F84 Общие расстройства психологического (психического) развития F84.0 Детский аутизм Характеристика состояния Личностное нарушение, при котором предшествующего периода несомненно нормального развития обычно не бывает. Диагноз, как правило, ставится в возрасте не раньше 3 лет, порой значительно позже. Состояние ребенка характеризуется ограниченными стереотипными интересами и своеобразным поведением, клонностью к привычным действиям и играм при отсутствии пеииальных навыков развития и речи наряду с тяжелым рас-тройством эмоций и отсутствием истинных контактов с родными и сверстниками. Речь ограничена в пределах скудного общения с близкими людьми либо отсутствует. Интеллектуальный дефект выражен не всегда и может быть неглубоким. Характерны страхи, нарушения сна, ритуалы при приеме пищи, вспышки агрессии и аутоагрессии. Таким образом, основными клиническими признаками синдрома раннего детского аутизма являются: аутизм с аутистическими переживаниями, нарушения речи, однообразное поведение со своеобразными двигательными расстройствами. Условия лечения Преимущественно амбулаторное. Стационарное лечение — при выраженности патологических проявлений (агрессия и аутоагрессия, тяжелое соматическое состояние). Принципы терапии Выбор строится на основе применения специальных психологических и педагогических методик воспитания и обучения аути-стов, трудотерапии, музыкотерапии, логопедических занятий, ЛФК. Длительность лечения Амбулаторное — по показаниям постоянно. Стационарное — 4-8 недель. Ожидаемые результаты лечения Улучшение социальной адаптации. F84.1 Атипичный аутизм Характеристика состояния Аномальный тип развития ребенка, как правило, проявляющийся в возрасте после 3 лет. По своим клиническим проявлениям отличается от раннего детского аутизма (болезнь Каннера) диссоциацией психических процессов, погружением в мир болезненных переживаний (при ранней детской шизофрении), фантазиями, страхами, измененным отношением к родным и выраженным эмоциональным уплощением, часто - с отставанием в речевом и интеллектуальном развитии. Перечень необходимых обследований см. F84.0. Ожидаемые результаты лечения см. F84.0. Длительность лечения см. F84.0. FS4.2 Синдром Ретта Характеристика состояния' Диагноз устанавливается на основании специфической симптоматики, появляющейся только у девочек в возрасте от 6 месяцев до 1,5 лет и проявляющейся в нарастании аутизма, распаде речи (если она уже имеется), иногда — эписиндроме, резком отставании и даже регрессе психического развития. Специфическими для данного синдрома признаками являются потеря способности пользоваться руками с появлением стереотипных движений в виде потирания рук, а также частые насильственные вздохи. После 6 лет развивается спастический паралич нижних конечностей с атрофией мышц. Именно эта симптоматика является опорной для диагностики данного синдрома в группе текущих дегенеративных заболеваний раннего возраста. Условия лечения Амбулаторное -нате. при содержании в семье или лечение в интер- Перечень необходимых обследований Диагноз ставится клинически. Все обследования и консультации другими специалистами проводятся по показаниям. Принципы терапии Болезнь прогрессирует. Патогенетического лечения нет. Работа врача заключается в психологической помощи семье, организации медико-генетического консультирования семьи. Ожидаемые результаты лечения Возможное улучшение адаптации ребенка. F84.3 Другие дезинтегративные расстройства детского возраста Характеристика состояния В эту группу включаются рано развившиеся прогрессирующие заболевания с остановкой и регрессией психического развития, а также нарушением социального, коммуникативного и поведенческого функционирования. Как правило, это сопровождается стереотипными движениями и аутистическим поведением. Для диагноза важно, что всегда предшествует период нормального развития и нет доказательств распознаваемого органического повреждения мозга. В эту группу включаются заболевания, описанные в литературе под названием «деменция Геллера и Крамера-Польнова». Условия лечения При содержании в семье — амбулаторно или лечение в интернате. Перечень необходимых обследований Диагноз ставится клинически. Все обследования и консультации другими специалистами проводятся по показаниям. Принципы терапии Болезнь прогрессирует. Патогенетического лечения нет. Работа врача заключается в психологической помощи семье, организации медико-генетического консультирования семьи. <...> Ожидаемые результаты лечения Возможное улучшение адаптации ребенка. F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (умственная отсталость с двигательной расторможенностью и стереотипными движениями) Характеристика состояния Выраженная, глубокая и тяжелая умственная отсталость с осложняющей симптоматикой. F84.5 Синдром Аспергера Характеристика состояния Синдром характеризуется теми же нарушениями, что и ранний детский аутизм, но в отличие от аутизма у больных не имеется задержки в интеллектуальном развитии. На основании этого данный синдром вычленяется из группы больных с аутистическим поведением в данном возрасте. Условия лечения Преимущественно амбулаторное. Стационарное - при декомпенсации. Перечень необходимых обследований Диагноз ставится клинически. Все обследования и консультации другими специалистами проводятся по показаниям. Принципы терапии см. F84.0. Длительность лечения Амбулаторное — постоянно по показаниям, стационарное — 4— 8 недель. Ожидаемые результаты лечения Улучшение адаптации ребенка. |