ВОСПИТАНИЮ СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ Физкультурные занятия начинаются с предварительного знакомства с физкультурным залом (спортивной площадкой на улице), его размерами, определения нахождения окон, дверей, основных предметов, наполняющих зал, с объяснения назначения спортивного инвентаря и оборудования, используемых на занятиях, мер предосторожности при самостоятельном передвижении. Это устраняет чувство страха пространства и развивает умение ориентироваться в нем. Необходимыми санитарно-гигиеническими требованиями проведения физкультурных занятий являются влажная уборка пола, чистый воздух (t 19-20°C). Рекомендуется облегченная, не стесняющая движений одежда для детей и взрослых, для занятий на улице - одежда по сезону. Освещение физкультурного зала должно быть люминисцентное, выше чем в массовом детском саду, что дает возможность использот вать и развивать остаточное зрение. Основу обучения на занятиях физической культуры (I - IV года) составляют естественные виды движений. Дошкольники должны овладеть навыками простейших видов построений и перестроений, основными положениями различных частей тела и элементарными движениями, являющимися основой всех обшеразвивающих упражнений. Значительное место в программе по физическому воспитанию отводится ходьбе, бегу, лазанью, упражнениям с мячом, прыжкам, а также специальным коррекционным упражнениям, что обу- © Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995 Международный униисрещет семьи и ребенка имени Рауля Banjien6cpia Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения словлено наличием у слепых и слабовидящих дошкольников значительных отставаний по некоторым показателям физической подготовленности, по сравнению с нормально видящими, и необходимостью коррекции этих отставаний путем: - упражнений на формирование правильной осанки: - профилактики и исправления плоскостопия; - упражнений на ориентирование при выполнении передвиже ния шагом и бегом с различной ориентировочной основой; - упражнений на развитие навыков пространственной ориенти ровки; - упражнений на развитие мелкой моторики; - упражнений на развитие элементарных зрительных функций; ' - упражнений на развитие элементарных функций всех сохран ных анализаторов. На занятиях необходимо использовать специальное оборудование: - звуковые сигнализаторы, обеспечивающие условия для ориен тировки слепых детей; - напольные и настольные зрительные и осязательные ориети ры. Для формирования у слепых детей представлений о движении широко применяются средства наглядности: - объемная, шарнирная куклы; - динамические модели для показа элементов движения; - р^пьефные изображения различных положений человека; - технические средства, позволяющие ребенку самостоятельно проверить качество выполняемого движения. В процессе физического воспитания необходимо осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку. Для этого надо знать функциональные возможности детей, учитывать данные обследования уровня физического развития, вести постоянный учет их здоровья и зрения, выявлять причины отставания и планировать их преодоление. Прсшдентская upoipaMMd "Дети России". 1995 |