F92 Смешанные расстройства поведения и эмоций Характеристика состояния Встречаются в широком нозологическом спектре: при шизофрении (непрерывной и приступообразно-прогредиентной), эпилепсии, резидуально-органических поражениях ЦНС, раннем детском аутизме, циклотимии и т.д. В соответствии с этим депрессивное расстройство поведения может быть приступообразным или хроническим. Ведущие психопатологические синдромы: сочетание расстройств поведения с выраженной депрессией (F92.Q) или тревогой, страхом, деперсонализационно-дереализационными и обсес-сивно-компульсивными расстройствами (F92.8). Негативная симптоматика обусловлена этиологией заболевания. Условия лечения Стационарное - при выраженных аффектах тоски, тревоги или страха, агрессивности, суицидальных тенденциях, социальной и школьной дезадаптации, резистентности психопатологических расстройств и амбулаторному лечению, неблагоприятных социально-бытовых условиях. Полустационарное (частичная госпитализация) — после стационарного лечения при необходимости закрепления положитель ного терапевтического эффекта и для обучения в щадящих уело виях в школе при больнице. Амбулаторное - при нерезко выраженных депрессивных рас стройствах, корригируемом поведении дома и в детских учреж дениях, отсутствии социальной и учебной дезадаптации, отказе родителей от стационирования. Перечень необходимых обследований см. F90.0. <...> Принципы терапии <...> Эффективно сочетание медикаментозного лечения с ра личными видами психотерапии: индивидуальной, групповой, ар1 терапией. Дети школьного возраста при стационировании 6t [ должны продолжать обучение по программе той шко-в* которой учились до стационирования. длительность лечения Срок ведения больного в стационаре — от 4 до 12 недель (при необходимости может быть продлен). В полустационаре — до 12 месяцев. Ожидаемые результаты лечения Купирование депрессивной симптоматики, агрессии, антисоциальных форм поведения, предотвращение социальной и школьной дезадаптации. F9J Эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста Характеристика состояния Перечисленные расстройства являются специфическими для раннего, младенческого и дошкольного возраста, проявляются в сочетании с выраженными тревогой или страхом в определенных ситуациях, не являются частью более генерализованного расстройства и исчезают при взрослении ребенка. Условия лечения Во всех случаях амбулаторное. Перечень необходимых обследований см. F90.0. Принципы терапии Психотерапия: семейная, индивидуальная, тренинги общения, арттерапия. <...> Длительность лечения По показаниям, с частотой осмотра психиатром 1 раз в месяц. Ожидаемые результаты лечения Купирование тревожно-фобического компонента патологического состояния, улучшение межличностных контактов в семье и Детских учреждениях. F94 Расстройства социального функционирования, начало которых характерно для детского и подросткового возраста Это группа расстройств, для которых общими являются на-РУШения социального функционирования, начинающиеся в пе-риод развития. В их этиологии решающую роль играют неблагоприятные средовые факторы. F94.0 Элективный мутизм Характеристика состояния Это состояние, которое характеризуется тем, что ребенок об. наруживает достаточно сохранную речь в одних ситуациях тл не. способность говорить - в других ситуациях. Чаще всего ребенок говорит дома или с близкими друзьями, но молчит в школе или с незнакомыми лицами. Условия лечения Преимущественно внебольничное лечение. При необходимости — изъятие из сложной ситуации, возможно стационирование в детские учреждения для лечения пограничных психических расстройств. Длительность лечения Амбулаторно — по показаниям. Стационарно — 4—8 недель. Ожидаемые результаты лечения Снятие симптоматики или значительное улучшение состояния, повышение уровня социальной и школьной адаптации. F98. Другие эмоциональные расстройства F98.4 Стереотипные двигательные расстройства Характеристика состояния Стереотипно повторяющиеся, произвольные движения, не зависящие от какого-либо нервно-психического состояния. Включают в себя раскачивания тела, конечностей, кусание ногтей и сосание пальцев, самоповреждающие действия. <... > F98.5 Заикание (запинание) Характеристика состояния Заикание является дискоординационным судорожным нарушением речи. Клинические проявления заикания