ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Духовность формируется с детства 7 страница Мы должны говорить о том, что способствует и что препятствует сохранению вокальных кадров. Подумайте — как изменился количественный состав оркестра хотя бы в “Севильском цирюльнике” со времен Россини. А возможности человеческого голоса за этот период не изменились! Кроме того, завышен строй (во времена Глюка C-dur-ный аккорд был один, а сейчас он звучит как “ре” высокой октавы). Так вот, опыт С. Хромченко мог бы принести огромную пользу в оздоровлении работы с профессиональными певцами музыкальных театров. Один ли Хромченко олицетворяет это? Конечно, нет! Но он один из тех, кто мог бы сделать многое. Мы все в долгу перед нашими великими предшественниками. Мы их застали на большом профессиональном уровне, и мы должны стремиться к тому, чтобы возвратить п е н и е! 1983 Евдоким Цинев Искусству, оперному мастерству, пению по книгам научиться нельзя — это хрестоматийные истины. Значит, как же мы должны ценить и уважать плеяду замечательных певцов, каждого представителя ее, сумевшего в наше время сохранить и во многих случаях приумножить достижения искусства, которому они отдавали все силы, талант, верно служа своему обществу, народу. Очень по-разному складываются судьбы. Достаточно вспомнить знаменитого певца, сына миллионера Ивана Алчевского, несшего весь теноровый репертуар в Москве, выступавшего в “Гранд-Опера” в Париже, и Максима Михайлова из очень бедного чувашского села или Надежду Обухову, дальнюю родственницу поэта Боратынского, получившую воспитание в Ницце, на юге Франции... Знаменитый Платон Цесевич и Евдоким Цинев родились на одной и той же улице в Екатеринославе, в семьях молотобойцев (у родителей Цинева было 14 детей). О первом — Цесевиче — есть и литературные наброски, есть музыкальные записи, зафиксировавшие его пение. О Циневе же, прошедшем огромный трудовой путь и сделавшем большой вклад в искусство, мы огорчительно мало знаем. А жаль! Это важно для тех, кто собирается посвятить себя певческой карьере. Слышать такого певца, как Е. Цинев, беседовать с ним о вокальном искусстве увлекательно. Он совершенно замечательно владел звуком — звуковедение его исключительно. Некоторые интересные детали биографии Евдокима Карповича. В детстве он пел в хоре. В 1913 году, в дни Всероссийского состязания по гребле, Е. Цинев вышел победителем, получив золотую медаль. Служил он начальником стола бракоразводных дел духовной консистории. Голос сдружил его с П. Цесевичем и Н. Фигнером. Искусство обладает могучей силой единения людей, служащих ему. Братство, дружба и взаимная помощь характерны для искусства. Так нашел Е. Цинев верных и добрых товарищей. В 1922 году он был принят в Большой театр. В 1924 году в Харьковской опере на украинском языке Л. Собинов пел партию Лоэнгрина. Труднейшую партию Короля исполнял Е. Цинев. Тогда и возникла творческая дружба между двумя артистами, которая упрочилась на многие годы. В дальнейшем его жизнь, творческая жизнь, связана с Киевским оперным театром, где он пел весь многогранный басовый репертуар. “Русалка”, “Лакме”, “Фауст”, “Запорожец за Дунаем”… да что перечислять все его партии! Можно лишь гордиться тем, что у нас есть такие люди, как Евдоким Карпович. В дни 80-летия Е. Цинева мы все добром вспоминаем его юмор, его прищуренный, изучающий взгляд. Живет он скромно, степенно в Киеве. Умеет радоваться чужой радости — если услышит удачный спектакль, певца или певицу, может по-доброму помочь вступающему в жизнь вокалисту, потому что хорошо знает — как. Никаких “профессорских” обязанностей Е. Цинев не берет на себя, и в то же время двери его квартиры не закрываются от вопрошающих. Одни спрашивают, как “закрыть” фа или фа-диез, вторые — как смолить лодку, третьи — какая рыба в Днепре, четвертые — в чем смысл жизни и как научиться хорошо петь... Полушутя, с открытой душой он ведет беседы на тихой улице в Киеве, в своей уютной новой квартире. Пожелаем ему доброго здоровья, и чтоб нам пощастило знать его таким, как я его представил. Щасти на все добре! 