F70 Умственная отсталость легкой степени Характеристика состояния Затруднения проявляются главным образом в процессе школьного обучения. Ориентировочно IQ = 60 - 80 ед. (по адаптированному детскому варианту Векслера): а) неосложненная; б) осложненная (церебрастенический синдром, неврозоподоб- ные расстройства, невротические, психопатоподобные, па- тохарактерологические и психопатические расстройства, ре чевые нарушения, эписиндром и т.д.). Условия лечения: а) специализированные детские сады; б) специализированное обучение (вспомогательные школы, школа-интернат); в) дневной стационар или стационар (при нарушении адапта ции, наличии осложняющей симптоматики или отрицатель ных микросоциальных условий); г) амбулаторное наблюдение. Перечень необходимых обследований: - педиатр (1 раз в год, по показаниям повторно); — психолог, в том числе количественное определение интел лекта - тест Векслера; — логопед; — окулист; — невролог; - отоларинголог (1 раз в год, кратность — по показаниям); — общие анализы крови и мочи (кратность - по показаниям); - ЭЭГ; — Эхо-ЭГ (1-2 раза в год, чаше — по показаниям). Для установления этиологии: - составление родословной — обязательно; — исключение наследственного дефекта обмена (ФК.У) — обя зательно; - цитогенетическое обследование - по показаниям; — лабораторное исключение ряда генетических и внешнесре- довых нарушений — по показаниям; — аудиограмма; - рентгенограмма черепа; — компьютерная томография (КГ); — ядерно-магнитный резонанс (ЯМР); - РЭГ; — нейропсихолог; — дерматолог; - стоматолог. Принципы терапии Основная роль в коррекции умственной отсталости принадлежит психолого-педагогическому процессу. Ребенок своевременно должен получать образование по программе, доступной его уровню интеллекта. Большое значение имеет выявление и развитие у детей с умственной отсталостью сохранных (или более сохранных) способностей: у одних — физической ловкости, у других - музыкальности, у третьих — склонности к рисованию и т.д. Необходима семейная психотерапия, с объяснением родителям всех особенностей ребенка, с обязательным указанием на положительные черты его личности, нуждающиеся в развитии. Постоянным должен быть контакт врача и психолога с педагогами Длительность лечения Лечение психотерапевтическое; комплексное, курсами — 2 месяца, с периодичностью 2—3 раза в год. а) амбулаторное наблюдение до достижения стойкой социаль ной адаптации; б) пребывание в дневном стационаре (стационаре) — 1—2 ме сяца (при наличии осложняющей симптоматики); в) наблюдение и лечение обучающихся в специализированной школе-интернате и находящихся в специализированном дошкольном учреждении должно проводиться детскими психиатрами этих учреждений — в течение всего срока пре бывания ребенка в учреждении. Ожидаемые результаты лечения Достаточно успешная адаптация ребенка в условиях семьи и специализированного учреждения, редукция осложняющей психопатологической симптоматики. F71 Умственная отсталость умеренная Характеристика состояния Нарушения адаптации проявляются уже в дошкольном возрасте и сохраняются практически в течение всей жизни. Ориентировочно IQ = 45 — 59 ед. (по адаптированному детскому варианту Векслера): а) неосложненная; б) осложненная. Условия лечения а) специализированные дошкольные учреждения; б) в большинстве случаев доступно специализированное обу чение во вспомогательной школе; в) в более тяжелых случаях - пребывание в обучаемой группе системы социального обеспечения; г) стационар или дневной стационар (при нарушении адапта ции при наличии осложняющей симптоматики или отрица тельных микросоциальных условий); д) амбулаторное наблюдение. Перечень необходимых обследований: - педиатр (1 раз в год, по показаниям повторно); - психолог (1-3 раза в год); — логопед (1-3 раза в год); - окулист (1-2 раза в год, кратность - по показаниям); — невролог (1 раз в год, кратность — по показаниям); — отоларинголог (1 раз в год, кратность — по показаниям); - общие анализы крови и мочи (кратность - по показаниям); - ЭЭГ; - Эхо-ЭГ (1-2 раза в год, чаще — по показаниям). По показаниям: - аудиограмма; - рентгенограмма черепа; - КГ; - ЯМР; - РЭГ; - нейропсихолог; — дерматолог; - стоматолог. Вспомогательные исследования для установления этиологии - составление родословной - обязательно; — исключение наследственного дефекта обмена (ФКУ) — обя зательно; - цитогенетическое обследование - практически во всех слу чаях, за исключением нозологически самостоятельных эти ологически известных форм (болезнь Дауна, ФКУ, гипоти реоз, мукополисахаридозы и др.). Принципы терапии При выявлении специфической нозологической формы, при водящей к умственной отсталости (в первую очередь обменного характера — ФКУ, гипотиреоз), лечение должно быть строго специфическим в специализированном учреждении — медико-генетические консультации, эндокринолог. Медикаментозное лечение во всех остальных случаях направлено, в первую очередь, на осложняющую симптоматику, а также должно быть связано с характером и патогенезом нарушений. Психотерапевтическая работа с семьей. Педагогическая и психологическая коррекция имеет важное значение и при этом, более тяжелом, нарушении интеллектуального развития. Следует всемерно способствовать формированию родительских обществ детей с идентичной патологией (болезнь Дауна, синдром Мартина-Белла, ФКУ, синдром Вильямса и др.), что дает родителям лучшее понимание всех особенностей болезни детей, прогноза и возможностей адаптации в настоящее время и в будущем, а также имеет положительное значение для эмоционального состояния родителей, так как в основе деятельности этих обществ лежит возможность оказания взаимопомощи Длительность лечения: а) амбулаторное наблюдение. Дети имеют право на получение пособия по детской инвалидности; б) пребывание в дневном стационаре (стационаре) — 1—2 ме сяца; в) наблюдение и лечение обучающихся в специализированной школе-интернате и находящихся в специализированном дошкольном учреждении должно проводиться детскими психиатрами этих учреждений — в течение всего срока пре бывания ребенка в учреждении. Ожидаемые результаты лечения Достаточно успешная адаптация ребенка в условиях семьи и специализированного учреждения, редукция осложняющей психопатологической симптоматики. F72 Умственная отсталость тяжелая Характеристика состояния Ориентировочно IQ = 30 — 44 ед. (по адаптированному детскому варианту Векслера): а) неосложненная; б) осложненная. Сопутствующие нарушения, как правило, являются следствием органического поражения мозга, чаще всего в виде психомоторного возбуждения и эпилептиформного синдрома. Нередки симптомы недоразвития речи вплоть до полного ее отсутствия. Условия лечения Пребывание в учреждениях социального обеспечения. Оформление инвалидности. Перечень необходимых обследований: — педиатр (1 раз в год, по показаниям повторно); - логопед (1-3 раза в год); - окулист (1-2 раза в год, кратность - по показаниям); — невролог (1 раз в год, кратность — по показаниям); — отоларинголог (1 раз в год, кратность — по показаниям); - общие анализы крови и мочи (кратность - по показаниям); - ЭЭГ; — Эхо-ЭГ (1-2 раза в год, чаще - по показаниям). По показаниям: — психолог; - аудиограмма; — рентгенограмма черепа; - КГ; - ЯМР; - РЭГ; - нейропсихолог; — дерматолог; — стоматолог. Вспомогательные исследования для установления этиологии: - составление родословной — обязательно; - исключение наследственного дефекта обмена (ФКУ) - обя зательно; - цитогенетическое обследование - практически во всех слу чаях, за исключением нозологически самостоятельных, эти ологически известных форм (болезнь Дауна, ФКУ, гипоти реоз, мукополисахаридозы и др.). Принципы терапии При выявлении специфической нозологической формы, приводящей к умственной отсталости (в первую очередь, обменного характера — ФКУ, гипотиреоз), лечение должно быть строго специфическим в специализированном учреждении — медико-генетические консультации, консультации с эндокринологом. Медикаментозное лечение во всех остальных случаях направлено, в первую очередь, на осложняющую симптоматику, а также должно быть связано с характером и патогенезом нарушений. Семейная психотерапия. Длительность лечения: а) амбулаторное наблюдение в течение всей жизни при содер жании в семье; б) при пребывании в учреждениях социального обеспечения также постоянный врачебный контроль; в) для данного контингента детей необходимо организовывать учреждения с недельным пребыванием с целью неполного отрыва от семьи (в городах с населением более 100 тыс. че ловек). Ожидаемые результаты лечения Возможная адаптация ребенка в условиях семьи, специализированного учреждения, редукция осложняющей психопатологической симптоматики. F73 Умственная отсталость глубокая Характеристика состояния Ориентировочно IQ ниже 30 