сводятся к расстройствам плавности, слитности речи, темпо-ритмической организации. Они имеют форму специфических запинок, обусловленных судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Кроме того, для заикания важным является нарушение коммуникации, что приводит к психогенному изменению личности больного. Заикание встречается у 2—4 процентов лиц детского возраста, чаще страдают мальчики. Возникает заикание чаще в возрасте 2—5 лет, в период становления речи. В возникновении заикания играют роль экзогенные, эндогенные и социальные факторы Определенную роль играет личностная предрасположенность. Заикание может иметь как острое психогенно-реактивное, так постепенное начало. Внешним симптомом заикания являются тонические или клонические судороги, возникающие в органах | больного. В зависимости от локализации судорог, различа- ют артикуляторную, голосовую и дыхательную формы заикания. При заикании могут иметь место насильственные движения чаще области мышц лица. Затруднения в речевой моторике могут сопровождаться сопутствующими движениями (постукивание, подергивание головой, корпусом и т.д.). Отмечается общее напряжение, скованность движений, двигательное беспокойство и т.п. В дальнейшем у заикающихся формируются психические особенности, проявляющиеся в страхе речи, сложностях общения, ло-гофобии. Логофобия, как правило, не зависит от тяжести заикания, а является индивидуальной патологической эмоциональной реакцией пациента на дефект речи. Фиксированность на дефекте является одним из основных факторов, усиливающим его. Различают 3 степени тяжести: легкая, средняя, тяжелая. Степень тяжести заикания оценивается не только по степени проявления речевого дефекта, но и в зависимости от степени выраженности логофобии, фиксации на дефекте, приводящих к нарушению коммуникативной функции речи и социальной адаптации. По течению заикания выделяют: постепенное, волнообразное, рецидивирующее. Условия лечения Лечение детей с заиканием может проводиться в амбулаторно-поликлинических условиях, в условиях дневного стационара, в логопедических группах специализированного детского сада или санатория, реже - в условиях стационара. Перечень необходимых обследований: — расширенное логопедическое обследование; - осмотр психиатра; - психотерапевтическая беседа; - обследование психолога; - обследование невролога. Дополнительно: - консультация педиатра; - сурдолога; - ЭЭГ; - Эхо-ЭГ; — аудиограмма. Лечебные мероприятия зависят от степени тяжести дефекта и наличия логофобии. Принципы терапии Комплексные мероприятия включают совместные логопеди, ческие, психотерапевтические, музыкально-ритмические занятия лечебно-медикаментозные мероприятия, работу с родителями. Показаниями к индивидуальным логопедическим занятия^ являются: — заикание у детей до 4 лет; — заикание средней и высокой степени тяжести; — заикание любой степени, но с выраженной логофобией и фиксацией на дефекте. Индивидуальный логопедический курс рассчитан ориентире-вочно на 45 занятий. В последующем возможен поддерживающий курс до 30 индивидуальных занятий или курс групповых логопедических занятий. Рекомендован курс логоритмических занятий. Индивидуальные логопедические занятия предполагают обязательное медицинское наблюдение (1-5 раз за курс), психотерапевтические занятия с родителями (1—5 за курс). Наряду с индивидуальным эффективным является и групповой метод лечения. Показаниями к групповым занятиям являются: — частичная компенсация речевого дефекта на индивидуаль ных занятиях; — заикание средней, легкой степени у детей старше 4 лет, не I имеющих противопоказания для занятий в группе. Число детей в группах: 4—6 лет - до 6 детей; 7—10 лет — до 7—8 детей; 10—13 лет — до 10 детей. Комплексная реабилитация включает: 1. Групповые логопедические занятия по специально разрабо тайным программам. Курс 30—45 занятий. 2. Логоритмические занятия, целью которых является разви тие ритмической организации речи и движений. Курс 20- 30 занятий. 3. Психологические занятия, направленные на развитие соци альной адаптации у детей и подростков. Курс 20—30 заня тий. 4. Психотерапевтические занятия с родителями и детьми, ш- лью которых является формирование здоровой личности pi бенка. Курс от 5 до 30 занятий. 