МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

F81.0 Специфическое расстройство чтения





Характеристика состояния

Дислексия — специфическое расстройство чтения, проявляю­щееся в многочисленных ошибках (замены, пропуски букв, несоб­людение их последовательности) стойкого характера. Они могут быть обусловлены: несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения чтением, врожден­ной слабостью соответствующих зон мозга. Для специфических дислексии характерен низкий темп чтения.

Выделяют следующие типы дислексии:

Оптические дислексии.

Проявляются в трудностях усвоения отдельных букв, близких по начертанию, или в нарушениях зрительной схемы слов, в не­способности симультанного (одномоментного) охвата слова.

Моторные дислексии.

Имеют место затруднения в речедвигательном воспроизведе­нии читаемых единиц речи (слогов, слов, фраз), в их визуальном контроле и удержании в памяти артикуляторных поз.

Данные нарушения обусловлены несформированностью межа­нализаторных связей: слуховых, зрительных, кинестетических.


фонематические (литеральные и вербальные) дислексии.

фонематические литеральные дислексии имеют место при со­хранной остроте слуха. Они обусловлены трудностями фонемати­ческого анализа, что приводит к недостаточности когнитивной (познавательной) деятельности.

Больные смешивают графемы (буквы), соответствующие сход­ным по акустическим признакам звукам речи.

Такие нарушения проявляются при устном чтении преимуще­ственно в пропусках, искажениях (гласных и согласных), заменах по озвучиванию мягких-твердых, звонких-глухих, свистящих-шипящих (в том числе внутри одного ряда) согласных. Имеются трудности членения слова на звуки. Чаще всего прослеживается взаимосвязь между нарушениями функций фонематического вос­приятия и моторного воспроизведения (в том числе и с аналогич­ными трудностями звукопроизношения).

Фонематические вербальные дислексии, как правило, сочета­ются с фонематическими литеральными дислексиями. Они обус­ловлены не только нарушениями фонематического восприятия и моторного воспроизведения, но и недоразвитием высших психи­ческих функций в раннем детском возрасте (речевой памяти и внимания к языковым явлениям).

Вербальная дислексия проявляется в пропусках, заменах, ис­кажениях слов (пропуски и перестановки частей слов), запинках на редко употребляемых или сложных по звуковой структуре сло­вах. На уровне фразы вербальная дислексия проявляется в пере­становке слов, неточности повторного воспроизведения фразы, трудностях осмысления прочитанного и неспособности обобщить содержание прочитанного (фразы и текста). Спонтанное чтение наиболее затруднено.

Следует исключить: вторичные нарушения чтения, обуслов­ленные умственной отсталостью, снижением остроты слуха и зрения, социальной депривацией и педагогической запущенно­стью.

Степень тяжести дислексии может быть выражена от легкой и средней до высокой в зависимости от первичных факторов раз­вития речевой функциональной системы, возрастной сформиро­ванное™ высших психических функций.

Клиническая диагностика специфических дислексии пред­ставляет определенные трудности, так как у детей дополнитель­но наблюдается гипер- или гипоактивность в поведенческих ре­акциях, быстрая утомляемость, истощаемость и недостаточная переключаемость внимания, в некоторых случаях замкнутость и депрессивное состояние, особенно во время уроков.




Необходимо также отдифференцировать специфические рас­стройства чтения от трудностей в чтении, вызванных социальны­ми, языковыми (межнациональными) и другими причинами, ока­зывающими косвенное влияние на уровень освоения процесса чтения.

Условия лечения

Комплексные коррекционные медико-педагогические меро­приятия.

Проводятся в амбулаторно-поликлинических условиях, детс­ких специализированных учреждениях и школьном логопедичес­ком пункте. Предполагается совместная работа специалистов раз­ного профиля: логопеда, психолога, невролога и др.

Перечень необходимых обследований Обязательные консультации:

— логопеда;

— психиатра;

— психолога;

— невролога;

— нейропсихолога.
Дополнительно:

- сурдолога;

— психотерапевта;

— генетика.
Диагностические обследования:

 

- ЭЭГ;

- Эхо-ЭГ;

- РЭГ.

В процесс проведения диагностических мероприятий необхо­димо включить комплексное логопедическое обследование с при­менением нейропсихологического тестирования в начале и в кон­це курса лечения и обследование нейропсихолога (не менее 2-х раз). Сюда входят исследования импрессивной речи, экспрессив­ной речи, гнозиса, праксиса, функций чтения, письма, счета, па­мяти, конструктивно-пространственной деятельности, уровня интеллекта (по детской методике Векслера) и др.

Принципы терапии

Решающее значение в формировании чтения у данного кон­тингента детей играет проведение специального комплекса лого­педических занятий и медикаментозной терапии, направленных на устранение первичного дефекта — фонематического и общего недоразвития речи, возрастной несформированности высших психических функций преимущественно органического генеза.


Важное значение имеет проведение адекватного курса лечения, направленного на активизацию деятельности мозговых струк-

ТУР- , ^

Медикаментозная терапия. <...>

Дополнительные лечебные мероприятия:

— физиотерапия;
_ ЛФК;

— массаж.

Проведение курса логопедических занятий рекомендовано в индивидуальной и групповой форме. При наличии нарушений звукопроизношения целесообразно исправить и автоматизиро­вать дефектные звуки, ввести их в речь до начала занятий по дифференциации этих звуков в процессе чтения. В зависимос­ти от степени выраженности дислексии и форм ее проявления занятия направлены на формирование фонематического и вер­бального внимания, дифференциации в устной речи оппозици­онных фонем, звукобуквенный анализ и синтез слов, способно­стей конструирования фраз, на развитие связной устной и пись­менной речи ребенка, темпа чтения, расширение словарного запаса, формирование представлений и образно-логического мышления.

Логопедические занятия проводятся по схеме курсов для де­тей с ОН Р: -

ОНР II уровня - 45-90 занятий;

ОНРIII уровня - 45-90 занятий.

В зависимости от конкретного типа дислексии рекомендова­но от 45 (при легкой степени) до 180 занятий и более (при высо­кой степени тяжести) в индивидуальной и групповой форме.

Занятия с психологом — 20—45 на курс.

Выбор профиля учебного учреждения.

Длительность лечения

Продолжительность курса коррекционных мероприятий зави­сит от степени тяжести дислексии и основного неврологическо­го заболевания, от степени улучшения функций чтения и письма в процессе лечения. Вплоть до достижения возможного резуль­тата.

Ожидаемые результаты лечения

Активизация высших психических функций, развитие речевой памяти, внимания к языковым явлениям, устранение фонемати­ческих (при наличии артикуляторно-оральных) трудностей, улуч­шение навыков чтения (в том числе спонтанного) и письма, ук­репление соматического и неврологического статуса.

•77






©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.