F81.1 Специфическое расстройство спеллингования Характеристика состояния Дисграфия — специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. Следует отметить, что чаще всего специфические дис-графии сочетаются с низким темпом письма. Выделяются следующие дисграфии: 1. Оптические дисграфии. Проявляются в трудностях письма букв и их отдельных элементов, близких или зеркальных по на чертанию (оптическая литеральная дисграфия, оптическая «зер кальная» дисграфия), а также в нарушениях зрительной схемы слов, идентичных по контуру или пространственному последова тельному изображению, — неспособность объединить данные бук вы в слог, а слог — в слово (оптическая вербальная дисграфия, оп тическая вербально-«зеркальная» дисграфия). Следует исключить: вторичные нарушения письма, обусловленные сменой иностранного и родного языка, снижением остроты зрения. Данные нарушения обусловлены в том числе несформированностью межанализаторных связей: зрительных и кинестетических. 2. Фонематические литеральные дисграфии. При сохранной остроте зрения они обусловлены нарушениями в дифференциа ции оппозиционных фонем. Это проявляется в письменной речи преимущественно в пропусках, искажениях, заменах букв (глас ных и согласных: мягких-твердых, звонких-глухих, свистящих- шипящих). Имеют место трудности членения слова на буквы, ос нованные на сложностях определения места звука в слове. Чаще всего прослеживается взаимосвязь между нарушениями функций фонематического восприятия и графического воспроизведения звука-буквы. В клинической картине иногда прослеживается корреляция с трудностями звукопроизношения. 3. Фонематические вербальные дисграфии. Как правило, они сочетаются с фонематическими литеральными дисграфиями. Обусловлены не только нарушениями фонематического восприятия и графического воспроизведения буквы, но и недоразвитием глобальных высших психических функций в раннем детском возрасте (речевой памяти и внимания к языковым явлениям). фонематические вербальные дисграфии проявляются в пропусках, заменах, искажениях фрагментов слов (абрис слова — пропуски букв и их смешения), нарушениях словообразования и словоизменения - неправильное написание окончаний слов, персеверации, преодоление которых требует опоры на проговаривание. Вербальная дисграфия на уровне фразы проявляется в слитном написании предлогов с существительными, пропуске и перестановке слов во фразе, неточности списывания и повторного воспроизведения фразы, сочетается с трудностями осмысления написанного и неспособностью обобщить содержание написанного (фразы и текста). Письмо под диктовку, особенно предложений, затруднено, так как имеется тесная взаимосвязь с нарушением программирования фразы (логико-грамматической конструкции). Как правило, дети с такими нарушениями долго думают, как написать первое слово, и упускают всю продиктованную фразу. Исходной причиной такой дисграфии является наличие аграм-матизмов в устной речи у детей при общем недоразвитии речи. 4. Орфографическая дисграфия. Орфографическая дисграфия в последние годы выделяется специалистами в самостоятельную подгруппу и причины ее появления объясняются также неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала. Она проявляется в неспособности запомнить, логически употребить и проконтролировать на письме хорошо усвоенные и неоднократно повторяемые устно правила орфографии. Орфографические ошибки такого рода носят однотипный устойчивый характер. При этом можно выделить тесную взаимосвязь графической агнозии со слуховой. О таких детях говорят: «Как слышат, так и пишут» (часто повторяются ошибки правописания гласных, их замены, звонких согласных в середине и в конце слова по аналогии с устной речью и др.). Ошибки в написании морфем (правописание предлогов, приставок, суффиксов, окончаний) характерны для детей с нарушениями логико-пространственных представлений, мнести-ческих процессов, внимания к языковым явлениям. При орфографической дисграфии следует исключить: вторичные нарушения письма, обусловленные интерференцией иностранного и родного языка, умственной отсталостью, снижением остроты слуха и зрения, социальной депривацией и педагогической запущенностью. Степень тяжести дисграфии может быть выражена от легкой и средней до высокой в зависимости от особенностей развития речевой функциональной системы, возрастной сформированно-сти высших психических функций. Клиническая диагностика специфических дисграфий представляет определенные трудности. У таких детей часто дополнительно наблюдается гипер- или гипоактивность в поведенческих реакциях, быстрая утомляемость, истощаемость и недостаточная переключаемость внимания, в некоторых случаях аутистические реакции, сниженное настроение, особенно во время уроков. Это может повлечь за собой развитие «школьного» невроза. Продуктивность письма в этих случаях ниже возрастного уровня. Необходимо отдифференцировать эти специфические расстройства письма от трудностей его усвоения, вызванных социальными, языковыми (межнациональными) и другими причинами, оказывающими косвенное влияние на учебный процесс. Условия лечения Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно-поликлинических условиях, детских специализированных учреждениях и школьном логопедическом пункте. Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, невролога и др. Перечень необходимых обследований Обязательные консультации: - логопеда; — психиатра; — психолога; — невролога; — нейропсихолога. Дополнительно: — сурдолога; - психотерапевта; — генетика. Диагностические обследования: - ЭЭГ; - Эхо-ЭГ; - РЭГ. В комплекс диагностических мероприятий необходимо включить логопедическое обследование с применением нейропсихо-логического тестирования в начале и в конце курса лечения. Сюда входят исследования импрессивной речи, экспрессивной речи, гнозиса, праксиса, функций чтения, письма, счета, памяти, конструктивно-пространственной деятельности, интеллекта (по детскому варианту методики Векслера) и др. Принципы терапии решающее значение в формировании чтения у данного контингента детей имеет проведение специального комплекса логопедических занятий и медикаментозной терапии, направленных на устранение первичного дефекта — фонематического - и общего недоразвития речи, возрастной несформированности высших психических функций преимущественно органического генеза. Важное значение имеет проведение адекватного курса лечения, направленного на активизацию деятельности мозговых структур. Медикаментозная терапия. <...> Дополнительные лечебные мероприятия: - физиотерапия; - ЛФК; - массаж. Комплексные медико-педагогические мероприятия включают: 1. Проведение курса логопедических занятий в индивидуаль ной и групповой форме. При наличии нарушений звукопро- изношения целесообразно исправить и автоматизировать де фектные звуки, ввести их в речь до начала занятий. В зави симости от степени выраженности дисграфии и форм ее про явления занятия направлены на формирование фонемати ческого восприятия и внимания к словам при воспроизве дении на письме оппозиционных фонем, на формирование звуко-буквенного анализа и синтеза слов, развитие способ ностей конструирования фраз и связных высказываний, тем па письма, расширение словарного запаса, формирование процессов самоконтроля. Логопедические занятия проводятся по схеме курсов для детей с ОНР: ОНРII уровня - 45-90 занятий; ОНР III уровня — 45—90 занятий. В зависимости от конкретного типа дислексии рекомендовано от 45 (при легкой степени) до 180 занятий и более (при высокой степени тяжести) в индивидуальной и групповой форме. 2. Занятия с психологом - 20-45 на курс. Выбор профиля учебного учреждения. Длительность лечения Продолжительность курса коррекционных мероприятий зависит от степени тяжести дисграфии и основного неврологического заболевания, от степени улучшения функций чтения и письма в процессе лечения и обучения. Ожидаемые результаты лечения Активизация высших психических функций, в том числе ре чевой памяти, внимания к языковым явлениям, устранение фо, нематических, грамматических, семантических и праксических (праксиса кисти руки) нарушений, улучшение навыков письма под диктовку и самостоятельного письма, повышение возможностей самоконтроля, укрепление соматического, психологического и неврологического статуса. |