F81.3 Смешанное расстройство учебных навыков Характеристика состояния Сочетанные специфические расстройства школьных навыков включают нарушения навыков чтения, письма, счета (арифметические навыки). Школьная неуспеваемость носит более тяжелый характер из-за патологического влияния одного дефекта на другой. Клиническая картина является мозаичной, где имеют место несформированность речевой и других высших психических функций, логико-абстрактных и зрительно-пространственных представлений. Исключены: - специфическое расстройство чтения (F81.0): - специфическое расстройство спеллингования (F81.1): - специфическое расстройство навыков счета (F8_L2). Следует также исключить вторичные нарушения чтения, письма, счета, обусловленные интерференцией иностранного и родного языка, умственной отсталостью, снижением остроты слуха и зрения, социальной депривацией и педагогической запущенностью. Условия лечения Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно-поликлинических условиях, детских специализированных учреждениях и на школьных логопедических пунктах. Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, невролога и др. Перечень необходимых обследований Обязательные консультации: - логопеда; — психиатра; — психолога; — невролога; — нейропсихолога; - психотерапевта; - ЛОР. Дополнительно: - сурдолога; — педиатра; - генетика. Диагностические обследования: - аудиограмма; — КТ-головного мозга; - ЭЭГ; - Эхо-ЭГ; - РЭГ. Принципы терапии Направлена на устранение первичного дефекта письма, чтения, счета и нарушений других высших психических функций. Медикаментозная терапия. <...> Дополнительные лечебные мероприятия: - физиотерапия; - ЛФК; — массаж. Комплексные медико-педагогические мероприятия организуются с учетом степени выраженности нарушений чтения, письма или счета. Специалисты (психолог, логопед, психиатр) решают вопрос о тактике выбора начального коррекциейного курса, его последовательности, продолжительности и формы проведения (см. F81.0. F81.1. F81.2). Длительность лечения - вплоть до возможной коррекции. Ожидаемые результаты лечения Улучшение школьной успеваемости, устранение проявлений школьной дезадаптации, укрепление соматического, психологи- -ческого состояния ребенка, выбор профиля учебного учреждения. F82 Специфические расстройства развития моторной функции Характеристика состояния Данная группа расстройств характеризуется двигательными нарушениями, моторной неловкостью, нарушениями координации, при которых отсутствуют парезы и параличи. Эти расстройства обусловлены нарушением связи между корковыми и исполнительными двигательными системами, а также разной степенью их созревания. В клинической картине наблюдается симптоматика нарушения динамического и кинестетического праксиса. В раннем детстве у этих детей отмечается моторная неловкость, они позже начинают приобретать устойчивую походку, движения их носят некоординированный характер, у них поздно формируются навыки самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шнурков). У данной категории детей процесс формирования изобразительной деятельности (рисования) протекает с запаздыванием и часто сопровождается негативными реакциями. Несформирован-ность рисуночно-графических навыков очень часто становится проблемой только в период начального школьного обучения. У них отмечается плохой почерк, несоблюдение строки, замедленный темп работы, задержка в формировании навыков письма, которая может быть связана с нарушением визуального контроля и удержанием в памяти графических поз. Двигательные расстройства часто сочетаются с расстройствами речи, нарушением поведения, нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Диагноз ставится на основании тестов (проб), направленных на исследование праксиса. Условия лечения Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно-поликлинических условиях, детских специализированных учреждениях и на школьном логопедическом пункте. Перечень необходимых обследований Обязательные консультации: — логопеда; - психиатра; — психолога; — невролога; — нейропсихолога; — психотерапевта. Дополнительно: — педиатра. Диагностические обследования: — КТ-головного мозга; - ЭЭГ; - Эхо-ЭГ; - РЭГ. Принципы терапии Основные коррекционные мероприятия направлены на развитие и формирование общих двигательных навыков, специфических организаций движений кисти руки. Важным моментом является обучение родителей комплексам двигательных упражнений, направленных на развитие общей координации, формирование лево-правых представлений; ориентации в собственном теле и специальным упражнениям, направленным на коррекцию графической деятельности ребенка. Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: психолога, невролога, логопеда, логоритмиста и др. Медикаментозная терапия. <...> Дополнительные лечебные мероприятия: — физиотерапия; - ЛФК; — массаж. Выбор профиля учебного учреждения. Длительность лечения Вплоть до достижения возможного результата. Требования к результатам лечения Улучшение двигательных функций, координации, развитие графомоторной функции, что приводит к улучшению школьной успеваемости. |