ед. (по адаптированному детскому варианту Векслера): а) неосложненная; б) осложненная. Условия лечения Пребывание в учреждениях социального обеспечения. Оформление инвалидности. Перечень необходимых обследований: — педиатр (1 раз в год, по показаниям повторно); — окулист (1—2 раза в год, кратность — по показаниям); — невролог (1 раз в год, кратность - по показаниям); - отоларинголог (1 раз в год, кратность - по показаниям); — общие анализы крови и мочи (кратность — по показаниям); - ЭЭГ; - Эхо-ЭГ (1—2 раза в год, чаще — по показаниям). По показаниям: _ логопед; — аудиограмма; _ рентгенограмма черепа; - КГ; _ ЯМР; - РЭГ; _- нейропсихолог; — дерматолог; _ стоматолог. Вспомогательные исследования для установления этиологии: - составление родословной — обязательно; - исключение наследственного дефекта обмена (ФКУ) — обя зательно; — цитогенетическое обследование — практически во всех слу чаях, за исключением нозологически самостоятельных эти ологически известных форм (болезнь Дауна, ФКУ, гипоти реоз, мукополисахаридозы и др.). Принципы терапии При выявлении специфической нозологической формы, приводящей к умственной отсталости (в первую очередь обменного характера - ФКУ, гипотиреоз), лечение должно быть строго специфическим в специализированном учреждении - медико-генетические консультации, консультации с эндокринологом. Медикаментозное лечение во всех остальных случаях направлено, в первую очередь, на осложняющую симптоматику и должно быть связано с характером и патогенезом нарушений. Совместная с социальными службами работа по оказанию помощи семье. Длительность лечения Врачебное наблюдение в течение всей жизни и в семье, и при пребывании в учреждениях социального обеспечения; для данного контингента детей необходимо организовывать учреждения с недельным пребыванием с целью неполного отрыва от семьи (в городах с населением более 100 тыс. человек). Ожидаемые результаты лечения Большая упорядоченность поведения, возможное усвоение навыков самообслуживания и других социальных навыков. F80—F89 Расстройства психологического (психического) развития 3 Зак 4950 65 F80 Специфические расстройства развития речи и языка Нарушения понимания и активного использования могут касаться следующих основных подсистем речевой коммуникации форма речи (соответствие речевых форм мыслительной основе) ее содержание (адекватность облечения мысли в речевую форму) и функциональное использование языка (адекватность использо, вания речевых форм для решения задач повседневной жизни). FSO.O Специфическое расстройство речевой артикуляции Характеристика состояния Данная группа расстройств речи представлена нарушениями, в которых ведущим симптомом является нарушение звукопроиз-ношения. Интеллектуальное и психическое развитие ребенка соответствует при этом возрасту. Могут иметь место нарушения внимания, поведения, двигательные нарушения, которые носят сопутствующий характер. В данную группу включена дислалия (простая, сложная) или, иначе, «косноязычие». Дислалия — нарушение звукопроизноше-ния при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата. Различают функциональную и механическую дислалию. К функциональной дислалии относятся дефекты воспроизведения звуков речи при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Нарушена способность произвола но принимать и удерживать определенные позиции артикулятор ных органов, необходимых для произношения звуков. Нарушение звукопроизношения может быть связано с неумением различать дифференцировать фонемы. Достаточно часто изолированное употребление звука может быть не расстроено, но изменено в спонтанной речи. Степень тяжести определяется степенью вырд женности дефекта и количества нарушенных звуков. Этиология дислалии включает биологические и социальные факторы: минимальная мозговая дисфункция, соматическая ос-лабленность ребенка, запоздалое развитие речи, неблагоприятное социальное окружение, подражание неправильным образцам речи и т.п. Механическая дислалия — нарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (неправильные прикусы — прогения, прогнатия, «толстый» язык, короткая уздечка и т.