5. У детей с 10 лет используется метод групповой релаксацш Курс 10—20 занятий. Лечебные мероприятия включают следующие моменты: __ медикаментозное лечение, которое проводится дифференцированно и включает общеукрепляющую, седативную и по-синдромную терапию; - физиотерапевтические процедуры - электрофорез, электро- сон и т.п.; _ массаж, ЛФК; . - общегигиенические рекомендации и мероприятия - пра вильный режим, нормализация дневного и ночного сна и т.п., организация охранительного режима. Методы групповой психотерапевтической и психокоррекци-онной работы отличаются значительным разнообразием. Психологическая коррекция направлена на все основные стороны личности заикающегося - познавательную, эмоциональную, поведенческую. Важным моментом в лечении заикания является работа психиатра, психотерапевта, психолога, особенно в форме семейной психотерапии. Показания и курс семейной психотерапии определяет специалист. Длительность лечения Срок ведения больного вариабелен. Целесообразно после основного курса амбулаторного и стационарного (4-8 недель) проведение поддерживающего курса или амбулаторное (катамнести-ческое) наблюдение 3 раза в год, которое включает в себя осмотр логопеда, психолога, психиатра, чаще при самостоятельном к ним обращении. Ожидаемые результаты лечения Улучшение речевого статуса, расширение коммуникативных возможностей, ликвидация признаков девиации личности, расширение адаптационных возможностей. О ДОЛЖНОСТЯХ ЛОГОПЕДОВ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ НАСЕЛЕНИЮ АМБУЛАТОРНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ Приказ Минздрава СССР от 24 июля 1979г. № 754 В целях дальнейшего улучшения логопедической помощи населению утверждаю следующую редакцию раздела IV «Педагоги-ческий персонал» приложения № 4 к приказу Министра здравоохранения СССР от 30 апреля 1968 г. № 340, пункта 23 приложения № 1 к приказу Министра здравоохранения СССР от 2 июля 1970 г. № 440, пункта 101 дополнительного раздела «Педагогический персонал» приложения № 1 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 г. № 900: «Должности логопедов для оказания амбулаторной помощи устанавливаются в зависимости от объема работы с учетом обеспечения этой помощью прикрепленных контингентов населения, включая сельское». Министрам здравоохранения союзных республика в целях обеспечения своевременного доведения настоящего приказа до подведомственных учреждений разрешается размножить его в необходимом количестве экземпляров. Первый заместитель министра С. П. Буренков О ШТАТНЫХ НОРМАТИВАХ МЕДИЦИНСКОГО, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО, ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА И РАБОТНИКОВ СТОЛОВЫХ И КУХОНЬ ГОСПИТАЛЕЙ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Приказ Минздрава СССР от 8мая 1975г. № 455 (с изменениями от 25 июня, 23 октября 1981 г.) (Извлечение) В целях улучшения медицинской помощи инвалидам Отечественной войны, на основании постановления Совета Министров СССР от 17 июля 1968 г. № 548: I. Утверждаю: штатные нормативы медицинского, фармацевтического, педагогического персонала и работников столовых и кухонь гос- талей для инвалидов Отечественной войны, согласно поило- II. Приказываю: 1. Министрам здравоохранения союзных и автономных рес публик, руководителям краевых, областных и городских (городов оеспубликанского подчинения) органов здравоохранения устанав ливать штаты медицинского, фармацевтического, педагогическо го персонала и работников столовых и кухонь госпиталей для ин валидов Отечественной войны согласно штатным нормативам, утвержденным настоящим приказом, в пределах плана и бюдже та здравоохранения республики, края, области, города; обеспечить проведение этой работы; выдачу госпиталям справок плановых показателей для расчета штатов и заполнение в соответствующих случаях ведомостей замены должностей применительно к мето дике и формам, утвержденным Методическим письмом Мини стерства здравоохранения СССР от 8 января 1969 г. № 02-14/4. 2. Считать утратившими силу штатные нормативы медицин ского, фармацевтического, педагогического персонала и работ ников столовых и кухонь госпиталей для инвалидов Отечествен ной войны, утвержденные приказами Министерства здравоохра нения СССР от 11.12.50 г. № 1006, от 12.10.64 г. № 547 и от 10.03.65 г. №152. Министр Б. В. Петровский Приложение к приказу Минздрава СССР от 8 мая 1975 г. №455 |