ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Педагогическая деятельность и ее характеристики Деятельность — это специфически-человеческий способ отношения к окружающему миру, целесообразное изменение этого мира в интересах людей, это непременное условие существования самого общества. В ней человек творчески преобразует природу, тем самым делая себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления — объектом своей деятельности. Деятельность носит предметный (т.е. преобразующий) характер. Осваивая предмет, человек делает его мерой и сущностью своей активности. Деятельность включает в себя цели, средства, результат и сам процесс. Специфика педагогической деятельности, как и любой другой, проявляется на уровне объекта, предмета и цели. Уточним значение этих характеристик, их соотношение между собой. Объект — то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира, на которое направлены познавательная и иная деятельность, внимание. Выбор объекта намечает границы и пределы деятельности субъекта. В педагогической деятельности выбор объекта определяет явления, процессы, на которые она направлена, и нормы, которыми педагог при этом руководствуется. В качестве объекта педагогической деятельности часто называют «процесс становления человека Человеком», т.е. человека как биологического существа — человеком культуры, социокультурным существом. Общепризнанно, что образ системы образования восходит к сущностному образу культуры народа или нации. Именно в культуре аккумулировано «человеческое качество». Интересно в связи с этим, что среди прочих значений «культурный» означает «выращенный человеком, не дикий». Только в контексте культуры образование поднимает человека над уровнем животного, переводит его из сферы биологического существования в пространство бытия. В культуре же коренятся истоки сосуществования и развития различных подходов, течений, ценностных отношений. Начиная с работ З.Фрейда было показано, что ребенок научается жить в обществе путем уподобления себя вначале родителям, затем национальным, социокультурным символам общества. В дальнейших исследованиях (Э.Эриксон, Л.С.Выготский) стало ясно, что уподобление, идентификация — это начальный этап развития человека. Его детство только закладывает основания для идентичности, которая будет развиваться и разворачиваться всю жизненную историю человека во взаимодействии с определенными аспектами социального мира. Объектом педагогической деятельности является процесс индивидуально-личностного развития человека, становления человека субъектом социокультурной деятельности, поведения, общения. Средством формирования социальных сил человека и сферой их реализации выступает культура, во взаимодействии с ней человека можно рассматривать в трех важнейших отношениях (трех аспектах бытия в культуре): - человек усваивает культуру, является объектом культурного воздействия, принимая типические черты, характерные для своей общности, становится личностью, осуществляя социальное бытие; - человек функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей, отстаивая их, выражая свою индивидуальность, воплощая индивидуальное бытие; - человек создает культуру, развивает и углубляет культурные традиции и ценности, будучи сам субъектом культурного творчества, реализуя деятельностное (сопричастное) бытие. Предмет деятельности — зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объекта, изменяемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах. Предметом деятельности называют то, на что она направлена, что изменяется в ее процессе. Предмет педагогической деятельности — закономерности индивидуально-личностного и субъектного становления человека, тенденции этого процесса, определяющие наиболее значимые в социальном отношении черты человека. Не отдельные факты (поступки, мнения, отношения) характеризуют человека и процесс его развития, а именно тенденции, устойчиво повторяющиеся в определенных ситуациях способы реагирования на обстоятельства жизни. Категория «тенденция» выражает направленность, направление развития, склонность, стремление. Но это также и «замысел, идея какого-нибудь изложения, изображения». В этом смысле предметом педагогической деятельности является «замысел себя», т.е. образ Я воспитанника, его Я-концепция, его жизненная позиция. Цель — предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует действия, пронизывает практику как внутренний закон, которому человек подчиняет свою волю. Цель, выражая активную сторону человеческого сознания, должна находиться в соответствии с объективными законами, реальными возможностями окружающего мира и самого субъекта. Целью педагогической деятельности, в конечном счете, является управление педагогическими процессами становления и развития целостного человека, а также отдельных его свойств и качеств. Насколько реально (и допустимо) управлять этими процессами? Полезно заметить, что управление совсем не обязательно озна чает подчинение, главенствование. Под управлением в современной науке рассматривается функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ. Такое понимание управления является основой гуманитарной позиции педагога в его профессиональной деятельности. Задана — конкретизированная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре. Задача — это своего рода ступенька на пути достижения цели. Она включает в себя требования (направленность на цель), условия (их учет) и используемое (что необходимо из средств), формулирующееся в ответе на вопрос (что сделать? и др.). В соотношении с целью педагогическая задача конкретизирует цель деятельности, определяет или этап, или составляющую в ее достижении. Таким образом, решение всей совокупности задач обеспечивает достижение цели деятельности педагога. Средства педагогической деятельности — это методы обучения и воспитания, создание образовательной среды, воспитательной системы. Средства следует понимать как некий инструмент между педагогом и воспитанником. Применительно к воспитанию выделяются средства воспитания, а к обучению — дидактические средства. Особенность гуманитарной педагогической деятельности проявляется в установлении уважительных отношений между педагогами и воспитанниками. Это означает, что воспитанник не может выступать средством деятельности педагога. Гуманитарный подход подчеркивает важность эмоционально-аффективной стороны в образовании, формировании интереса к знаниям, развитии творческих способностей. В его основе лежат категории общения, самоутверждения, самоактуализации. Средством «усмирения нравов человека» (Я.