Аналитико-синтетический тип восприятия. Дети выделяют элементы экспрессии и одновременно.обобщают их. Экспериментально доказано, что в младшем школьном возрасте у детей с тяжелыми нарушениями зрения ведущим является диффуз-но-локальный тип. По данным современной литературы, несформированность неречевых средств общения приводит к появлению навязчивых стереотипных движений у слепых: нередко такой ребенок стоит, производя маятникообразные движения туловищем, крутя в руках какой-то мелкий предмет разговаривая сам с собой. Вывести его из этого состояния удается с трудом: ребенок полностью погружен в свой внутренний мир и не желает контактировать с окружающими. Как следствие всего вышеизложенного особо необходимо отмстить трудности в общении детей с нарушениями зрения с нормально видящими сверстниками и взрослыми, которые отражаются на активности и самостоятельности, на продуктивности их деятельности, способствуют возникновению различных негативных свойств личио1-сти и в отдельных случаях приводят ксепаратизму психики, отчуждению личности в целом. Объем и задачипояснительной записки не позволяют изложить се трудНОСТИ общения слепых и слабовидящих детей в школьный Риод их жизни. Подробно с ними можно познакомиться в литера- • Приведенные факты лишь подчеркивают необходимость целе-равленного управления процессом развития у дошкольников с Лои 3Рительной патологией неречевых средств общения в сензи- © Подмрофамма "Дети - инвалиды", 1995 Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения тивный период их жизни с учетом особенностей познавательной деятельности ребенка в условиях сенсорной зрительной депривации. Настоящая программа и методические рекомендации к ее реализации направлены на восполнение пробела в тифлопедагогике и призваны вооружить специалистов дошкольного воспитания системой обучения неречевым средствам общения детей с тяжелой зрительной патологией с учетом их возрастных особенностей. Программа разработана на основе анализа научной литературы и опыта работы дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения. Учитывая, что речевые средства общения формируются наиболее полно и правильно на основе овладения экспрессивно-мимическими и предметно-действенными способами общения, предлагаемую программу следует рассматривать как первую часть пособия по формированию коммуникативной деятельности у детей со зрительной депривацией. Программа составлена по годам пребывания ребенка в специальном дошкольном учреждении и рассчитана на 4 года. Это связано с тем, что паспортный возраст поступающих в ясли-сад детей не всегда соответствует уровню сформированное™ у них неречевых средств общения. Некоторые слепые дети в 5 - 6 лет не владеют неречевыми способами общения даже на уровне трехлетних зрячих детей Основными задачами обучения неречевым средствам общения слепых и слабовидящих детей в условиях специального дошкольного учреждения, являются: - развитие, укрепление и стимуляция мышечного аппарата, осуществляющего мимические, жестовые и пантомимические движе ния; - развитие и совершенствование общей и мелкой моторики; - формирование алгоритма восприятия лица и тела; - обучение способам ориентировки на себе, от себя - в микро- и макропространстве; - обучение механизму произвольного воспроизведения изолиро ванных мимики, жеста, интонации; Президентская программа "Дети России", 1995 - обучение восприятию и воспроизведению выразительных поз и жестов, присущих человеку при выполнении различных видов дея тельности; - обучение адекватному восприятию выразительных поз живот- пых (в соответствии с программой дошкольного воспитания); - обучение восприятию эмоциональных состояний собеседника по их внешним неречевым проявлениям; - формирование приемов и методов воспроизведения основных эмоций неречевыми средствами; - обучение умению словесно описывать эмоциональные состоя ния и характеризовать внешние их проявления у себя, у собеседни ка, персонажа литературного произведения и т. п.; - формирование потребности в сопереживании; - формирование интереса к общению; - закладывание основы самоконтроля и произвольной психоре гуляции. Формы обучения: 1. Индивидуальные и подгрупповые занятия тифлопедагога, в которых формируются знания, умения и навыки адекватно воспри нимать и правильно воспроизводить неречевые проявления. 2. Групповые занятия воспитателя, который под руководством и при участии тифлопедагога в процессе организации игровой, трудо вой и свободной деятельности закрепляет и совершенствует сформи рованные дефектологом неречевые средства общения. 3. Следуя тезису о взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов дошкольного учреждения для детей с нарушением зре ния, логопед, психолог, музыкальный работник, тренер ЛФК и др. специалисты планируют свою работу с учетом рекомендаций дефек- толога. 