д.). По степени тяжести, а следовательно и числу нарушенных зв\ ков речи, различают простую и сложную дислалию. Условия лечения Медико-педагогическая коррекция проводится в амбулаторно-оликлинических условиях или в условиях специализированного детского учреждения. Перечень необходимых обследований: _ логопед; - невролог; - педиатр; - психиатр; — психолог. Дополнительные исследования: - психотерапевт; — ортодонт; - ЭЭГ; - Эхо-ЭГ. Принципы терапии Курс коррекционных занятий предполагает: - логопедические занятия, курс 15-45 занятий. Желательно начинать с индивидуальных занятий с последующими заня тиями в группе по автоматизации звуков. - логоритмика (по показаниям); - массаж, ЛФК (по показаниям); - психиатрическое и неврологическое лечение (по показа ниям). Длительность лечения До достижения результата. Ожидаемые результаты лечения Коррекция звукопроизношения, автоматизация звуков и их употребление в спонтанной речи, расширение словарного запаса. F80.1 Расстройство экспрессивной речи Характеристика состояния Данная группа речевых расстройств представлена нарушениями, для которых характерно системное недоразвитие экспрессивной речи при относительной сохранности сенсорного восприятия. При данной патологии недоразвитие речи обусловлено органическим поражением речевых зон головного мозга. Клиническая кар-тина речевого дефекта обусловлена нарушенным формированием фонематической и грамматической сторон речи. Фонематические нарушения проявляются в дефектах звуко, произношения различной степени выраженности. Лексические нарушения характеризуются бедностью словарного запаса, низ. ким уровнем словесного обобщения, сложностями формирования речевого высказывания. Грамматические нарушения существу^ в виде аграмматизмов (ошибок в употреблении словесных окон-чаний, нарушений словообразования и т.д.), затруднений в употреблении предлогов, глаголов, союзов. По степени тяжести такие речевые расстройства могут быть разными: от легких форм до тяжелых, при которых практически имеет место анартрия. У детей с данным видом речевой патологии чаще всего наблюдаются нарушения высших психических функций (памяти, мышления, внимания), имеет место общая моторная неловкость, дис-координация движений, двигательная замедленность или гиперактивность. Часто страдает мелкая моторика пальцев Недоразвитие речи тормозит развитие познавательной деятельности ребенка, что проявляется в задержке психического развития в целом. В данную группу включаются, следуя логопедической классификации: 1. Задержки (нарушения) речевого развития, проявляющиеся в общем недоразвитии речи (ОНР) I — III уровня. 2. Моторная алалия. 3. Моторная афазия. Критерием для дифференциального диагноза между ОНР и алалией служит степень выраженности речевого дефекта. Очаг поражения в головном мозге в этом случае локализован преимущественно в постцентральной и премоторной зонах левого доминантного по речи полушария (у правшей). Алалия — системное недоразвитие речи, при котором нарушены все компоненты речи. Ребенок является практически молчащим, при этом специфические расстройства понимания речи и интеллекта не обнаруживаются. Общее недоразвитие речи I уровня соответствует клинической картине алалии. Для ОНР III уровня речевые нарушения представлены нарушениями в звукопроизношении, незначительными аграмматизмами, бедностью словарного запаса. В психическом облике этих детей имеет место эмоционально-волевая незрелость. Часто ОНР проявляется в школе и выражается в сложностях обучения грамоте. Для ОНР II уровня характерны более тяжелые нарушения, состоящие в выраженных нарушениях звукопроизноше-ния, грубых нарушениях грамматической и лексической сторон чи речевые расстройства сочетаются здесь с неврологически-Р и психопатологическими симптомами и синдромами. Часто меют место гипертензионно-гидроцефальный синдром, синдромы двигательных расстройств. В психических процессах отмечается снижение познавательной деятельности, внимания, памяти, праксиса, гносиса. Дети этой группы испытывают затруднения при обучении. у детей с ОНР I уровня (алалии) имеют место наиболее стойкие специфические речевые нарушения. Для детей этой группы характерна крайне низкая речевая активность, вследствие чего их речь часто представлена отдельными словами. Отмечаются нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы, нередко поведения. При ЭЭГ обследовании имеются изменения. Условия лечения Комплексное медико-педагогическое лечение, проводится в амбулаторно-поликлинических условиях и детских специализированных учреждениях. Перечень необходимых обследований: - ЭЭГ; - Эхо-ЭГ. Дополнительные диагностические исследования: - аудиограмма Консультации специалистов (обязательные): — логопед; - психиатр; - психолог; - невролог; - психотерапевт. Дополнительные консультации специалистов: - нейропсихолог; - генетик; - ЛОР. Принципы терапии 1. Курсы логопедических занятий. Форма занятий индивиду альная и групповая или сочетание 2-х форм. ОНР I уровня (алалия) - 45—90 занятий; ОНР II уровня — 45-90 занятий; ОНР III уровня - 45-90 занятий. Таким образом дети с алалией получают от 135 до 270 занятий. По показаниям курс может быть продлен. 