МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ПО ТИФЛОГРАФИКЕ ДЛЯ СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение слепых дошкольников тифлографике - одна из важ­ных задач, стоящих перед тифлопедагогами, воспитателями, родите­лями в подготовке ребенка к школе. Овладение тифлографикой сле­пым ребенком способствует развитию мелкой моторики руки и со­хранных анализаторов, прежде всего осязательно-двигательного. Кроме того, овладевая методикой восприятия и воспроизведения тифлографического изображения, ребенок расширяет свои познава­тельные возможности. Тифлографика выполняет важную компенса­торную роль и предупреждает появление вторичных отклонений в развитии. Обучение слепых дошкольников тифлографической дея­тельности открывает большие возможности для проведения кор-рекционной работы по преодолению и ослаблению недостатков в развитии процессов мышления, формированию представлений. Тиф-лографическая деятельность способствует художественному воспита­нию незрячих, прививает эстетический вкус, приобщает их к твор­ческой деятельности.

Тифлографика - теория построения рельефных рисунков, при меняемых в качестве пособий при обучении слепых детей рельефно­му рисованию. Тифлографика знакомит с пространственной ориен­тировкой на рисунке, со способами оценки величины и формы изо­браженных предметов.

Отечественные и зарубежные тифлопедагоги (С. Геллер, С. М. Гибор, О. И. Егорова, В. П. Ермаков, М. И. Земцова. К). А. Кулагин, Н. А. Семевский, А. И. Солнцева, В. Фромм) обос­новали возможности и условия использования рельефных рисунков слепыми детьми: рельефный рисунок только тогда выполняет роль наишдного пособия и является источником знания, когда у ребенка накоплены минимальные представления о предметах, сформировано

© Прсшдешская прсмрамма "Дсш России", 1995


 

4J

Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения

умение соотносить объемные предметы с контурным изображением, когда ребенок обучен способам восприятия и воспроизведения рель­ефного рисунка - тифлографике.

Опытное обучение тифлографике слепых дошкольников дока­зало, что цель реализации программы может быть достигнута, если к обучению тифлографике приступить в сенситивный период. Этот возрастной период в развитии ребенка имеет важное компенсатор­ное значение, так как способствует преодолению отрицательных по­следствий нарушенных функций и нормализации развития детей, обогащает сенсорный опыт, формирует новые способы познаватель­ной деятельности.

Дети познают окружающий мир не только с помощью нату­ральных предметов, но и их изображений. Занимаясь с детьми, взрослые указывают на изображение какого-либо предмета и назы­вают его. Поэтому часто, не умея еще говорить, зрячие дети на кар­тинках правильно показывают рисунки названных им объектов.

Изображение сопровождает человека всю жизнь, но слепые дошкольники не имеют практической возможности самостоятельно рисовать и соотносить предмет с его рисунком, поэтому тифлогра­фика далеко не всегда встречает необходимый интерес, дети остают­ся равнодушными к предмету. Формирование интереса зависит от умственных способностей ребенка, склонностей, осязательных воз­можностей, возраста, времени потери зрения. Обучение тифлогра­фике дошкольников должно вестись по программе, которая учитыва­ет возраст, время поступления в дошкольное учреждение, наличие Дидактических пособий.



Методика по обучению восприятия и воспроизведения рельеф­ных рисунков слепыми детьми разработана и апробирована тифло­педагогами О. И. Егоровой и В. П. Ермаковым. Она включает сле-ДУЮщие разделы:

- ориентировка на плоскости листа;

- типы линий и их пространственное расположение;

- изображение плоских предметов, сходных с натуральными
предметами и легко получаемых рельефной обводкой;

5 Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995



Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга


Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения



 


- изображение объемных предметов, которые приближаются к
форме геометрических тел;

- изображения животных и человека.