4- Проведение тифлопедагогом лекций, бесед, индивидуальных консультаций для родителей. римечание. В процессе работы всего педагогического коллек-важно предусмотреть реализацию следующих задач: восприятие Реса к окружающим людям, взаимоуважение и взаимодоверие; © Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995 Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленбсрга Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения создание ситуаций, позволяющих ребенку проявить и развить свои способности, развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих по внешним проявлениям. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I год обучения На первом году обучения основной упор делается на развитие и укрепление мышечного аппарата, производящего мимические и жес-товые движения, а также на формирование умения адекватно воспринимать и правильно воспроизводить несложные мимические и жестовые движения. Обучение новому движению начинается с выполнения его сопряженно с педагогом, затем ребенок выполняет движения за педагогом, отраженно и только после успешного выполнения и закрепления сформированного навыка педагог предлагает ребенку выполнить действие по словесной установке, самостоятельно. Когда дети усвоили необходимые умения и навыки, придумываются короткие несложные этюды с использованием адаптированного наглядного материала, в которых участвуют 1-2 ребенка. Педагог направляет и уточняет действия детей, стараясь добиться полной самостоятельности в пользовании сформированными средствами общения. I раздел. Развитие мышечногр аппарата экспрессивных зон лица и обучение элементам мимических движений: а) развитие зоны бровей: учить опускать и поднимать брови, сдвигать их; б) развитие мышц губ: учить выпячивать губы вперед, делать улыбку, показывать передние зубки; в) развитие мышц щек: учить надувать и втягивать щеки; г) развитие мышц языка: учить умению уложить широкий и уз кий язык, поднять кончик языка вверх, на верхние зубы, на верхнюю Президентская программа "Дети России", 1995 губу, уложить на нижнюю губу, покачать «маятником», поиграть в «болтушку». П раздел. Развитие мышечного аппарата, участвующего в жесто-вых и пантомимических движениях: а) развитие мышц шеи: медленные круговые движения головы слева направо и справа налево, учить класть голову на правое-левое плечо, грудь, откидывать голову назад; б) развитие мышц плеч: поднимать плечи вверх, опускать их од новременно и попеременно; в) развитие мелкой моторики: использование комплексов паль чиковой гимнастики, пристежек, шнуровок и т. п. Ш раздел. Формирование алгоритма восприятия схемы лица и тела: на себе, на другом человеке, на живом объекте (животные), на чучеле. IV раздел. Обучение восприятию и правильному воспроизведе нию мимических и жестовых движений с соответствующей интона цией на живом объекте - на себе, на другом человеке: - мимика: улыбка, спокойное состояние, плач; - жесты: да, нет, нельзя, до свидания, здравствуйте, спасибо, можно я отвечу, тише, это я, это мое; - интонация: в соответствии с мимикой и жестами. V раздел. Формирование умения определять значение мимики, жеста, позы на объектной картинке (слабовидящие дети): - эмоция: радость, горе, спокойное состояние; - поза: мама качает ребенка, подметаю пол, поза маляра, поза водителя автобуса, поза идущего старого человека, поза идущего, солдата. VI раздел. Обучение умению определять формируемые эмоцио нальные состояния персонажей в сюжетном изображении (слабовидящие дети). Н раздел. Формирование умения пользоваться следующими речевыми средствами общения на практике, адекватно восприни-и правильно воспроизводить их в игровой, трудовой, свободной Деятельности, пантомима: то я делаю: чищу зубы, мою лицо и руки, вытираю их, ем маленького Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995 шпсрситет семьи и ребенка имени Рауля Валлеиберга | - что я чувствую: светит солнышко, болит живот (зуб)^ потерял ся, когда пошел с мамой в магазин, ем вкусную конфету; - чью работу я делаю: маляр, водитель, землекоп; - какому животному я подражаю: заяц, медведь, петух; - различные походки: солдата, спешащего человека, старого че ловека. VIII раздел.Формирование умения управлять своими эмоциями: - расслабление отдельных групп мышц; - развитие внимания. IX раздел. Культура общения: как знакомиться с детьми, как прощаться, как здороваться, как благодарить, как попросить у това рища игрушку, как вести себя за столом, как принимать гостей. Примечание. Все формируемые действия и движения обязательна оречевляются. Уровень умений и навыковпосле Iгода обучения: - уметь совершать произвольно мимические и жестовые движе ния с небольшой помощью педагога; - уметь ориентироваться по алгоритму в схеме лица и тела че ловека и животного с помощью педагога; - уметь воспроизводить и воспринимать эмоции: радость, плач, спокойное состояние самостоятельно; - уметь воспроизводить и самостоятельно воспринимать жесты: да, нет, нельзя, до свидания, здравствуйте, не