1972 Борис Шаляпин В США умер Борис Федорович Шаляпин, сын Ф. И. Шаляпина. Художник по образованию, он учился в Москве во ВХУТЕМАСе. Каждый его приезд в Советский Союз знакомил нас с новым взлетом его таланта, свидетельствовал о неустанном труде, о достижениях художника. Он нес выверенную свою любовь, свой труд обществу, которое его выучило и взлелеяло. Он привозил картины, которые получили признание за рубежом, отдавал их как дар, как глубоко осознанную дань, как свидетельство любви и почитания Родины. Дети Шаляпина... Ушла из жизни Лидия Федоровна. Ушла Ирина Федоровна Шаляпина-Бакшеева, всю свою жизнь посвятившая сохранению и собиранию того, что связано с творчеством Ф. И. Шаляпина. Теперь — Борис Федорович… Борис Федорович — творческая личность. И не только в живописи, но и в музыке. Он в пении был схож со своим отцом, иногда напоминал его очень и очень. 20 мая зрители, присутствовавшие на вечере в Центральном Доме литераторов, убедились в этом. Был показан маленький кинофрагмент — репетиция, снятая два года тому назад талантливым оператором А. Хавчиным. Сначала звучит наш дуэт с подпевкой хора “Реве та стогне Днипр широкий...” (это пел и его отец в Киеве в первые годы нашего века; сбор от концерта, кстати, был передан в пользу рабочих завода “Арсенал” и железнодорожников). А затем Борис Федорович запел русскую народную песню “Сладко пел душа-соловушко”. И голосом он был схож с Федором Ивановичем, но главное — звучавшая в этом голосе мысль. Как похоже! Присутствовавшие тогда на репетиции и теперь на вечере в ЦДЛ согласились с этим. Еще два года тому назад возникла мысль об исполнении им партии Сальери в опере Римского-Корсакова “Моцарт и Сальери”. Верю, что это было бы не только познавательно, но и исключительно интересно. Как жаль, что не осуществилось задуманное! Но разумное, доброе содеянное не забывается. 1979 Федор Шаляпин Сто лет тому назад родился человек, имя которого — Федор Шаляпин — не только не забыто, но, наоборот, обретает как бы все новое содержание. Обретает и звучание все более громкое и наполняется смыслом все более огромным... Шаляпин — и в своей красоте, в стиле своего народного, покоряющего таланта, и в той непоправимой драме, на которую обрекла жизнь этот великий, более того, гениальный талант,— сегодня постигается нашим выросшим за эти годы сознанием... В самом деле: трудно представить себе фигуру более трагическую, чем Шаляпин, при всем том, что всю жизнь он слышал и чувствовал слова, сказанные Стасовым: “Радость безмерная!”. Эти слова — благодарность Шаляпину за его труд, за его талант, за его творчество — подлинно отображают отношение к Шаляпину не только прогрессивной России, но и всего мира... Леонид Андреев о Шаляпине сказал с изумлением: надо же, чтобы явился на свет вятский мужик, чтобы познать и рассказать миру о гетевском Мефистофеле. Этот мужик — Федор Иванович Шаляпин. Был ли Шаляпин один на гребне общественного признания? Конечно, нет! Но талантливые люди, патриоты направили луч света на него, на его путь, на его творчество, и прогрессивная Россия увидела то новое, что определяло суть духовной культуры народа. Биография его достаточно широко известна. Шаляпин был сыном бедных родителей, самоучкой, шедшим