ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Декады, смотры, гастроли украинского искусства Украинская декада... И радость, и взволнованное ожидание вызывает она. Радость, что приехали самые известные, заслуженные театры, замечательные исполнители. И привезли не только знакомые оперы “Тарас Бульба” Н. Лысенко, “Аскольдова могила” А. Верстовского, а и новые: “Арсенал” Г. Майбороды, “Первая весна” Г. Жуковского и балет “Черное золото” В. Гомоляки... А ожидание, какое-то особое, взволнованное ожидание, возникает вот почему. Все мы помним минувшие Декады украинского искусства. Помним их успех. Волнение от встречи с настоящим талантом: от знакомства с новыми именами и гордости за старую гвардию. Так было. А как-то будет? В искусстве нет пророка. Я еще не слышал новые оперы, не видел балеты. Но могу сказать одно: не любить украинское искусство невозможно. В особенности музыку, пение. Ведь если природа, климат действительно оказывают влияние на психику человека, на его душевный мир, то мягкая гармония украинской природы, которую так чудесно воспел еще Гоголь и наши современные писатели и поэты, сопутствует желанию человека петь. И где только, в каком городе, в каком оперном театре не встретишь певцов с Украины! А начинали, учились, оканчивали школу они в Киеве, Харькове, Львове... Но, говоря о сегодняшнем украинском искусстве, нельзя не вспомнить добром таких корифеев, как Литвиненко-Вольгемут, Кипоренко-Даманский, Микиша, Цинев, Петрусенко, Тессейр. Каждая эпоха должна отдать дань любви и благодарности Тарасу Григорьевичу Шевченко. Я не говорю сейчас о своих любимых поэтах, драматургах и драматических артистах, которых я люблю и ценю. После сердечных и искренних объятий, поздравлений, добрых пожеланий будут рассуждения... Могут ли они быть едины?! Нет. Не могут. Да и не надо. Жажда творческого познания велика. Так много интересного в поэзии, в музыке, в оперных и драматических спектаклях и различных концертных программах, живописи, скульптуре. Как говорят — есть что показать. И есть что увидеть, услышать. Удачи и радости желаю моим дорогим землякам и коллегам. 1960 Больше всего я ценю в оперных спектаклях поэтическое начало, которое на всем протяжении истории оперного искусства являлось наиболее действенным стимулом развития жанра. Помню, М. Рыльский написал однажды: “Поэзия не умирает...”. И вот приезд в Москву Киевского театра — яркое этому подтверждение. Я не все видел из того, что киевляне привезли, и не все из увиденного мне понравилось в равной мере. Но даже те сцены в спектаклях, которые выглядели незаконченными по форме, были привлекательны, если в них присутствовала истинная поэтичность. Основной же недостаток ряда постановок (который, к сожалению, свойствен не только театру киевлян, но и многим другим)— стремление к ложно понятой масштабности и перенасыщенность звучания. Я дважды слышал оперу Майбороды “Ярослав Мудрый” — на сцене Большого театра и в Кремлевском Дворце съездов. Во втором случае успех, на мой взгляд, был определен работой человека, которого мы не видим и о котором часто забываем,— талантливого звукорежиссера. Он убрал оркестровую насыщенность и выдвинул певцов. Этот спектакль взволновал и запомнился. Даже темпераментный дирижер С. Турчак оказался во власти невидимого звукооператора. Г. Майборода принадлежит к тем авторам, которые целеустремленно и на протяжении многих лет работают в жанре оперы. Его “Арсенал”, “Тарас Шевченко”, “Милана” принесли автору известность; в них выразился свой стиль, своеобразная одаренность композитора. В частности, Г. Майборода — мастер хорового письма. Прекрасно звучат хоры и в “Ярославе Мудром”. Исполняющий заглавную партию А. Загребельный радует виолончельным звуком, теплотой и естественностью исполнения. Ровным звучанием замечательного