ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Коррекцнонная программа для слепых дошкольников и методические рекомендации к работе тифлопедагога Автор-составитель В. Е. Боброва ,. учитель-дефектолог Консультативно-практического центра по абилитации детей со зрительной патологией Президентская программа "Дети России", 1995 Подпршрамма "Дети - инвалиды", 1995 й университет семьи и ребенка имени Рауля Валленбсрга КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общение - процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, одно из условий развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку себя посредством других людей. Общение способствует развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, развитию личности. Как вид деятельности общение формируется поэтапно и обусловливается многими факторами (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. Болбагану, М. И. Лисина и др.). В существующей научной литературе понятия «общение» и «коммуникативная деятельность» определяются неоднозначно. Большинство исследователей в качестве наиболее полного и емкого используют определение понятия «общение», сформированное М. И. Лисиной: «Общение - это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование их усилий с целью налаживания отношений и достижений определенного результата». Общение - это не просто действие, а специфическое взаимодействие партнеров, каждый из которых является одновременно субъектом и объектом деятельности. В рамках общей концепции деятельности «общение понимается как один из видов деятельности - коммуникативная деятельность». Из этого определения видно влияние на этапы развития средств общения внешних (обучение и воспитание) и внутренних, субъективно-личностных, факторов. Большинство психологов, педагогов, исследователей (А. А. Бодалев, М. И. Лисина, А. Б. Добрович и др.) считают общение одним из важнейших видов деятельности, оказывающих влияние на становление и формирование полноценной личности. Специальные коррекционные программы 69 для дошкольников с тяжелым нарушением зрения В современной психолого-педагогической литературе выделяются следующие основные средства общения: - Экспрессивно-мимические: улыбка, взгляд, выразительные движения рук и тела, выразительные восклицания. Сюда же примы кает и вокальная мимика (интонация). - Предметно-действенные: локомоторные и предметные движе ния, позы, используемые для целей общения - приближение, удале ние, вручение предметов, притягивание другого человека к себе, от талкивание, позы, выражающие протест, желание уклониться от контакта и наоборот, выражающие желание контактировать. Пред метно-действенные средства общения возникают позже, на основе совместной деятельности ребенка со взрослым с целью общения в форме предметных движений, статичных поз. Такие движения ре бенка выражают готовность к взаимодействию со взрослым. - Речевые средства общения несут основную гносеологическую нагрузку. Вербально-речевые средства общения развиваются на ос нове невербальных средств, таких, как мимика, жест, пантомима, в определенной социокультурной среде, которая обусловливает их ха рактер, содержание и формы. Полноценность общения ребенка со взрослым и его характер влияют не только на уровень овладения этими средствами, что в свою очередь отражается на умении владеть функцией общения в целом. Ученые-тифлопедагоги, а также практики, работающие со слепыми и слабовидящими школьниками и взрослыми, указывают, что. одна из причин отчуждения незрячего человека в обществе зрячих -трудность в общении, особенно в смешанных коллективах (А. Г. Литвак, П. М. Залюбовский, В. М. Сорокин, В. А. Феоктистова и др.). рад авторов (Л. В. Егорова, Н. Н. Зайцева, А. Г Литвак, ■ ^афска, В. М. Сорокин, В. А. Феоктистова и др.) установили, 0 к моменту поступления в школу многие слепые и слабовидящие и не владеют основными неречевыми средствами общения, кото-• по данным М. И. Лисиной и А. Г. Капчели, являются доступ-и ноРмально видящим детям уже к пятилетнему возрасту. Пречидентская программа "Дети России", 1995 Подпро1рамма "Дети - инвалиды", 1995 70 университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга Основная причина серьезного отставания в развитии неречевых средств общения у слепых и слабовидящих детей к моменту поступления их в школу связана с тем, что в процессе формирования средств общения необходимо участие всех анализаторов, особенно важную роль в развитии функции общения играет зрительный анализатор. А. А. Ьодалев в своих исследованиях выделил факторы общения, основанные на зрительно воспринимаемых сигналах, поступающих от общающихся между собой партнеров. Так, сужение видеосенсорной сферы затрудняет и даже делает невозможным восприятие сложных психических образований партнера по общению, в процессе социальной перцепции несущих информацию об особенностях характера и эмоциональном состоянии собеседника. 1 Невозможность дистантного восприятия мимических и пантомимических проявлении собеседника приводит к неадекватному восприятию реальных характеристик и состояний субъекта, а также вызывает трудности формирования речевой функции. У детей, лишенных возможности зрительного, дистантного восприятия окружающей действительности и не обученных способам компенсации, представления о мимике, жестах, пантомиме очень непрочные, расплывчатые, что в значительной мере затрудняет процесс межличностного общения! В ряде тифлопедагогических публикаций отмечено влияние несформи-рованности неречевых средств общения на усвоение учебной программы. Так, Т. П. Головина, исследуя понимание и восприятие слабовидящими дошкольниками сюжетных картин, выявила у них значительные трудности в восприятии эмоциональных состояний и действий изображенных персонажей. Причина этого - незнание и низкий уровень овладения дошкольниками с нарушениями зрения экспрессивно-мимическими и предметно-действенными средствами общения. Г. В. Никулина установила 4 типа восприятия эмоциональных состояний и образов у детей с нарушениями зрения: 1. Днффузно-локальный тип восприятия. Характеризуется поверхностным, глобальным восприятием эмоционального состояния собеседника (выделяется только единичный © Пречидентская программа "Дети России", 1995 Специальные коррекционные программы 71 для дошкольников с тяжелым нарушением ipcimn элемент экспрессии и, опираясь на него, ребенок старается определить представленное состояние). |