знаю, можно я отвечу, спасибо; - улеть принять позу и узнавать по позе совершаемое действие с помощью педагога; - уметь в несложном сюжетном изображении самостоятельно воспринимать настроение персонажей и правильно воспроизводить его с помощью педагога; © Пре шдентская программа "Дети России", 1995 | - уметь с помощью педагога определить настроение, переданное музыкальным произведением либо адаптированной пейзажной кар- тиной (слабовидящие дети); Специальные коррсышонпые программы для дошкольников с |яжелым нарушением чрения _ уметь самостоятельно воспроизводить пантомиму по словесной становке, данной педагогом в соответствии с программными требо- вайиями; _ уметь произвольно расслаблять и напрягать отдельные группы мышц; - уметь в сюжетно-ролевой игре вести себя за столом, прини мать гостей - с небольшой помощью педагога; - уметь с небольшой помощью педагога познакомиться с друга- ми ребятами, попросить у товарища игрушку, используя неречевые средства общения; - уметь самостоятельно, пользуясь неречевыми и речевыми средствами общения, здороваться, благодарить, прощаться; - уметь оречевлять свои движения и действия в пределах сфор мированных навыков самостоятельно. IIгод обучения На втором году обучения закрепляются знания, умения и навыки, сформированные за первый год, тренируется мышечный аппарат, производящий мимические и жестовые движения. Постепенно усложняется дидактический материал при формировании навыка пользования средствами общения. В работе над этюдами участвуют два действующих лица, педагог поощряет пользование неречевыми средствами общения в практических жизненных ситуациях. I раздел.Продолжать развивать мышечный аппарат, необходимый для воспроизведения мимических движений. Усложнять задания за счет введения новых, более сложных движений и увеличения числа однотипных движений. " раздел.Продолжать развивать мышцы, производящие жесто- 1е движения, используя комплексы занятий по физическому и му- ьному воспитанию в соответствии с возрастом, особенностями Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995 | атического развития и характером зрительной патологии, а также спользуя комплексы пальчиковой гимнастики. Международный университет семьи иребенка имени РауляВалленберга Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения Ш раздел. Продолжать формировать алгоритм восприятия схемы лица и тела человека и животного в сочетании с развитием ориентировки в макро- и микропространстве: на себе, на другом человеке, на животном (живой объект), на чучеле животного, на муляже, на схеме-символе лица и тела, на фотороботе. IVраздел. Обучение восприятию и правильному воспроизведе нию мимических и жестовых движений с соответствующей интона цией на себе и на другом человеке: а) мимика: - закрепление предыдущего материала; - обучение: гнев, страх; б) жесты: - закрепление материала первого года обучения; - обучение жестам: стой, иди, бранить кого-то, стучать в дверь, движение боксера, чуточку, капельку; в) интонация: в соответствии с мимикой и жестами. V раздел. Формирование умения определять значение мимики, жеста, позы на объектной картинке (слабовидящие дети): а) эмоция: - закрепление предыдущего материала; - формирование: гнев, страх; б) поза: - закрепление предыдущего материала; - формирование: поза, когда моют посуду, чистят зубы, обувь, развешивают белье, вытирают пьшь, поза дровосека, сапожника, плотника. VIраздел. 1. Обучение умению определять формируемые эмоциональные состояния у героев сюжетных изображений (слабовидящие дети). 2. Закрепление умения воспринимать и воспроизводить эмоцио нальные состояния сформированные на первом году обучения у ге роев сюжетных изображений (слабовидящие дети). VIIраздел. Формирование умения пользоваться следующими неречевыми средствами общения на практике, адекватно воспринИ' © Пройден гская программа "Дети России", 1995 мать и правильно воспроизводить их в игровой, трудовой, свободной деятельности (пантомима): - что я делаю: развешиваю белье, чищу обувь, мою посуду, вы тираю пыль; _ что я чувствую: очень холодно, получил под|арок, кто-то отнимает любимую игрушку, - чью работу я делаю: плотника, сапожника, дровосека; - различные походки: манекенщицы, спортсмена, копуши, когда не хочу идти к врачу, а мама говорит, что надо; - какому животному подражаю: лошадка, лягушка, курица» утка, ежик, волк. VHIраздел. Формирование умения управлять своими эмоциями. Формирование способов преодоления двигателыного автоматизма, используя навык произвольного расслабления и сокращения мышц. IX раздел.