по красоте голоса отличается и А. Мокренко (Гаральд). Н. Куделя (Елизавета), Г. Ципола (Ингигерда), Л. Юрченко (Джемма) — три разные партии, три яркие певческие индивидуальности. Конечно, они не равны по стилю, по мастерству исполнения. Но ведь сад и не может цвести одним цветом. Многообразие и контраст индивидуальностей — традиция искусства нашей Родины. История показала, что Украина — источник звезд: вокала, которые движутся каждая по своей оригинальной жизненной орбите. Певец С. Дубровин (Никита) — явление в искусстве. Важно сохранить его талант на многие годы. При правильном развитии он способен длительное время доставлять радость любителям оперы; у него для этого все данные. Но многое и настораживает, в частности, стремление выдвинуть на первый план красоту звука, подчеркнуть ее утрированной динамикой. А между тем опыт классики убеждает в том, что одно из таинств искусства — умение пользоваться “тихой” музыкой, паузами, которые завораживают. Поэтому так эффектны завершения арий, да и целых сцен на пианиссимо. Вспомним хоры а капелла в “Фаусте”, в “Хованщине” (обращение к Ивану Хованскому), поражающие не массивностью, а особой округленностью бережно посылаемого в зал звука. Помню, на спектаклях в Большом театре этот хор под управлением В. Сука неизменно бисировался. Опера как жанр сильна не видимой эффектностью, а глубиной содержания, заключенного в певческом мастерстве. И поэтому я хочу назвать еще несколько участников в спектакле “Ярослав Мудрый”: С. Каданцев (Журейко), В. Лосицкий (Свечкогас), А. Кочерга (Сильвестр) — все они создают образы вокальными средствами. Думается, что успех спектакля — в единстве ансамбля. Очень важное достижение киевлян! Ведь как часто бывает, что наряду с выдающимися исполнителями основных ролей в спектакле плохо звучат реплики второстепенных персонажей, и одной-двух таких реплик достаточно, чтобы испортить впечатление от целого. Очень хочу подчеркнуть в связи с этим участие в исполнении “Ярослава Мудрого” В. Скубака (Давид), в свое время на его плечах лежал весь основной репертуар, а сейчас он поет маленькую партию. И правильно делает, что продолжает работать, не уходит из театра, передавая свой высокий профессионализм новому поколению артистов. Он не один — в этом же спектакле полноправными исполнителями являются А. Чулюк-Заграй, И. Черней, М. Мартиросова — без них не было бы спектакля, они создают приподнятый, торжественный тонус всего представления. И талантливый дирижер С. Турчак, и режиссер Д. Смолич, и художник Ф. Нирод, и хормейстер Л. Венедиктов — художники разных почерков, творческих пристрастий — объединены стремлением наиболее полно донести до слушателей содержание партитуры оперы. Они союзники. Хочу отметить, что в последнее время появилась в опере новая специальность — художник по свету (в данном случае В. Гоженко). Ранее ее не было. Мне думается, в этом предвестие будущего, когда свет и цвет войдут полноправными компонентами в создание художественного образа наряду с солистами, оркестром, хором и балетом. Успешно работать в оперном театре могут лишь те, кто познал тонкости певческого искусства. Успех К. Симеонова (в частности, в “Катерине Измайловой”) во многом объясняется тем, что он сам пел в детском духовном хоре, так же как в свое время Н. Голованов, М. Ипполитов-Иванов, как многие ныне здравствующие композиторы и дирижеры. Опера “Гугеноты” Мейербера редко исполняется ныне главным образом из-за отсутствия тех певческих голосов, на которые она рассчитана. Но киевляне богаты. Спектакль получился очень вокальным, напевным — в этом его сила. Несколько дней тому назад в беседе с руководством театра я сказал, что знаменитый Н. Смолич, игравший Хлестакова и осуществивший ряд постановок на сценах Ленинградского Кировского и Большого театров, вряд