F81.2 Специфическое расстройство арифметических навыков Характеристика состояния Дискалькулия — специфическое нарушение обучения счету, проявляющееся в разных возрастах дошкольной и школьной популяции. Симптомы специфической дискалькулии выражаются в трудностях: — понимания разрядного строения числа и понятия числа; — понимания внутреннего состава числа и связи чисел между собой; — понимания левого и правого компонентов числа, значения нуля; — перечисления и выстраивания автоматизированных цифро вых, особенно порядковых, рядов; — выполнения элементарных вычислительных действий (сло жение, особенно с переходом через десяток, вычитание, де ление, умножение); - распознавания числовых знаков; - соотнесения чисел в арифметическом действии; — заучивание таблицы умножения; — решения задач, требующих понимания смысла и несколь ких логических операций с удержанием в памяти определен ных действий; — зрительно-пространственного восприятия связи числа с вер бализацией процесса счета; — раскрытия математического содержания схем и картинок, подводящих к правильному ответу; — выполнения усложненных логико-абстрактныхдействий, вклю чаемых в алгебру, геометрию, тригонометрию, физику и пр Дискалькулия обусловлена рядом механизмов, сочетающих в себе несформированность высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками счета (внимания, памяти, абстрактно-логического мышления), зрительно-простран- твенного и зрительно-воспринимающего гнозиса, эмоциональ-о-волевых реакций. Часто отмечается неустойчивое поведение детей на фоне социального неблагополучия и педагогической запущенности. Следует исключить: нарушения счета, обусловленные умственной отсталостью, неадекватным обучением, эмоциональными нарушениями, расстройствами зрения и слуха, социальной депри-вацией. Степень тяжести дискалькулии может быть выражена от легкой и средней до высокой в зависимости от возрастной сформированное™ высших психических функций. Клиническая диагностика специфических дискалькулии осложнена многозначностью этиологии заболевания. Продуктивность усвоения арифметики у ребенка значительно ниже возрастного уровня, ожидаемого в соответствии с уровнем развития интеллекта и показателями успеваемости. Оценка проводится на основании стандартизированных тестов на счет. Навыки чтения и спеллингования должны быть в пределах нормы, соответствующей умственному возрасту. У некоторых детей отмечаются сопутствующие социально-эмоционально-поведенческие проблемы. Условия лечения Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно-поликлинических условиях, детских специализированных учреждениях, коррекционных классах и в некоторых случаях — на школьном логопедическом пункте. Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, невролога и др. Перечень необходимых обследований Обязательные консультации: - логопеда; - психиатра; — психолога; - невролога; - нейропсихолога. Дополнительно: - сурдолога; - психотерапевта; - генетика. Диагностические обследования: - ЭЭГ; - Эхо-ЭГ; - РЭГ. В комплекс проведения диагностических мероприятий необходимо включить логопедическое обследование с применением нейропсихологического тестирования в начале и в конце курса лечения. Сюда входят исследования импрессивной речи, экспрессивной речи, гнозиса, праксиса, функций чтения, письма, счета, решения задач, памяти, конструктивно-пространственной деятельности, уровня интеллекта (по детской методике Вексле-ра) и др. Принципы терапии Решающее значение в коррекции дискалькулий у данного контингента детей играет проведение специального комплекса педагогических, в том числе логопедических занятий, и медикаментозной терапии, направленных на устранение определенных нарушений высших функций и зрительно-пространственного гнозиса. Важное значение имеет проведение адекватного курса лечения, направленного на активизацию деятельности мозговых структур. Медикаментозная терапия. <...> Дополнительные лечебные мероприятия: — физиотерапия; - ЛФК; — массаж. Комплексные медико-педагогические мероприятия: Проведение курса логопедических занятий рекомендовано в индивидуальной форме с переходов на групповую. В зависимости от степени выраженности дискалькулий и форм ее проявления занятия направлены на формирование понятия состава числа, счетных навыков, логико-абстрактной и зрительно-пространственной мыслительной деятельности, развитие способностей программирования арифметических (математических) конструкций, формирование процессов самоконтроля. Логопедические занятия проводятся по схеме курсов: — при легкой степени дискалькулий - 30-90 занятий; - при средней степени дискалькулий - 30-90 занятий; — при высокой степени тяжести дискалькулий — 30—90 заня тий. В зависимости от степени тяжести дискалькулий рекомендовано от 30 (при легкой степени) до 270 занятий и более (при высокой степени тяжести) в индивидуальной и групповой форме. Выбор профиля учебного учреждения. Длительность лечения Продолжительность курса коррекционных мероприятий за- ит от степени тяжести дискалькулии и основного неврологи-еского заболевания, от степени улучшения функций счета в ппоисссе лечения и обучения до достижения возможного результата. Ожидаемые результаты лечения Активизация высших психических функций, в том числе зрительной и слуховой памяти, переключаемое™ внимания, развитие до возможного уровня абстрактно-логического мышления и символических представлений, зрительно-пространственного гнозиса, улучшение навыков счетных операций, повышение возможностей самоконтроля, укрепление общего состояния и снятие проявлений школьного невроза. |