МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Педагогическая деятельность и ее характеристики





Деятельность — это специфически-человеческий способ отно­шения к окружающему миру, целесообразное изменение этого мира в интересах людей, это непременное условие существования самого общества. В ней человек творчески преобразует природу, тем самым делая себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления — объектом своей деятельности.

Деятельность носит предметный (т.е. преобразующий) харак­тер. Осваивая предмет, человек делает его мерой и сущностью своей активности. Деятельность включает в себя цели, средства, резуль­тат и сам процесс.

Специфика педагогической деятельности, как и любой дру­гой, проявляется на уровне объекта, предмета и цели. Уточним значение этих характеристик, их соотношение между собой.

Объект — то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира, на которое направлены по­знавательная и иная деятельность, внимание. Выбор объекта на­мечает границы и пределы деятельности субъекта. В педагогиче­ской деятельности выбор объекта определяет явления, процессы, на которые она направлена, и нормы, которыми педагог при этом руководствуется.

В качестве объекта педагогической деятельности часто назы­вают «процесс становления человека Человеком», т.е. человека как биологического существа — человеком культуры, социокуль­турным существом. Общепризнанно, что образ системы образо­вания восходит к сущностному образу культуры народа или на­ции. Именно в культуре аккумулировано «человеческое качество». Интересно в связи с этим, что среди прочих значений «культур­ный» означает «выращенный человеком, не дикий». Только в кон­тексте культуры образование поднимает человека над уровнем животного, переводит его из сферы биологического существова­ния в пространство бытия. В культуре же коренятся истоки сосу­ществования и развития различных подходов, течений, ценност­ных отношений.

Начиная с работ З.Фрейда было показано, что ребенок науча­ется жить в обществе путем уподобления себя вначале родителям, затем национальным, социокультурным символам общества. В даль­нейших исследованиях (Э.Эриксон, Л.С.Выготский) стало ясно, что уподобление, идентификация — это начальный этап развития человека. Его детство только закладывает основания для идентич­ности, которая будет развиваться и разворачиваться всю жиз­ненную историю человека во взаимодействии с определенными аспектами социального мира.

Объектом педагогической деятельности является процесс инди­видуально-личностного развития человека, становления человека субъектом социокультурной деятельности, поведения, общения.

Средством формирования социальных сил человека и сферой их реализации выступает культура, во взаимодействии с ней че­ловека можно рассматривать в трех важнейших отношениях (трех аспектах бытия в культуре):

- человек усваивает культуру, является объектом культурного воздействия, принимая типические черты, характерные для сво­ей общности, становится личностью, осуществляя социальное бытие;

- человек функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей, отстаивая их, выражая свою индивидуальность, воплощая индивидуальное бытие;

- человек создает культуру, развивает и углубляет культурные традиции и ценности, будучи сам субъектом культурного творче­ства, реализуя деятельностное (сопричастное) бытие.



Предмет деятельности — зафиксированные в опыте и вклю­ченные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объекта, изменяемые с определенной це­лью в данных условиях и обстоятельствах. Предметом деятельно­сти называют то, на что она направлена, что изменяется в ее процессе.

Предмет педагогической деятельности — закономерности ин­дивидуально-личностного и субъектного становления человека, тенденции этого процесса, определяющие наиболее значимые в социальном отношении черты человека.

Не отдельные факты (поступки, мнения, отношения) харак­теризуют человека и процесс его развития, а именно тенденции, устойчиво повторяющиеся в определенных ситуациях способы реагирования на обстоятельства жизни. Категория «тенденция» выражает направленность, направление развития, склонность, стремление. Но это также и «замысел, идея какого-нибудь изло­жения, изображения». В этом смысле предметом педагогической деятельности является «замысел себя», т.е. образ Я воспитанни­ка, его Я-концепция, его жизненная позиция.

Цель — предвосхищение в сознании результата, на достиже­ние которого направлены действия. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует действия, пронизывает прак­тику как внутренний закон, которому человек подчиняет свою волю. Цель, выражая активную сторону человеческого сознания, должна находиться в соответствии с объективными законами, реальными возможностями окружающего мира и самого субъек­та.

Целью педагогической деятельности, в конечном счете, являет­ся управление педагогическими процессами становления и разви­тия целостного человека, а также отдельных его свойств и ка­честв.

Насколько реально (и допустимо) управлять этими процесса­ми? Полезно заметить, что управление совсем не обязательно озна чает подчинение, главенствование. Под управлением в современ­ной науке рассматривается функция организованных систем, обес­печивающая сохранение их определенной структуры, поддер­жание режима деятельности, реализацию их программ. Такое по­нимание управления является основой гуманитарной позиции педагога в его профессиональной деятельности.

Задана — конкретизированная в определенных условиях (на­пример, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая дол­жна быть достигнута преобразованием этих условий согласно оп­ределенной процедуре. Задача — это своего рода ступенька на пути достижения цели. Она включает в себя требования (направлен­ность на цель), условия (их учет) и используемое (что необходи­мо из средств), формулирующееся в ответе на вопрос (что сде­лать? и др.). В соотношении с целью педагогическая задача конкре­тизирует цель деятельности, определяет или этап, или составля­ющую в ее достижении. Таким образом, решение всей совокупно­сти задач обеспечивает достижение цели деятельности педагога.