Реализация этой методики связана с соблюдением определен­ной последовательной системы в обучении восприятию и воспроиз­ведению рельефного изображения:

- обследование предмета по алгоритму;

- выяснение назначения предмета или действий с предметом;

- воспроизведение предмета средствами лепки (в соответствии
с программой дошкольного учреждения);

- работа по выкладыванию предмета из геометрических форм;

- выбор правильного положения предмета для изображения;

- аппликация предмета с выбором деталей для данной работы;

- рисование по трафарету и дорисовка с помощью трафарета
натурального изображения.

Овладение этой системой предполагает готовность осязательно­го анализатора воспринимать рельефное изображение, выполненное различными способами: рельефными линиями, пунктиром, точками

и т. д.

В работе со слепыми дошкольниками используются три вида рельефных изображений.

1. Контурный рисунокпередает только наружный контур
предмета, воспринимается силуэт предмета. Часто акцентируются де­
тали, наиболее характерные для данного предмета. Методику пере­
носа изображения в контурное предложил В. С. Свердлов. Она
предполагает:

- знакомство с предметом;

- знакомство с макетом, выполненным из пластилина;

- макет разрезается пополам;

- линия разреза соответствует рельефному рисунку.

Однако, осматривая рельеф, ребенок не ощущает его поверх­ность, фактуру.

2. Аппликационный рисунокзнакомит со ьсей поверхностью
предмета, когда ощущается не только контур, но и п. эщадь изобра­
жения. Не раскрывая свойств данного предмета, аппликация дает
основную информацию об изображенном предмете, хотя на таком
рисунке отсутствуют округлость перспективы, мелкие детали, те­
ряется часть информации о форме предмета.

© Прсшдсшская программа "Дети России", 1995


3. Барельефный рисунокпередает не только контур, фактуру, но и форму поверхности изображаемого предмета. Этот рисунок наиболее полно удовлетворяет потребности детей. Барельефный ри­сунок можно отнести к скульптуре.

Следует помнить, что не всякое изображение, предназначенное для видящих, пригодно для осязательного восприятия. Многие свой­ства не могут быть "трансформированы из фафических в рельефные. \ Например, при удалении объекта зрячие видят его в уменьшенном размере. Осязательное же восприятие абсолютно константно, и как бы мы не поворачивали и не удаляли объект, воспринятый осязани-] ем, он будет иметь для слепого ребенка ту же форму и величину.

Данные тифлопедагогики о требовании к выполнению рельеф­ного рисунка подтверждены практикой и включают следующие по-!ложения:

- на первых этапах работы изображение должно быть в нату-
, ральную величину объекта;

- фафическое изображение должно иметь четкие линии с вы­
сотой рельефа, равной 1 мм, ширина рельефа не влияет на воспри­
ятие;

- изображение должно иметь прямую ассоциацию с предметом
или явлением и легко декодироваться незрячим ребенком;

- изображение должно офаничиваться существенным в изо­
бражении - это то, что повторяется во всех объектах, относящихся
к данному виду, роду;

- фигура и фон должны быть контрастными и иметь цвет;

- в изображении требуется подчеркивать вспомогательные эле- ■
менты предметов, позволяющие облегчить процесс их опознания
(черенок, стебель);

- следует избегать сложных ракурсов в изображении предметов,
поскольку это затрудняет восприятие дошкольников;

- следует избегать излишней детализации, усложняющей про­
цесс чтения;

- следует давать ребенку изображения объектов, о которых у
чего сложилось довольно полное представление;

~ лучше воспринимается шероховатая поверхность и брайлев-Кая бумага с постоянной температурой поверхности;

~ рельефный рисунок должен иметь размер, доступны!! воспри-ЯТИ|° руки дошкольника.

© По'шрограмма "Дети - инвалиды", 1995



Me


>iii университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга


Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения



 


Учитывая особенности осязательного восприятия ребенка, не следует торопить его в процессе овладения тифлографическими уме­ниями и навыками, перегружать рельефный рисунок мелкими дета­лями. Нужно отражать в рисунке важные детали, характеризующие данный рисунок. На одной странице не следует изображать не­сколько предметов одинакового размера, но разных по величине в реальной действительности. Восприятие ситуации, выполненной рельефно, предполагает предварительное опознание детьми изобра­жения отдельных предметов, которые включены в сюжетный рису­нок.