ли предполагал найти в сыне Д. Смоличе своего продолжателя, который выступил в последних московских гастролях в качестве постановщика и “Ярослава”, и “Гугенотов”. Трудная это опера и для солистов, и для дирижера. Трудна она своей кажущейся простотой, когда каждый, даже небольшой промах не проходит незамеченным. И. Гамкало провел спектакль с внутренней напряженностью и взволнованностью. Удачно выступил в партии Рауля В. Федотов. У него есть все для создания героического образа. В чем этот талант? Думается, в способности убедить слушателя в правоте своего героя и заставить полюбить его. Певец должен искать своеобразные краски, и обидно бывает, когда, найдя их, эти свежие черты приписывают другим — постановщику, дирижеру. Но еще хуже, когда уже давно созданное и найденное, ставшее традиционным, артист стремится выдать за свое собственное и оригинальное. В. Федотов пленил на спектакле “Гугеноты” именно новизной решения образа. Ему хочется пожелать творческого долголетия. В чем же секрет долголетия? Я убежден, что в основе долголетия — трудоспособность, причем не обязательно выступать каждый день, но быть готовым к этому, находиться в форме очень важно. Другое условие — уметь уловить традиции, найти талантливого наставника. Знаменитый певец Н. Фигнер — пример долголетия, пример неутомимого труженика, прошедшего трудный путь от любительского пения в хоре военно-морского корпуса до прославленного артиста профессиональной сцены. Долголетие артиста — это ведь не только долгожительство на сцене, но и способность сохраниться в памяти зрителя, слушателя. А здесь единственный путь к этому — поддержание контактов с тружениками, ради которых в конечном счете и создаются шедевры искусства. Важно, чтобы эти контакты не были показухой, не ограничивались бы отчетной галочкой в рапортичках, а были бы искренними и постоянными. Я, например, на всю жизнь запомнил поездку в село, на родину М. Рыльского, с группой артистов. Путь в жару по пыльной дороге был трудным, но всех нас в конце концов вознаградил восторженный прием слушателей — крестьян, до предела заполнивших местный Дом культуры (бывший дом семьи Рыльских, подаренныйими землякам), запомнился облик этих людей, их одежда, лица, восторженные глаза. Такие встречи стимулируют к творчеству, дают заряд новых сил и желание работать. Замечу, что среди выступавших была и К. Радченко, сама вышедшая из семьи колхозников и ныне прекрасно спевшая партию Валентины в опере “Гугеноты”. В спектакле этом много отличных исполнителей. Хор и оркестр Киевского театра импонируют отличным ансамблем, стройностью звучания, свидетельствующими об их больших творческих возможностях. ...“Запорожец за Дунаем” Гулак-Артемовского всегда интересен и для тех, кто уже хорошо знает это произведение, и для тех, кто впервые знакомится с украинской культурой. Он интересен прежде всего непосредственной связью с богатыми фольклорными традициями и возможностями многообразной трактовки основных персонажей. Я знал например, в роли Ивана Карася П. Саксаганского, который умел избавить этот персонаж от поверхностной буффонады и сообщить ему черты благородства, силы и храбрости. Интересна и патриотическая фабула произведения — запорожцы, в силу исторической обстановки вынужденные ранее переселиться за Дунай, теперь возвращаются домой. Произведение создавалось в непосредственном контакте с М. Глинкой, которому, в частности, приписывается молитва в последнем действии. Жаль, что именно этот лучший эпизод музыки оказался в спектакле несколько сокращен. Спектакль “Лючия ди Ламмермур”, показанный во время гастролей, — яркое художественное явление. Режиссер И. Молостова все построила на доверии к исполнительнице заглавной партии Е. Мирошниченко. Артистка подчеркивает одиночество своей героини, окруженной