Культура общения: ситуации первюго года обучения закреплять в самостоятельной практической деятельности; обучать ситуациям: как читать стихи, как слушать чтение художественных произведений другим человеком. Примечание. Все сформированные на первом году обучения и формируемые в данный момент действия и движения обязательно оречевляются. Уровень умений и навыков после II гола обучения: - уметь ориентироваться по алгоритму в схеме лица и тела че ловека и животного самостоятельно; - уметь воспроизводить и воспринимать эмощии в соответствии с программой первого и второго года обучения самостоятельно; - уметь воспроизводить и воспринимать жестовые движения в оответствии с программой первого и второго гада обучения само стоятельно; - уметь выполнять позу и узнавать по позе совершаемое дейст- е в со°тветствии с программой первого года обучения самостоя- ьно, второго года обучения - с помощью педагога; - уметь определять настроение музыкального произведения, ли- "еизажной картины (слабовидящие детм) самостоятельно © Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995 г Международный униперенгс! семьи и ребенка имени Рауля Валлснбсрга Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения (предъявляемый дидактический материал должен соответствовать вышеизложенным принципам обучения); - уметь самостоятельно использовать в жизненных ситуациях пантомимические навыки, полученные на первом тду обучения; - уметь с небольшой помощью педагога пользоваться навыками неречевого общения, сформированными на втором году обучения; - уметь использовать с помощью педагсиа способы преодоления двигательного автоматизма; - уметь самостоятельно познакомиться с другим ребенком, по просить у товарища игрушку, исполыуя неречевые способы обще ния; - уметь слушать и читать стихи самостоятельно; - использовать эти же навыки в жизненных ситуациях с помо щью педагога; - уметь оречевлять свои движения и действия в пределах сфор мированных навыков самостоятельно. III год обучения На третьем году обучения в качестве основной ставится задача сформировать умение правильно воспринимать и воспроизводить основные мимические и жестовые движения и научить умению пользоваться ими в жизненных ситуациях. Научить по эмоциональным неречевым проявлениям определять настроение собеседника и копировать его, пользуясь мимикой и жестами, вокальной мимикой. Моделирование ситуаций усложняется за счет увеличения количества действующих лиц до трех участников. I раздел. Продолжать совершенствовать мышечный аппарат, участвующий в выполнении мимических и жестовых движений. II раздел. Закреплять умение правильно воспринимать схем) лица и тела по алгоритму (человек и животное): на муляже, барель ефе, рельефе, адаптированном рисунке (детям с остаточным зрени ем); схему-символ лица и тела на фотороботе. Ш раздел. Обучение восприятию и воспроизведению мимиче-ких и жестовых движений и соответствующей интонации (на живом объекте): закрепление предыдущего материала на уровне самостоятельного пользования навыком: - мимика: удивление, вина, обида; - жесты: набираю телефонный номер, давай помиримся, жест упрямства, высокий, низкий, длинный, короткий; IV раздел. Формирование умения определять значение и вос производить мимику, жест и позы на объектной картинке (слабовидящие дети): а) эмоция: - закрепление предыдущего материала на уровне самостоятель ного пользования навыком; - новый материал: удивление, вина, обида; б) жесты: - закрепление предыдущего материала; - новый материал: движения регулировщика, садовника, поли вающего цветы, сгребающего листья, копающего яму; подметающего пол человека. V раздел. Обучение восприятию и воспроизведению неречевых средств общения в сюжетном изображении: а) закрепление материала первого и второго годов обучения; б) формирование умения определять и воспроизводить мимику, жесты, позы героев сюжетных изображений в соответствии с про граммой третьего года обучения. *1 раздел. Формирование умения пользоваться на практике, адекватно воспринимать и правильно воспроизводить следующие средства общения: а) формирование новых навыков в пантомиме: что я делаю: игра с котенком, что-то попало на зуб, гуляю с к°и, собираю грибы (цветы, ягоды), листаю книжку с картинками; ми; что я чувствую: очень жарко, хочу спать, разбил дорогую вазу, ел радугу; © Прсшденгская профамма "Дсш Росши", 1995 © Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995 Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения I - чью работу я делаю: регулировщика движения, садовника, скрипача, дворника; - какому животному я подражаю: ворона, кошка, черепаха; - различные походки: балерины, усталого человека, когда жму г ботинки; б) закрепление пантомимических навыков первого и второго годов обучения с использованием их в свободной деятельности. VII раздел.Формирование умений управлять своими эмоциями' расслабляться и напрягаться произвольно, продолжать формировать умение преодолевать двигательный автоматизм, застенчивость и ро бость. VIII раздел.