в искусство неудержимо и мощно, подобно Сурикову, Репину, Неждановой, подобно Горькому... Надо ли говорить о вокальном почерке Шаляпина, об удивительном его звуковедении?.. Одних оно приводило в неописуемый восторг, как, например, А. Б. Гольденвейзера, а другие в это же время старались “алгеброй проверить гармонию”, задавались вопросами примерно такими: отчего это у Шаляпина язык колышется, почему не упирается в нижние зубы, как этого требуют каноны вокального искусства и т. п. Были ли у него достойные предшественники и современники? Были... Артист Мариинского оперного императорского театра Федор Стравинский, отец композитора Игоря Стравинского, исполнявший весь басовый репертуар, еще до Шаляпина доказал необходимость художественной правды для оперных персонажей. Или Н. Н. Фигнер — родной брат Веры Фигнер. Владимир Аполлонович Лосский, будучи в течение 50 лет оперным артистом и режиссером Большого театра, после арии Канио, исполненной Фигнером, выбежал в слезах из театра — такое впечатление производил о б р а з, созданный голосом певца, вокальными средствами... Однако то время характеризовалось еще и творчеством декадентов — Мережковского, Гиппиус... И вдруг могучие реалисты — властители дум, рожденные народом: Горький — в литературе, Шаляпин — в искусстве! Рядом... Что же это было? Совпадение? Нет. Была творческая заявка самого народа на новую жизнь. На новое, народное, творческое самосознание. И Мамонтов, этот интереснейший человек, организует творческую группу, куда входят Коровин, Врубель, Рахманинов, Римский-Корсаков... И, конечно, Шаляпин. Мамонтов восклицает: — Вот, Федя, тебе театр! Делай все, что ты можешь, и все, что ты хочешь!.. Что это — счастье или закономерность жизни, судьбы, высшее выражение духовной потребности народа?.. Ведь несомненно, были и другие голоса, были великолепные вокалисты; есть они и сейчас, появятся и в будущем... А вот подобные совпадения на веку встречаются не часто — раз, два, да и обчелся... Пел Шаляпин весь басовый репертуар. Перечислять его надо ли? Важно было слышать!.. Но пел он ведь и Демона! Пел в “Годунове” и Бориса и Варлаама — в один и тот же вечер!.. Пел он и старика Дубровского *, пел и Гремина... Правда, эти последние две партии не удержались в его репертуаре. Шаляпин сам от них отказался, считая, что они им не завершены. # * Дирижировал сам Направник (примеч. автора). Но ведь в искусстве, чтобы и отказаться от чего-то, а не только совершить, тоже нужна сила немалая!.. И это порою куда важнее и больше приносит радости, когда люди не все берут в театре только себе и для себя, а видят еще и других... Шаляпин был режиссером “Хованщины”. Он тот режиссер, который, напевая, помогал создавать о б р а з ы с п е к т а к л я... Он пел за Марфу!.. И Марфа благодарно слушала... Подходил он к рампе, обращаясь к виолончельной группе, опять-таки напевая музыкальную фразу, и это оставалось в памяти всех, кто был участником спектаклей... Вся огромная концертная деятельность Шаляпина столь же велика и поучительна... В Казани был знаменитый певец З. Он нес весь теноровый репертуар и был желанным гастролером всюду — во всех оперных театрах той поры. Федор Иванович Шаляпин бежал за его каретой в Казани, был в толпе, которая везла карету артиста... Были у этого певца и конюшни и дома... Потом прошло не так много лет; Федор Иванович снова приехал в Казань, уже будучи Ш а л я п и н ы м, артистом, имеющим мировое признание. Он решил навестить З. И застал страшную картину нищеты, забвения, полного одиночества... На звонок вышел бедный человек в халате, когда-то такой щедрый, помогавший многим-многим людям... Теперь Шаляпин