эгоистичными, алчными людьми, рвущимися к богатству и не останавливающимися ни перед какими преградами в достижении своих целей. Образ трогает слушателей, заставляя глубоко переживать трагедию чистой и благородной Лючии. На высоте был и партнер Мирошниченко А. Соловьяненко (Эдгар). Я думаю, что это одна из его лучших партий. После спектакля друзья и поклонники таланта Е. Мирошниченко побывали за кулисами и, поздравляя ее, выразили уверенность, что ее педагог, замечательная артистка, с которой и мне посчастливилось работать, Мария Эдуардовна Донец-Тессейр была бы очень довольна ее выступлением. В том, что она сумела передать свое мастерство и воспитала целую плеяду известных артистов,— наглядное проявление традиций в нашем певческом искусстве. Мастера прошлого продолжают жить в творчестве своих учеников. Крайне важно помнить о тех, кто научил нас многому хорошему, передал беззаветную любовь к искусству, воспитал профессионализм. 1976 Я специально приехал в Москву, чтобы послушать “Лючию” в постановке Киевского театра. Искусство одинаково притягательно и для самой широкой аудитории, и для профессионалов. И такая радость, что в зрительном зале нет равнодушных. А сколько здесь певиц — в расцвете творческих сил и тех, кто только еще начинает свой путь в искусство. Здесь певица Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Лариса Штанько. Она пришла сегодня послушать удивительное исполнение Евгении Мирошниченко, а завтра сама будет петь эту партию в волнующей опере Доницетти. Меня покорил звучный красивый баритон Анатолия Мокренко. Я не знаю, к сожалению, фамилии его педагога, а он заслуживает самых добрых слов, так как чувствуется: у Мокренко, кроме отличных природных данных, — и крепкая профессиональная вокальная школа. Я поинтересовался у Анатолия Мокренко, кто был его педагогом. — Мой первый педагог, — ответил певец, — Николай Гаврилович Зубарев, а сам он в свое время был учеником Шаляпина. Беседуя, мы выходим из Большого театра. — Пойдемте к памятнику К. Марксу, — предлагает Анатолий. Мы неспешно идем московской улицей. — А знаете, — обращается ко мне А. Мокренко, — что тот огромный монолит, из которого высечен памятник, я нашел. Да, да, не удивляйтесь. Ведь до того, как я стал вокалистом, у меня другая специальность была — геолог. Так вот, гранит таких размеров по всей стране искали, а нашли в селе Скелеватке Днепропетровской области. И Анатолий Мокренко долго смотрел на памятник К. Марксу. Нам пора расставаться: утром у вокалиста репетиция в Большом театре. 1979 Полтавский театр Теперь он называется Музыкально-драматический театр имени Гоголя. Прошло почти 70 лет со времени моей службы там, а многое вспоминается. Был в Полтаве преподаватель института, певец-тенор, с хорошей сценической внешностью. Но судьба его сложилась не так, как он хотел. Много лет спустя я выступал в Сталинграде на разрушенном, почти дымящемся еще тракторном заводе. Мне сказали, что у них есть певец Попов из Полтавы. С какой радостью я увидел его. Он держался тактично, но отчужденно. Почему? Кто знает. Но это мне запало в сердце. Многих уже не было в живых. Он был, пожалуй, один из немногих полтавчан тех лет, кого я встретил. ...С Полтавским театром у меня связаны самые светлые воспоминания. Именно там я спел впервые многие партии своего оперного репертуара. На сцене этого театра мне посчастливилось встретиться с такими корифеями украинской сцены, как П. Саксаганский, И. Марьяненко, М. Заньковецкая. Партию Петра из “Наталки Полтавки” я исполнил в Полтаве в самом начале пути, еще в 1919 году. С большим удовольствием и благодарностью принял я от полтавчан, спустя более полвека, приглашение снова спеть эту партию. Рад, что эта волнующая встреча состоялась во время гастролей моих земляков-украинцев в столице. 1976 |