F91 Расстройства поведения Характеристика состояния В данную рубрику включена группа поведенческих расстройств, характеризующихся стойким типом диссоциального, агрессивного или вызывающего поведения, доходящего до выраженного нарушения соответствующих возрасту социальных норм. Учитывая неоднородную природу и сложный механизм формирования входящих в данную рубрику поведенческих расстройств, необходимо проводить индивидуальное обследование, направленное на установление причинного фактора с определением удельного веса биологической и социально-психологической составляющих. 1. Клинико-психопатологический анализ информации, получен ной из различных источников: - анамнестические сведения, полученные у родственников или опекуна ребенка; — оценка поведения ребенка и его когнитивных функций врачом, - характеристика поведения ребенка, представленная воспи тателем детского дошкольного учреждения или школьным учителем (запрашивается в случае отсутствия деонтологичес- ких противопоказаний); — данные медицинской документации; — сведения, представленные правоохранительными органами и учреждениями социальной защиты населения. 2. Психологическая диагностика: - оценка уровня психического развития с использованием психометрических методов обследования; — качественная характеристика особенностей развития выс ших психических функций и личности ребенка; - выявление конкретно-личностных отношений ребенка с окружающими; — оценка его социальной и психологической приспособлен ности; _ диагностика семьи, направленная на установление признаков нарушения семейного общения и взаимодействия, определение социально-психологических факторов, дезадаптирующих ребенка и членов его семьи. 3 Оценка логопедом характера речевых расстройств. 4 Оценка педагогом-дефектологом уровня школьных знаний и возможных причин неуспеваемости по конкретным школьным дисциплинам. 5. Выявление сопутствующих симптомов, которые предположительно связываются с повреждением и дисфункцией головного мозга и которым отводится патогенетическая или патоплас-тическая роль при формировании рассматриваемых расстройств поведения. F91.0 Расстройство поведения, ограниченное рамками семьи Характеристика состояния см. F91. Условия лечения При отсутствии «биологической почвы» помощь оказывается медицинским психологом амбулаторно: - в условиях медико-психологических кабинетов детских по ликлиник; - психолого-медико-социальных центров; — детских и подростковых консультативных центров. При наличии «биологической почвы» - стационарно и полустационарно: —в открытых учреждениях психиатрического профиля (реа билитационные отделения, полустационары при психиатри ческих больницах или психоневрологических диспансерах); —в психолого-медико-социальных центрах и медико-психо логических кабинетах детских поликлиник (при умеренной выраженности поведенческих расстройств). Перечень необходимых обследований Основной метод обследования — семейная диагностика в сочетании с психологической и клинической диагностикой личности ребенка или подростка, а также члена семьи, являющегося основным объектом агрессии. Дополнительное обследование ребенка или подростка проводится при наличии «биологической почвы» и необходимости более точной ее верификации: - консультация невролога для уточнения характера, локали зации и распространенности неврологических нарушений; — консультация офтальмолога для исследования зрительных функций и особенно глаза дна, позволяющего косвенно су дить о состоянии мозговой гемодинамики и ликвородина- мики; — электрофизиологическое исследование с проведением элек троэнцефалографии и реоэнцефалографии (при подозрении на нарушение мозговой гемодинамики); — электроэнцефалографическое исследование (при наличии клинических признаков гипертензионно-гидроцефального синдрома). Принципы терапии Установление в процессе диагностического обследования роли нарушенных внутрисемейных отношений в возникновении расстройств поведения у детей и подростков является основанием для проведения семейной психотерапии. В настоящее время нет четко стандартизированных методов психотерапевтической коррекции семейных взаимоотношений Способ организации и проведения семейной психотерапии различными психотерапевтами решается по-разному в зависимости от сложной совокупности условий. Проведение семейной психотерапии входит в компетенцию врача и медицинского психолога или одного психолога (при отсутствии «биологической почвы» или сопутствующих эмоциональных расстройств). Допускается параллельное ведение семьи врачом и психологом, специализирующимся в области медицинской и педагогической психологии. Фармакотерапия назначается лишь в случае выраженности поведенческих расстройств, а также наличия сопутствующих эмоциональных расстройств, сомато-вегетативных нарушений. <...> Длительность лечения Амбулаторно — первый курс от 4 недель до 6 месяцев, далее -по показаниям. Стационарно и полустационарно - 4 - 8 недель. Ожидаемые результаты лечения Прогноз в основном благоприятный. Ожидаемый эффект — редукция поведенческих расстройств. |