помог ему... Но, спускаясь по лестнице, он плакал об его жалкой участи... Страх перед такой участью остался у Шаляпина на всю жизнь. Он боялся за себя, еще больше боялся за детей, содрогаясь при одной мысли, что может вдруг очутиться в подобном же положении... Слишком хорошо он помнил собственную нищету в детстве и юности!.. Сегодня надо добрым словом вспомнить всех, кто пригрел когда-то Шаляпина, помог его продвижению в искусство. Прежде всего это знаменитый певец Усатов, позднее несший теноровый репертуар в Большом театре. А живя в Тбилиси, он учил Шаляпина азбучным истинам вокала: показывал, как правильно петь — как петь б л а г о р о д н о — так это называлось в то время. Научить петь по книгам невозможно, и Усатов отдавал Шаляпину свой опыт, свои знания; на первые концерты он отдавал ему и свой фрак… Однако Шаляпин, так боявшийся нищеты, никогда не был корыстолюбцем. Он не был жаден... Количество спетых Шаляпиным бесплатных — мы нынче именуем их шефскими — концертов очень велико!.. Он пел перед орехово-зуевскими рабочими, и весь сбор от концерта пошел на устройство столовой для рабочих... Он пел в Киеве, в громадном цирке. И весь сбор от концертов пошел в пользу рабочих завода “Арсенал”... Считалось, что Шаляпин помогал неимущим, но подлинным адресатом была социал-демократическая партия!.. Это делали и Собинов, и Алчевский, и другие певцы, и Комиссаржевская... И суть здесь не в размере сборов, хотя деньги, переданные Шаляпиным на Сормовскую организацию социал-демократов, исчислялись в тысячах рублей, о чем свидетельствует письмо А. М. Горького. На свои средства Шаляпин построил школу в сельской местности. Шаляпин, Горький и Малиновская выстроили в Нижнем Новгороде замечательный Народный дом, где и сейчас дает спектакли Горьковский оперный театр... В годы первой империалистической войны Шаляпин содержал на свои средства госпиталь… Короче, скажу: он не только делал для народа много доброго — он н и к о г д а н е в ы с т у п а л п р о т и в р о д н о г о н а р о д а, п р о т и в с о в е т с к о г о г о с у д а р с т в а. Он никогда не забывал о родине, когда жил и особенно когда умирал за границей, вдали от России... Много горя и страданий выпало на долю Шаляпина. Но самое страшное горе — жить ради добра, служить народу и в то же время оказаться оторванным от народа… Сегодня я не могу умолчать о разных “слухах” о Шаляпине, о разных обвинениях его... Во множестве случаев это результат досады, раздражения тех людей, которые ищут острых эпизодов, чтобы их посмаковать, порадоваться всякому затруднению, которое выпадает на долю нашего общества. Н а р о д н о с т ь ш а л я п и н с к о г о т а л а н т а — к т о ж е н ы н ч е о с м е л и т с я е е о с п а р и в а т ь!.. Но пережить все это… Не слишком ли много для одного человека!.. И поэтому-то я думаю: неизвестно, чего больше упало на его душу — радости или горя… Сегодня всем нам ясно, что Шаляпин — так же как Рахманинов, Гречанинов, Прокофьев, когда они жили за рубежом,— продолжал всею духовной сутью своего гения убеждать в неизмеримых возможностях того народа, которому и он и они принадлежали и всегда, во веки веков будут принадлежать... Трагическая судьба Шаляпина не может не вызывать у нас сегодня грусти... И до чего же хочется верить, надеяться, что прах человека-гиганта, так сильно выразившего красоту и русской и общечеловеческой народной культуры, будет перенесен с парижского кладбища на родину, в Россию, о которой он мечтал с такой любовью, с таким страданием... 