МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ





Коррекцнонная программа для слепых дошкольников и методические рекомендации к работе тифлопедагога

Автор-составитель

В. Е. Боброва ,.

учитель-дефектолог

Консультативно-практического

центра по абилитации детей

со зрительной патологией


 


Президентская программа "Дети России", 1995


Подпршрамма "Дети - инвалиды", 1995


                 
   
 
   
   
 
 
 
   
 

Me

й университет семьи и ребенка имени Рауля Валленбсрга

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

ПО КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общение - процесс передачи и приема вербальной и невербаль­ной информации, одно из условий развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельно­сти человека, направленный на познание и оценку себя посредством других людей. Общение способствует развитию познавательных про­цессов, эмоционально-волевой сферы, развитию личности. Как вид деятельности общение формируется поэтапно и обусловливается многими факторами (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. Болбагану,

М. И. Лисина и др.).

В существующей научной литературе понятия «общение» и «коммуникативная деятельность» определяются неоднозначно. Большинство исследователей в качестве наиболее полного и емкого используют определение понятия «общение», сформированное М. И. Лисиной: «Общение - это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование их усилий с целью налаживания от­ношений и достижений определенного результата».

Общение - это не просто действие, а специфическое взаимодей­ствие партнеров, каждый из которых является одновременно субъек­том и объектом деятельности. В рамках общей концепции деятель­ности «общение понимается как один из видов деятельности - ком­муникативная деятельность». Из этого определения видно влияние на этапы развития средств общения внешних (обучение и воспитание) и внутренних, субъективно-личностных, факторов.

Большинство психологов, педагогов, исследователей (А. А. Бодалев, М. И. Лисина, А. Б. Добрович и др.) считают обще­ние одним из важнейших видов деятельности, оказывающих влияние на становление и формирование полноценной личности.


Специальные коррекционные программы 69

для дошкольников с тяжелым нарушением зрения

В современной психолого-педагогической литературе выделяют­ся следующие основные средства общения:

- Экспрессивно-мимические: улыбка, взгляд, выразительные
движения рук и тела, выразительные восклицания. Сюда же примы­
кает и вокальная мимика (интонация).

- Предметно-действенные: локомоторные и предметные движе­
ния, позы, используемые для целей общения - приближение, удале­
ние, вручение предметов, притягивание другого человека к себе, от­
талкивание, позы, выражающие протест, желание уклониться от
контакта и наоборот, выражающие желание контактировать. Пред­
метно-действенные средства общения возникают позже, на основе
совместной деятельности ребенка со взрослым с целью общения в
форме предметных движений, статичных поз. Такие движения ре­
бенка выражают готовность к взаимодействию со взрослым.

- Речевые средства общения несут основную гносеологическую
нагрузку. Вербально-речевые средства общения развиваются на ос­
нове невербальных средств, таких, как мимика, жест, пантомима, в
определенной социокультурной среде, которая обусловливает их ха­
рактер, содержание и формы.



Полноценность общения ребенка со взрослым и его характер влияют не только на уровень овладения этими средствами, что в свою очередь отражается на умении владеть функцией общения в целом.

Ученые-тифлопедагоги, а также практики, работающие со сле­пыми и слабовидящими школьниками и взрослыми, указывают, что. одна из причин отчуждения незрячего человека в обществе зрячих -трудность в общении, особенно в смешанных коллективах (А. Г. Литвак, П. М. Залюбовский, В. М. Сорокин, В. А. Феоктис­това и др.). рад авторов (Л. В. Егорова, Н. Н. Зайцева, А. Г Литвак, ■ ^афска, В. М. Сорокин, В. А. Феоктистова и др.) установили, 0 к моменту поступления в школу многие слепые и слабовидящие и не владеют основными неречевыми средствами общения, кото-• по данным М. И. Лисиной и А. Г. Капчели, являются доступ-и ноРмально видящим детям уже к пятилетнему возрасту.


 


Пречидентская программа "Дети России", 1995


Подпро1рамма "Дети - инвалиды", 1995


70

Me

университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга

Основная причина серьезного отставания в развитии неречевых средств общения у слепых и слабовидящих детей к моменту поступ­ления их в школу связана с тем, что в процессе формирования средств общения необходимо участие всех анализаторов, особенно важную роль в развитии функции общения играет зрительный ана­лизатор. А. А. Ьодалев в своих исследованиях выделил факторы об­щения, основанные на зрительно воспринимаемых сигналах, посту­пающих от общающихся между собой партнеров. Так, сужение ви­деосенсорной сферы затрудняет и даже делает невозможным воспри­ятие сложных психических образований партнера по общению, в процессе социальной перцепции несущих информацию об особен­ностях характера и эмоциональном состоянии собеседника. 1 Невоз­можность дистантного восприятия мимических и пантомимических проявлении собеседника приводит к неадекватному восприятию ре­альных характеристик и состояний субъекта, а также вызывает труд­ности формирования речевой функции. У детей, лишенных возмож­ности зрительного, дистантного восприятия окружающей действи­тельности и не обученных способам компенсации, представления о мимике, жестах, пантомиме очень непрочные, расплывчатые, что в значительной мере затрудняет процесс межличностного общения! В ряде тифлопедагогических публикаций отмечено влияние несформи-рованности неречевых средств общения на усвоение учебной про­граммы. Так, Т. П. Головина, исследуя понимание и восприятие сла­бовидящими дошкольниками сюжетных картин, выявила у них зна­чительные трудности в восприятии эмоциональных состояний и дей­ствий изображенных персонажей. Причина этого - незнание и низ­кий уровень овладения дошкольниками с нарушениями зрения экс­прессивно-мимическими и предметно-действенными средствами об­щения.

Г. В. Никулина установила 4 типа восприятия эмоциональных состояний и образов у детей с нарушениями зрения: 1. Днффузно-локальный тип восприятия.

Характеризуется поверхностным, глобальным восприятием эмо­ционального состояния собеседника (выделяется только единичный

© Пречидентская программа "Дети России", 1995


Специальные коррекционные программы 71

для дошкольников с тяжелым нарушением ipcimn

элемент экспрессии и, опираясь на него, ребенок старается опреде­лить представленное состояние).





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.