ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Общая и профессиональная культура педагога В науке, да и в обыденной жизни, трудно найти термин, который по частоте употребления и многозначности толкования мог бы сравниться с термином «культура». Некоторые исследователи насчитывают более трехсот пятидесяти его определений. Понятие «культура» всегда ассоциируется в нашем сознании с совершенствованием человека, с его высотами в определенной сфере жизни или профессиональной деятельности (культура — культивирование, вспахивание), а также с приобщением к системе высших ценностей (культура — культ, поклонение, любовь). В педагогическом отношении все многочисленные определения культуры можно разделить на три большие группы. 1. Культура — это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей (например, история культуры, национальная культура, культура древних греков). Здесь она определяется как традиция, норма, совокупность правил и образцов поведения. С этих позиций человек воспринимается в отношении соответствия принятым нормам, и тогда мы говорим о «личности». Личность в гуманитарном понимании — это человек, соответствующий социокультурным ожиданиям (он ведет себя «как должно», «как принято вести себя в данной обстановке», согласно культурным нормам), это способность человека жить в обществе, подчиняясь принятым нормам поведения. Как оценочная категория «личность» обозначает соответствие человека (индивида), отвечающего системе моральных представлений о нормах поведения в обществе; степень его адаптации, идентификации с социокультурным окружением; принятие норм, усвоение совокупности правил и образцов поведения, самоограничение, запрет. Личностное качество человека проявляется в выборе общепринятого способа поведения как форме взаимодействия с окружением. Личность — это системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде (А. В. Петровский). В этом отношении гуманитарность, принятая как норма профессионального поведения педагога, обеспечивается соблюдением прав участников образовательного процесса, взаимным выполнением обязанностей в педагогическом взаимодействии, соблюдением норм и культурных форм такого взаимодействия. Наиболее наглядно это проявляется в соблюдении педагогами норм и требований педагогической этики — как зафиксированных в различных документах, так и регулируемых нормами морали или поддерживаемых с помощью традиции. В практике некоторых школ используется такая форма защиты прав обучающихся, как «педагогическая адвокатура», когда педагоги (школьный психолог, социальный педагог, классный руководитель) принимают на себя заботу об обеспечении учеников не только информацией по их правам, но и помощью в их соблюдении. 2. Культура — это высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение (например, культура производства, культура голоса у певцов, физическая культура, культура речи). Эта группа определений раскрывает высокий уровень выполнения какого-либо вида деятельности. В таком понимании к ней приближаются категории «компетентность», «квалификация», «умелость», «совершенство», «профессионализм», то, что выражает индивидуальность человека как творца культуры, его уникальность, неповторимость. Индивидуальность — это совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других, выделяющих его из социокультурного окружения. В индивидуальном аспекте человек характеризуется поиском смысла и «соответствия себе», чтобы «избегнуть участи тех, которые всю жизнь прожили, а себя в ней не нашли» (Ф. М.Достоевский). Индивидуальность — это та грань человека, которая отличает его от животного и социального мира, которая составляет его субъективный мир. Индивидуальность дает возможность проявиться человеку как свободному, независимому существу (И. Кант). Индивид, у которого развита индивидуальность — не только свободный, но и самостоятельный человек. Поэтому гуманитарность, принятая на уровне смысла самобытия педагога, предстает фактором его эмоциональной уравновешенности, устойчивости его профессионально-педагогического общения и профессиональной позиции. 3. Во всех определениях культура рассматривается как характеристика деятельности. Однако в первом случае она отражает результативный, а во втором — процессуальный ее аспект. Объединение этих характеристик свойственно в третьей группе определений, которая предполагает наличие ценностных ориентиров и способности воплощать эти ценности на практике (сравните: педагогическая культура — это ориентация на определенные ценности и умение их воплотить в своей профессиональной деятельности). Эта группа определений характеризует педагога как субъекта профессиональной деятельности. Субъект — это познающий и действующий человек, активный деятель, для которого характерно активное взаимодействие со средой, обмен влияниями: не только принятие ценностей среды, но и утверждение в ней своих взглядов, своего значения. Субъектность индивида в первую очередь раскрывается через его ценностное взаимодействие с окружающим миром. Наличие ценностей есть выражение небезразличия педагога по отношению к миру, возникающего из значимости различных его сторон, аспектов для человека, для его жизни. Наиболее важная здесь характеристика субъекта — это его способность к самоизменению в процессе поведения, деятельности и общения и сознательное саморегулирование этого процесса. Приверженность педагога гуманитарным ценностям не только определяет стиль его собственной профессиональной деятельности, но и побуждает к установлению такой атмосферы в образовательном процессе, а через это — к утверждению гуманитарных ценностей в мировоззрении обучаемых, воспитанников. В соответствии со степенью осознанности, структурированности, устойчивости профессиональной позиции педагога можно выделить пять уровней сформированности профессионально-педагогической культуры. Первый уровень — «внегуманитарный». Педагог отрицает необходимость или возможность профессиональных смыслов своей деятельности, главным образом отстаивая функции передачи знаний, умений, навыков, профессии и т.