1973 * * * По книгам научиться петь нельзя. Нужно слышать. Поэтому все содеянное в вокальной культуре нашими предшественниками — неоценимый кладезь, из которого черпают и современники и последующие поколения. Благодарная память тем, кто трудился в вокальном искусстве! Я за то, чтобы возможно дольше сохранились имена ушедших — их мастерство, обаяние, преданность делу. Я за то, чтобы они жили с нами, служили камертоном. Многих, очень многих надо вспомнить с любовью и глубоким уважением, увековечить в печатном слове. И о тех, кому посвящены страницы этой книги, хотелось бы сказать больше, добавить к тому, что написано. Н и к о л а й М и х а й л о в и ч Б р а в и н. Ну как же, говоря о нем, не вспомнить его блистательных коллег. Ярон... Аникеев... Качалов... Гедройц... Как мне с благодарностью не вспомнить современников — Светлану Варгузову и Юрия Веденеева, приветствовавших меня на моем юбилейном вечере в Большом театре. Спасибо им! Встречался я со Светлановой, у которой было все, чтобы жить и радовать людей, но жизнь ее пошла по горестному пути. Днепров... Клирошанин-монах, перепрыгнул ночью забор монастыря и ушел... в театр. Служил и в опере, остановился на оперетте. Выходил на сцену во фраке, цилиндре, белых перчатках. Отношение к нему было разное. Одни видели в этом неуместность, другие восхищались его внешностью и манерами — в это время процветала „синяя блуза”, где все было упрощено; фрак, смокинг, визитку стали заменять на мятый костюм, примитивно видя в этом слияние с „массой”. Игра в „простоту” принесла немало вреда, упрощенчество перенесли и в духовную культуру. Оперетта — высокое искусство. Кто на периферии не играл в оперетте! И Борис Самойлович Борисов был в оперетте, и замечательная артистка жизнеутверждающая Татьяна Бах была в оперетте. ...И снова в памяти возникают имена славных наших предшественников — Бантышев, который пел в Большом театре и играл драматические роли в Малом, Сандунова, творческий путь которой был схожим. Сад ценен своим многоцветием. Н а н и Г е о р г и е в н а Б р е г в а д з е — замечательный мастер. Вспоминая ее, вижу блистательных представителей грузинского искусства — Бату Кравейшвили, баритона, одного из ведущих солистов Тбилисской оперы, с которым мы пели и классические дуэты и народную грузинскую песню “Только тебе одной”. Эту песню мы записали на пленку и с замечательной драматической актрисой Медеей Джапаридзе. Прекрасные певцы — Вано Сараджиев, Амиранашвили, Анджапаридзе, Нинуа — это эпоха в вокальном искусстве. А певицы, которые с таким блеском исполняли старинные романсы — Тамара Церетели, Кето Джапаридзе! Радостно и благодарно вспоминаю появление Нани Брегвадзе и Медеи Гонглиашвили на моем юбилейном вечере в Большом театре. Привет из Грузии, с которой меня связывает давняя любовь и дружба, был для меня незабываем. До слез тронула меня грузинская народная песня, прозвучавшая в исполнении совершенно замечательных певцов Маквалы Филимоновны Касрашвили и Зураба Лаврентьевича Соткилавы. Спасибо дорогим коллегам! М и х а и л И в а н о в и ч Д о н е ц был человеком непростым, противоречивым. Ничто человеческое ему не было чуждо. Но интересы дела были для него превыше всего. Так, было время, когда он отчаянно конфликтовал с Б. С. Аркановым, а потом — обнялись. Они служили вместе и в Свердловском и в Киевском оперных театрах. И именно М. И. Донец рекомендовал Б. С. Арканова на пост директора Свердловского театра. Как известно, М. И. Донец был репрессирован и погиб. Посмертно реабилитирован. Его жене — Марии Эдуардовне Тессейр-Донец — среди других немногих вещей вернули фотографию с надписью “Михаилу Ивановичу Донцу — Сталин”. М а к с и м Д о р м и д о н т о в и ч М и х а й л о в. У него была такая проникновенность в исполнении и уверенность, что когда он