Отсутствие методических разработок и программы по обучению общей культуре осязания дошкольников обусловило необходимость включения в экспериментальную программу раздела «Развитие го­товности сохранных анализаторов к работе по тифлографике», в ко­тором обобщен и систематизирован опыт нашей работы со слепыми дошкольниками по развитию осязания.

Обучение необходимо вести в трех направлениях: обучение удержанию предмета в руке, развитие осязательных ощущений, обу­чение культуре осязательного обследования.

На протяжении четырех лет формируется правильный захват предметов с распределением пальцев на поверхности для того, чтобы ребенок ко времени обучения в школе умел правильно держать ша­риковую ручку и грифель.

В основе осязательных ощущений (В. С. Свердлов, Д. И. Зоричев и др.) лежат чувства давления и движения. В связи с этим слепого ребенка следует научить при осмотре предметов диф­ференцировать предметы по температурному, болевому признакам, состоянию поверхности.

Развитие активного осязания незрячего ребенка предполагает выделение ведущей и контролирующей руки, действий двумя руками сразу, сохранение направления движения при изучении рельефного

изображения.

Работа по тифлографике начинается со знакомства с элемен­тарными инструментами для рельефного рисования. Их несовершен­ство затрудняет воспроизведение рельефного рисунка детьми, треб) я

© Президентская программа "Дети России", 1995


большой силы надавливания на брайлевскую бумагу или лавсановую пленку, поэтому здесь необходима помощь педагога.

Элементарным рельефным объектом для рисования является точка, которая легко ассоциируется с крошкой, крупой, песчинкой, каплей дождя, снежинкой и т. д.

Опыт показал, что чтение и воспроизведение точки вызывает у детей интерес. Множество точек легко соединяются в линию, квад­рат, круг, доступные для выполнения грифелем в трафарете.

Рисование простейших геометрических фигур можно выпол­нять и шариковой ручкой сплошной штриховкой на лавсановой пленке, что тоже дает рельеф.

Работа по тифлографике требует определенных условий для адекватного восприятия и воспроизведения рельефного рисунка:

- оптимальная температура в помещении от 16 до 20°С;

- хорошее состояние кожи подушечек пальцев (сухая, порезан­
ная, с мозолями, тонкая кожа после порезов, ожогов, обморожений
снижает скорость восприятия, создает неблагоприятные ощущения
при скольжении пальцев, притупляет осязание);

- перед работой хорошо вымыть руки теплой водой;

- упражнения перед работой или массаж зон кисти;

* - заинтересованность ребенка, его уравновешенность, хорошее настроение.

Программный материал по тифлографике распределен по годам пребывания ребенка в детском саду без указания возрастных групп. Такой подход обусловлен тем, что слепой ребенок может поступать по возрасту сразу в старшую или подготовительную группу, не прой-Дя первого или второго года обучения тифлографике. Тифлопедагог вынужден восполнить пробелы в овладении способами восприятия и воспроизведения рельефного изображения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Поэтому, приступая к обучению, тифлопеда-^гу необходимо выявить уровень готовности к усвоению полного °бъема программы.

Нами разработана примерная карта обследования готовности слепых усваивать программу по тифлографике (см. Приложение 1).

© Подпрограмма "Дети • инвалиды", 1995



Международный унишрситет семьи и ребенка имени Рауля Валлснбсрга


Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения


49"


 


Обследуя ребенка, тифлопедагог совместно с воспитателем оп­ределяет перспективы коррекционной работы, восполняя пробелы в развитии осязательного восприятия рельефных рисунков, умении со­относить натуральный объект и его изображение и т. д.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I год обучения





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.