Средства педагогической деятельности — это методы обучения и воспитания, создание образовательной среды, воспитательной системы. Средства следует понимать как некий инструмент между педагогом и воспитанником. Применительно к воспитанию выде­ляются средства воспитания, а к обучению — дидактические сред­ства. Особенность гуманитарной педагогической деятельности про­является в установлении уважительных отношений между педаго­гами и воспитанниками. Это означает, что воспитанник не может выступать средством деятельности педагога. Гуманитарный под­ход подчеркивает важность эмоционально-аффективной стороны в образовании, формировании интереса к знаниям, развитии твор­ческих способностей. В его основе лежат категории общения, са­моутверждения, самоактуализации. Средством «усмирения нравов человека» (Я.А.Коменский), согласования имеющихся различий и интересов в целях общества, государства и человека здесь выс­тупает толерантность как неотъемлемая профессионально-лично­стная черта гуманитарного педагога.

Гуманитарно-ориентированный педагог в своей деятельности исходит из понимания человека как уникальной ценностно-смысло­вой системы, имеющей открытую возможность самоактуализации, а не как чего-то заранее заданного и ограниченного в развитии.

Существуют два аспекта рассмотрения структуры пе­дагогической деятельности — внешний и внутренний.

Внешние компоненты: цель деятельности; средства ее достижения; объект педагогического воздействия (обучаемый, вос­питанник); другие объекты (содержание, педагогический процесс); субъект педагогической деятельности (учащиеся, воспитанники, сам учитель); результат этой деятельности. В таком аспекте она рассмотрена выше.

Внутренние компоненты:

· мотивационный компонент — то, что движет работой учителя: долг, самовыражение, вынужденность, желание передать знания в готовом виде (по учебнику), стремление вызвать интерес у обу­чаемых к предмету, приобщить к самостоятельной поисковой ра­боте, радость созидания;

· содержательный компонент — необходимые для педагога зна­ния. Это учебные дисциплины (предметы), психология учащихся, их индивидуальные особенности, педагогические закономерно­сти, методики преподавания предмета и пр.;

· операционный компонент — необходимые для достижения цели педагогические умения (см. тему 1.6).

· Внутренние компоненты деятельности раскрывают ее как про­явление субъектности педагога, средство творческого самовыра­жения. По этому признаку выделяют различные уровни педа­гогической деятельности:

· репродуктивный компонент (нормативно-репродуктивный) — умение добросовестно поступать только по образцу, шаблону, стан­дарту. Такому учителю трудно дается все новое;

· адаптивный компонент (ситуативно-креативный) — способность педагога приспособиться к новым требованиям жизни, школы, класса, изменить известный сложившийся метод. В определенные моменты возможны спонтанные всплески творчества;

· поисковый компонент (креативный) — когда творчество педаго­га направлено на конструирование стратегий и тактик педагогиче­ской деятельности в конкретных педагогических ситуациях. При этом используются фрагменты известных алгоритмов и собственные при­емы, способы, повышающие результативность деятельности;

· творческий компонент (концептуальный) — нестандартные, необычные действия педагога, которых нет в известном опыте. Предлагает принципиально новые варианты решения профессио­нальных задач.

Первые два уровня необходимы и достаточны для трансляции уже известных культурных образцов воспитания и обучения. И лишь последний порождает подлинную новизну, способность к будущеетворению педагогической реальности, отмечает И. А. Колес­никова.

Педагог, решая те или иные задачи, выявляет себя через ха­рактерный для него стиль педагогической деятельности — непо­вторимое устойчивое сочетание педагогических приемов воздей­ствия и методов взаимодействия, характеризующих в совокупно­сти индивидуальную стратегию и тактику педагога.

В исследованиях А.К.Марковой, А.Я.Никоновой выделяются следующие стили педагогической деятельности:

· эмоционально-импровизационный — педагог строит учебный про­цесс с учетом самостоятельности учеников; не любит заниматься повторением и закреплением; предпочитает работать с яркими учениками и поощряет их;

· эмоционально-методичный — ориентация на процесс и резуль­таты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательной работы, высокая оперативность; определенное преобладание ин­туитивности над рефлексивностью;

· рассуждающе-импровизационный — педагог проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы; реже прак­тикует коллективные обсуждения;

· рассуждающе-методичный — четкое структурирование и орга­низация учебного процесса, достаточное управление, педагог обес­печивает хорошее качество знаний, но не всегда стимулирует ак­тивность и инициативу самих школьников.

Другой характеристикой является мастерство как «высший уро­вень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в определенное время педагог достигает оптимального результата» (Н. В. Кузьмина). Педагогическое мастерство — не врожденное ка­чество, это результат огромного напряжения сил, терпения, вы­держки, работоспособности учителя, умения преодолевать вре­менные трудности, стремления к самосовершенствованию.

Мастерство — это особое состояние, переживаемое каждым из педагогов по-своему, дающее степень профессиональной свобо­ды и определяющее границы возможного и внутренне дозволен­ного на творческом уровне деятельности.

Осознание педагогом концептуальности и глубины смыслов деятельности, своей непохожести и уникальности во взаимосвязи с развитием способностей в итоге обогащает мастерство педагога. Сравнения педагогов-мастеров друг с другом всегда заканчивает­ся констатацией факта непохожести стилей их деятельности. В этом случае гуманитарность выступает системообразующим свойством и основой индивидуального стиля педагогической деятельности, так как обеспечивает признание права педагога быть самим со­бой, т.е. быть разным, непохожим на других.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.