пел, он не думал, выражаясь фигурально, что ветер может задуть свечу. Неважно, сколько солдат его слушало, когда он выступал на фронте — пять, пятьдесят или пятьсот. Он не выдавал свое искусство в процентном исчислении. Он всегда пел как на исповеди, как для самого себя. Нередко глаза его увлажнялись. И в окопе под аккомпанемент баяна он пел так же истово, как в Большом театре. Назвать его ровным певцом было бы нельзя, да и не надо. Его работа над партией дона Базилио в “Севильском цирюльнике” была беспредельно смешна, потому что сам он был необычайно серьезен, но где-то чувствовался острый, прищуренный ироничный глаз. Он голосом рисовал хитрую душу дона Базилио. Он мог бы быть прекрасным Бартоло. Нельзя забыть его последние годы жизни, когда ему отняли ногу. Если падал,— лежал до прихода кого-нибудь из членов семьи. Он никого ни в чем не упрекал — снисходительность была в его характере. Помнится и другое. В связи с семейным торжеством мы плывем на пароходе по каналу “Москва”. Плавно, медленно идет пароход. Вдруг капитан говорит: “Вон дача Михайлова”. И неожиданно в мегафон звучит “Угрюмо море”. Видим — на берегу небольшой огород, низенькая коренастая фигура в трусах и соломенной шляпе. Опять в мегафон звучит та же фраза из “Садко”, и так несколько раз. Дорогой Максим озирается, пока ничего не понимая. Мы уже проплываем мимо и кричим: “Максим!” И видим, как он бежит вглубь. Опять зовем, и тогда только он подходит к берегу. Тут уже — обоюдные приветствия. Мы его приглашали с собой, капитан предлагал лодку, но, к сожалению, он не мог к нам присоединиться. Ах, эти милые розыгрыши! Часто они вспоминаются с улыбкой и грустью. Об А н т о н и н е В а с и л ь е в н е Н е ж д а н о в о й напечатано здесь мало, а воспоминаний у меня много: и наши совместные спектакли и записи, и наши совместные концертные выступления, и ее рассказы о том, какую роль в ее судьбе сыграла семья одесского профессора Бурды *, с дочерью которого позже я был знаком, о том, как они с Николаем Семеновичем Головановым ездили на концерты то ли в Орехово-Зуево, то ли в Ногинск, где плату за выступления получали натурой — мукой, и их как-то раз задержали как мешочников; спасла справка, выданная каким-то комитетом артистов, но подписанная знаменитым артистом Малого театра Михаилом Францевичем Лениным (фамилия оказала магическое действие)... Обо всем этом надо еще написать. # * Семья профессора Михаила Константиновича Бурды в значительной степени приобщила Антонину Васильевну Нежданову к музыкальной культуре. У профессора М. К. Бурды часто собирались музыканты, приезжавшие в Одессу, певцы, инструменталисты. И молодая певица Антонина Васильевна знакомилась с лучшим, что было в те годы в музыкальной Одессе. Эта же семья помогла Антонине Васильевне Неждановой уехать учиться в Московскую консерваторию. Когда я говорю о Н а д е ж д е А н д р е е в н е О б у х о в о й, то думаю не только и не столько о той радости общения с нею, которая была мне дарована судьбой, но о том упущенном, о том, чтó надо было сделать и чтó не сделали. Сколько бы ни говорили сейчас горьких слов и кого бы ни упрекали, ничего, к сожалению, не вернешь. Нет кинокадров — есть единственная киносъемка у меня в квартире, которая для Надежды Андреевны была неожиданной. Не сделана запись романсов, подготовленных ею. “Обухова у нас уже есть, нам нужны новые”,— так заявила редактор. Ну что ж, новые появились, дай бог им добрый путь, но то неповторимое, что было у Обуховой, ушло вместе с нею. Очень жалею, что не записали на пленку хотя бы один четвертый акт “Кармен”. Сколько упущенных возможностей! В то время партия Хозе не была в моем репертуаре, но я ее знал, т. к. пел в Полтаве и на одном из юбилеев А. М. Лазовского. В репетициях Надежды Андреевны с удовольствием был ее партнером. ...