Формирование навыка культурного общения: -си туации первого и второго годов обучения закреплять в самостоя тельной практической деятельности; обучать ситуациям: как вести себя в магазине, как разговаривать по телефону, как войти (в группу и т. п.) если опоздал. Примечание. Все сформированные на первом и втором годах обучения, а также формируемые на третьем году действия и движения обязательно оречевляются. Уровень умений и навыков после Ш года обучения: - иметь сформированную мышечную систему, способную в пол ном объеме осуществлять мимические, жестовые и пантомимические движения; - уметь координировать мимические и жестовые движения с не большой помощью педагога; - уметь самостоятельно воспринимать и правильно воспроизво дить схему лица и тела человека и животного в усложненных усло виях восприятия (барельеф, рельеф, схема-символ, фоторобот); - уметь пользоваться навыком жестовых и мимических движе ний, сформированным в предыдущие годы обучения: а) в сюжетно-ролевой игре; б) в театрализованной деятельности; в) в жизненных ситуациях; © Президентская предрамма "Дети России", 1995 . уметь произвольно изобразить и правильно воспринять эмоции удивления, вины, обиды в жизненных ситуациях, в адаптированных сюжетных изображениях (слабовидящие дети) с небольшой помощью педагога; - уметь с помощью педагога преодолевать двигательный автома тизм; - уметь пользоваться телефоном в сюжетно-ролевой игре и в жизненной ситуации; - уметь правильно вести себя в магазине в сюжетно-ролевой игре и в жизненной ситуации. IV год обучения Основной задачей четвертого года обучения является развитие умения пользоваться сформированными навыками неречевого общения в практической деятельности и формирование умения контролировать свои эмоции. I раздел.Продолжение работы по совершенствованию мышеч ного аппарата, участвующего в воспроизведении мимических, жесто вых и пантомимических движений. II раздел.Обучение восприятию и воспроизведению мимиче ских и жестовых движений и соответствующей им интонации на живом объекте. а) закрепление материала предыдущих лет обучения; б) новый материал: - мимика: грусть, отвращение, заинтересованность, гордость; - жесты: отдай, не покажу, прислушивания, толстый, тонкий. Ш раздел.Формирование умения определять значение и воспроизводить мимику, жесты, позы на объектной, картинке (слабовидящие дети): а) закрепление изученного за первый-третий годы обучения; б) новый материал: ~ эмоция: печаль, огорчение, превосходство, недовольство, скука- нетерпение; жесты: ласка, жалость, прислушивание, ловля бабочек, игра в ест дирижера, трубача, отдай, не покажу, расчесывание волос. © Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995 :нка имени Рауля Валленберга | IV раздел.Обучение восприятию и воспроизведению неречевых средств общения в сюжетном изображении: а) закрепление материала программ первого-третьего годов обу чения; б) формирование умения воспринимать и воспроизводить нере чевые средства обучения в соответствии с программой четвертого года обучения. V раздел.Формирование умения адекватно воспринимать и пра вильно воспроизводить в практических ситуациях следующие сред ства общения (пантомима): а) формирование новых навыков: - что я делаю: примерка новой шапки, пользование пылесосом, причесывание, одевание обуви, игра в мяч, чистка ногтей; - что я чувствую: меня хвалят, идет дождь, меня ругают, увидел в лесу змею, увидел огромный гриб; - чью работу я делаю: учитель, почтальон, машинистка, мойщик стекол, трубач, дирижер; - какому животному я подражаю: лиса, свинья, индюк; - различные походки: походка гордого собой человека, когда попал в ботинок камушек, когда не хочется идти в садик, когда де вочке купили новое платье и она его надела первый раз; б) закрепление пантомимических навыков, сформированных по программам предыдущих лет обучения. VI раздел.Формирование умения управлять своими эмоциями: с помощью релаксационных упражнений и деятельности, соответст вующей интересам и потребностям ребенка, развивать и закреплять навык преодоления двигательного автоматизма и застенчивости. VII раздел.Культура общения: формировать умение вести себя в театре, в транспорте; формировать навык поведения в трудных конфликтных ситуациях, используя неречевые средства общения. Примечание. Обязательное оречевление движений и действий, связанных с неречевыми проявлениями общения. Президентская программа "Дети России", 1995 Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения Уровень умений и навыков после IV года обучения: - уметь самостоятельно координировать мимические и жестовые движения; _ уметь пользоваться навыком восприятия алгоритмов лица и тела человека, а также животного - в свободной деятельности; - уметь произвольно изображать и правильно воспринимать ос новные эмоции в самостоятельной практической деятельности; - уметь пользоваться сформированными навыками культурного поведения в свободной практической деятельности, используя нере чевые средства общения; - уметь творчески использовать сформированные навыки нере чевых средств в жизненных ситуациях, оречевляя их. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАБОТЕ ТИФЛОПЕДАГОГА |