д. Воспитательный ее эффект он не осознает и не проектирует. Во взаимодействии с детьми использует преимущественно ролевые формы поведения, выбираемые в силу стихийно сложившихся представлений о ролевых функциях. О гуманитарности как качестве такого педагога говорить не приходится: она может проявиться стихийно, ситуативно, но так же внезапно исчезает. Второй уровень— «нормативный». Это тип исполнителя инструкций. В структуре его позиции скорее преобладают не смыслы, а нормы педагогической деятельности, которые он принимает к исполнению, не задумываясь о собственном отношении к ним. Тенденции в его педагогическом взаимодействии с детьми скорее обусловлены собственными человеческими качествами, которые он воспринимает как проявление своей некомпетентности, «необученное™ в области педагогической деятельности». Даже будучи приверженным гуманитарным взглядам в принципе, такой педагог может быть авторитарным в профессиональной деятельности. Третий уровень— «технологический». Это педагог, который увлечен поиском педагогических технологий, а по сути — новых форм организации обучения и воспитания. Его увлекает вариативность общения, в самоанализе часто звучат фразы «детям понравилось». Отношение детей к его деятельности значимо для него, хотя и побуждает большей частью лишь к поиску «новых разработок». Гуманитаризация мыслится им на уровне отдельных ситуаций, включенных в педагогический процесс, а не на уровне стиля деятельности педагога. Признание разнообразия в его деятельности проявляется естественно, но только лишь как уход от рутины. Четвертый уровень — «системный». На этом уровне педагог стремится к созданию системы своих взаимодействий с воспитанниками. Здесь анализируется педагогическая ситуация и выбирается оптимальный стиль педагогической деятельности. «Формы учебно-воспитательной работы» воспринимаются лишь как «заготовки», «строительный материал» для установления оптимальных взаимоотношений с детьми на основе педагогических целей. Для педагога становится важным не только разнообразие позиций детей, но также разные смыслы их участия в педагогическом взаимодействии. Признание разнообразия служит отправной точкой для взаиморазвития детей и самого педагога. Пятый уровень — «концептуальный». Педагог включает учебно-воспитательные взаимодействия в сферу не только профессионального, но и своего жизненного развития. Он испытывает осознанную потребность в дискуссионных формах работы, признавая мнения воспитанников как самоценные. Подавление в педагогической работе для него становится лишь крайней дисциплинарной мерой. Основным стилем его деятельности является взаимное уважение и взаиморазвитие позиций. Профессиональная культура педагога в процессе своего становления и развития проходит закономерную последовательность качественно различных состояний (уровней), которые определяют стиль профессиональной деятельности, поведения и общения. Последовательность этих уровней как качественных состояний профессионального бытия педагога выявляет логику процесса становления его профессиональной культуры. В качестве основного механизма ее становления у педагога многие исследователи называют профессиональное самоопределение педагога, выбор им собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах профессиональной деятельности; как основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы. Самоопределение в профессии — это поиск и нахождение в ней своего смысла, своей меры бытия, своего отношения к истине, которые в итоге воплощаются в педагогических деяниях; обретение профессиональной свободы и достоинства говорит о сформированности профессиональной культуры. Ощущение профессиональной свободы при воплощении в жизнь концептуальных замыслов приходит с возможностью выбора определенного плана действий, построения оригинальной структуры методов, своей системы воспитательной работы, разработки индивидуальной формы воплощения воспитательных отношений, логики педагогического процесса. Гуманитарность в структуре педагогической культуры выступает системообразующим компонентом, так как нацеливает педагога на непрерывное познание и принятие самого себя и учащихся (уточнение мотивов и смыслов собственной деятельности). Позволяя существовать различиям между его собственными смыслами и смыслами учащихся, гуманитарность обеспечивает профессионально-личностное развитие педагога, а в итоге — культуру его взаимодействия. «Замыкая» на себе несколько культур и не теряя при этом принадлежности к своей, педагог является носителем гуманитарных идей: открытости, достоинства, справедливости, в то время как изолированность и стремление к замкнутости постепенно приводят к деградации его профессиональной культуры в частности и культуры мира в целом. Культура мира — это культура обращения к достоинству и использования свободы через утверждение прав человека и исключение двойных стандартов. Она осуществляется при условии равенства прав на основе понимания взаимозависимости, общности человеческих потребностей и общей ответственности за будущее людей. |