Слышу голос Надюши за стеной — сегодня она разучивает “Я тебе ничего не скажу” и “Тихо, так тихо”... Вот прошу ее подписать письмо-обращение по общественным делам. “Надежда Андреевна, вот письмо, о котором говорил с Вами Иван Семенович, подпишите, пожалуйста”,— обращается к ней тот, кто принес на подпись письмо. “Ванечка подписал, я читать не буду. Подпишу”. Ах, дорогая Надюша. Трудно остановиться. В связи с рассказом о В а с и л и и Р о д и о н о в и ч е П е т р о в е хочется дополнить следующее. Спектакль “Князь Игорь”, в котором мы спорили о костюмах, был официальным — на нем присутствовал король Афганистана Эммануил-хан. И хотя я заколебался под влиянием Василия Родионовича, отступать было поздно, и я осуществил задуманное, уже понимая, что путь “не тот”. В беседах с В. Р. Петровым я находил понимание. Так, например, мои представления о том, каков должен быть режим певца в день спектакля, находили полное согласие Василия Родионовича. Не могу не вспомнить и советы дирижера В я ч е с л а в а И в а н о в и ч а С у к а. Как известно, первое появление Лоэнгрина — на четвертом плане под пианиссимо струнного оркестра. Но начиная со слов “Славен будь, Генрих!” почти перед каждой фразой стоит знак 2f (2 форте), я мысленно добавлял третье форте. Эту партию я уже пел в Свердловске, решалась она несколько в другом ключе. Но дело не в этом. Сцена огромная, хор, сценический оркестр, оркестр в оркестровой яме. И я в порядке страхования начинаю петь все громче и громче. Кончается первый акт, приходит в артистическую уборную В. И. Сук: “Молодой человек,— обращается он ко мне,— нужно знать: поешь первый акт, а думай о последнем акте”. Сегодня же чаще слышится: “Давай! Давай!” После спектакля “Лоэнгрин” В. И. Сук предложил мне петь партию Германа. Я отказался. Причин было несколько. Во-первых, Сук дирижировал “Пиковой дамой” очень редко, с ним было спокойно — интересы певцов он действенно защищал, и меня пугало, найду ли я общий язык с другими. Во-вторых, чувство самосохранения, самоконтроля. Да, в искусстве уметь отказаться — одно из важнейших качеств. Вернусь к Василию Родионовичу. А. В. Луначарский благодарил В. Р. Петрова за то, что он в 1912 году пел в Париже, а деньги, полученные за концерт, передал в пользу социал-демократической партии. Василий Родионович сочинял музыку, показывал свои произведения М. М. Ипполитову-Иванову, который находил в них немало достойного. Как можно забыть блистательный спектакль “Снегурочка”, в котором пели: Снегурочку — А. В. Нежданова и Е. К. Катульская, Весну — Н. А. Обухова, а Мороза — В. Р. Петров?! Во время поездки, целью которой был отбор голосов, в Донбассе нашли человека, обладающего необыкновенными вокальными данными. Ему предложили пойти в стажерскую группу. Но, когда выяснилось, что он должен будет жить в общежитии и получать зарплату 1000 рублей (в старых деньгах), он категорически отказался, так как имел семью, дом, корову и зарплату в десять раз бóльшую. Но иными возможностями предлагающие ему стать профессиональным певцом не располагали. С. И. Зимин моментально оценил бы ситуацию и выгоду обрести “чудо”, понимая, что все затраты на подготовку певца будут оправданны. Можно вспомнить и в наше время З и н о в и я Б а б и я. Вокальный материал — исключительный. И наша вина, что он не раскрылся до мирового масштаба. А он не один. Вот потому и нужна такая система восстановления вокальных данных, когда певец имеет возможность на некоторое время “замолчать”, не участвовать в