2. Логоритмика 20—45 занятий на курс. 3. Занятия с психологом 20-45 на курс. 4. Медикаментозное лечение — по назначению психиатра. 5. Психотерапевтическое воздействие: — семейная психотерапия (3—5 занятий и более по показа ниям); — игровая психотерапия. Дополнительные лечебные мероприятия: — физиотерапия; - ЛФК; — массаж. Правильный выбор профиля учебного учреждения. Длительность лечения Продолжительность коррекционных мероприятий — от 1 года до 3 и более лет. Ожидаемые результаты лечения Максимально возможное восстановление речевой функции (звукопроизношение, лексика, грамматика) и компенсация психических нарушений. F80.2 Расстройство рецептивной речи Характеристика состояния Данный вид патологии речи состоит в нарушении слухового восприятия и понимания речи при сохранном физическом слухе. В легких случаях оно проявляется в неспособности различать слова, близкие по звучанию. В более тяжелых, когда нарушена дифференциация речевых звуков, имеется неспособность понимать обращенную речь. Страдают все компоненты речи, что приводит к задержке психического и интеллектуального развития. В данную группу включаются: 1. Сенсорные агнозии (словесная глухота). 2. Сенсорная алалия. 3. Сенсорная афазия. Сенсорная алалия — это нарушение понимания речи вследствие недостаточности функционирования слухового анализатора, основной пораженной зоной мозга является височная доля доминантного полушария. В клинической картине сенсорной ала-лии имеются недостаточный анализ и синтез звуковых речевых раздражителей. Это проявляется в непонимании обращенной речи, у детей не формируется фонематическое восприятие, не дифференцируются фонемы, не воспринимается слово как целое. Ребенок может слышать, но не понимать обращенную речь. При сенсорной алалии не формируется связь между словом и предметом, словом и действием. Результатом этого может явиться задержка психического и интеллектуального развития. Диагностика сенсорной алалии вызывает определенные сложности, поскольку требует дифференциальной диагностики с состояниями нарушений слуха. В чистом виде сенсорная алалия встречается довольно редко. Условия лечения Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно-поликлинических условиях и детских специализированных учреждениях. Перечень необходимых обследований: - ЭЭГ; - Эхо-ЭГ; - аудиограмма. Дополнительные обследования: - РЭГ; - КГ головного мозга; - рентгенография черепа. Консультации: - логопеда; — психиатра; - психолога; — невролога; - психотерапевта; - нейропсихолога; - сурдолога (ЛОР); - генетика. Принципы терапии Медикаментозная терапия. <...> Дополнительные лечебные мероприятия: — физиотерапия; - ЛФК; - массаж. Логопедическое воздействие направлено на воспитание: ~ развития фонематического восприятия; — понимания воспринимаемых на слух речевых стимулов; ~ сознательного использования средств языка и способов речепроизводства. Логопедические занятия носят строго индивидуальный харак-тер, зависят от степени тяжести и выраженности речевых и ин- теллектуальных нарушений. Чаще они строятся в индивидуальном форме, начиная с пробного диагностического курса, рассчитанного на 10—20 занятий. Последующие курсы занятий могут про водиться по схеме курсов для детей с ОНР (моторной алалией, см F8QJ). Таким образом дети с сенсорной алалией получают от 135 до 270 занятий. По показаниям курс может быть продлен. Форма занятий индивидуальная и групповая или сочетание двух форм. Логоритмика - 20—45 занятий на курс. Занятия с психологом - 20—45 занятий на курс. Выбор профиля учебного учреждения. Длительность лечения Срок коррекционных мероприятий — от 1 года до 3 и более лет Ожидаемые результаты лечения Максимально возможное восстановление речевой функции (развитие слухового восприятия, формирование звукового, морфологического, лексического анализа и смысловой стороны речи), коррекция психических нарушений. |