помещении от 16 до 20°С; - хорошее состояние кожи подушечек пальцев (сухая, порезан ная, с мозолями, тонкая кожа после порезов, ожогов, обморожений снижает скорость восприятия, создает неблагоприятные ощущения при скольжении пальцев, притупляет осязание); - перед работой хорошо вымыть руки теплой водой; - упражнения перед работой или массаж зон кисти; * - заинтересованность ребенка, его уравновешенность, хорошее настроение. Программный материал по тифлографике распределен по годам пребывания ребенка в детском саду без указания возрастных групп. Такой подход обусловлен тем, что слепой ребенок может поступать по возрасту сразу в старшую или подготовительную группу, не прой-Дя первого или второго года обучения тифлографике. Тифлопедагог вынужден восполнить пробелы в овладении способами восприятия и воспроизведения рельефного изображения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Поэтому, приступая к обучению, тифлопеда-^гу необходимо выявить уровень готовности к усвоению полного °бъема программы. Нами разработана примерная карта обследования готовности слепых усваивать программу по тифлографике (см. Приложение 1). © Подпрограмма "Дети • инвалиды", 1995 Международный унишрситет семьи и ребенка имени Рауля Валлснбсрга Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения 49" Обследуя ребенка, тифлопедагог совместно с воспитателем определяет перспективы коррекционной работы, восполняя пробелы в развитии осязательного восприятия рельефных рисунков, умении соотносить натуральный объект и его изображение и т. д. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I год обучения |