спектаклях и концертах, а в систематически направленных занятиях восстанавливать певческую форму. Это вопрос — государственный. Если запоют так, как пел В. Р. Петров, это будет возрождение. Он был не один, была целая плеяда выдающихся вокалистов, философов, обладающих чувством доброго, вечного. К тому, что написано о П о л е Р о б с о н е, мне хотелось бы добавить несколько строк. Незадолго до его кончины через Союз писателей СССР я получил приглашение встретиться с журналистами из США Лили Браун и Питером Бруком. Они оказались друзьями Робсона и передали мне письмо от него, письмо тяжелое, проникнутое мистикой. Трепетность его увеличивалась от сознания, что человек, уходя из жизни и понимая это, прощается. Через некоторое время я принимал участие в фильме, посвященном Робсону, в котором было показано и торжественное прощание с ним. Это дань уважения певцу, гражданину, борцу за гармонию на земле. Л е о н и д В и т а л ь е в и ч С о б и н о в. Когда-то посол Италии после гастролей Собинова сказал примерно так: каких трудов стоило мне в моей дипломатической работе добиваться желаемой цели. Надо было появиться русскому певцу Собинову в Италии и... создался мост, убедительный и доверительный. Вот что значит сила искусства! Собинов всегда оставался Собиновым. И так же, как Чаплин, бывший всегда Чаплином, они в разных ипостасях сохраняли свое лицо. Первый раз я услышал имя “Собинов” в юности. Я пел в студенческом хоре и однажды, опоздав на репетицию, услышал: “Подумаешь, Собинов!”. Потом жизнь подарила мне общение с Леонидом Витальевичем, его семьей. Он очень уговаривал меня на его юбилее сфотографироваться вдвоем, но я из суеверия (есть такая примета — фотографироваться вдвоем — к разлуке), не желая расставаться, уклонился. Теперь жалею об этом. Торжественно и благодарно прощалась Москва с Великим Собиновым, светлым певцом, дарившим столько прекрасных минут своим искусством. Большой театр — в цветах, и народ, народ, пришедший проститься с Леонидом Витальевичем... На Новодевичье кладбище, где похоронен Л. В. Собинов, все мы шли пешком. Е в д о к и м К а р п о в и ч Ц и н е в. Честный, принципиальный человек, прекрасный певец. Фамилия его несет сербское начало, хотя родился он в Екатеринославе, ныне Днепропетровске. Тогда это был еще Запорожский край, в котором города только зарождались, и потянулись туда выходцы из Черногории, Сербии. Так появились там фамилии Циневых, Цесевичей. Давно это было, но часто вспоминали с ним, вспоминаю и я сейчас, как мы совершали заплыв по Днепру в лодке-душегубке на 25 км. Сначала поплыли вниз — на дачу к Михаилу Ивановичу Донцу, а затем уже вверх. Встречали и догоняли нас маленькие пароходики, которые неповторимым звуком оглашали гладь Днепра. Мы с Евдокимом пели дуэты — “Де ти бродиш, моя доле”, “Скажи менi правду”, даже пролог из “Фауста”. Кто-то нас слушал. Нам казалось, что пароходики замедляли бег и наступала тишина. Нам аплодировали. Кто? Мы для них тоже были неведомы. Пели по настроению. Природа — “наставница божественная” — вливала в нас силы. И так мы доплыли до железнодорожного моста. И вдруг громко: “Дальше, на Киев нельзя!” Оказывается, должен сесть на воду гидросамолет, поэтому движение по реке остановлено. А мы вышли из Киева рано. Утром-то нас, конечно, накормили. А сейчас день шел к вечеру, напиться можно из Днепра (тогда еще это было можно!), а что есть? Евдоким Карпович, маленький, плотный, начал показывать мускулатуру, а я, длинный и в то время худой... Пат и Паташон. На близких к нам лодках начали смеяться: “Кто вы?” Евдоким жалобно: “Есть хочется”. Смеясь, нас одарили варенцом, яйцами, хлебом. Не пропадем! |