А.Коменский), согласования имеющихся различий и интересов в целях общества, государства и человека здесь выступает толерантность как неотъемлемая профессионально-личностная черта гуманитарного педагога. Гуманитарно-ориентированный педагог в своей деятельности исходит из понимания человека как уникальной ценностно-смысловой системы, имеющей открытую возможность самоактуализации, а не как чего-то заранее заданного и ограниченного в развитии. Существуют два аспекта рассмотрения структуры педагогической деятельности — внешний и внутренний. Внешние компоненты: цель деятельности; средства ее достижения; объект педагогического воздействия (обучаемый, воспитанник); другие объекты (содержание, педагогический процесс); субъект педагогической деятельности (учащиеся, воспитанники, сам учитель); результат этой деятельности. В таком аспекте она рассмотрена выше. Внутренние компоненты: · мотивационный компонент — то, что движет работой учителя: долг, самовыражение, вынужденность, желание передать знания в готовом виде (по учебнику), стремление вызвать интерес у обучаемых к предмету, приобщить к самостоятельной поисковой работе, радость созидания; · содержательный компонент — необходимые для педагога знания. Это учебные дисциплины (предметы), психология учащихся, их индивидуальные особенности, педагогические закономерности, методики преподавания предмета и пр.; · операционный компонент — необходимые для достижения цели педагогические умения (см. тему 1.6). · Внутренние компоненты деятельности раскрывают ее как проявление субъектности педагога, средство творческого самовыражения. По этому признаку выделяют различные уровни педагогической деятельности: · репродуктивный компонент (нормативно-репродуктивный) — умение добросовестно поступать только по образцу, шаблону, стандарту. Такому учителю трудно дается все новое; · адаптивный компонент (ситуативно-креативный) — способность педагога приспособиться к новым требованиям жизни, школы, класса, изменить известный сложившийся метод. В определенные моменты возможны спонтанные всплески творчества; · поисковый компонент (креативный) — когда творчество педагога направлено на конструирование стратегий и тактик педагогической деятельности в конкретных педагогических ситуациях. При этом используются фрагменты известных алгоритмов и собственные приемы, способы, повышающие результативность деятельности; · творческий компонент (концептуальный) — нестандартные, необычные действия педагога, которых нет в известном опыте. Предлагает принципиально новые варианты решения профессиональных задач. Первые два уровня необходимы и достаточны для трансляции уже известных культурных образцов воспитания и обучения. И лишь последний порождает подлинную новизну, способность к будущеетворению педагогической реальности, отмечает И. А. Колесникова. Педагог, решая те или иные задачи, выявляет себя через характерный для него стиль педагогической деятельности — неповторимое устойчивое сочетание педагогических приемов воздействия и методов взаимодействия, характеризующих в совокупности индивидуальную стратегию и тактику педагога. В исследованиях А.К.Марковой, А.Я.Никоновой выделяются следующие стили педагогической деятельности: · эмоционально-импровизационный — педагог строит учебный процесс с учетом самостоятельности учеников; не любит заниматься повторением и закреплением; предпочитает работать с яркими учениками и поощряет их; · эмоционально-методичный — ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательной работы, высокая оперативность; определенное преобладание интуитивности над рефлексивностью; · рассуждающе-импровизационный — педагог проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы; реже практикует коллективные обсуждения; · рассуждающе-методичный — четкое структурирование и организация учебного процесса, достаточное управление, педагог обеспечивает хорошее качество знаний, но не всегда стимулирует активность и инициативу самих школьников. Другой характеристикой является мастерство как «высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в определенное время педагог достигает оптимального результата» (Н. В. Кузьмина). Педагогическое мастерство — не врожденное качество, это результат огромного напряжения сил, терпения, выдержки, работоспособности учителя, умения преодолевать временные трудности, стремления к самосовершенствованию. Мастерство — это особое состояние, переживаемое каждым из педагогов по-своему, дающее степень профессиональной свободы и определяющее границы возможного и внутренне дозволенного на творческом уровне деятельности. Осознание педагогом концептуальности и глубины смыслов деятельности, своей непохожести и уникальности во взаимосвязи с развитием способностей в итоге обогащает мастерство педагога. Сравнения педагогов-мастеров друг с другом всегда заканчивается констатацией факта непохожести стилей их деятельности. В этом случае гуманитарность выступает системообразующим свойством и основой индивидуального стиля педагогической деятельности, так как обеспечивает признание права педагога быть самим собой, т.е. быть разным, непохожим на других. |