МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Общая и профессиональная культура педагога





В науке, да и в обыденной жизни, трудно найти термин, кото­рый по частоте употребления и многозначности толкования мог бы сравниться с термином «культура». Некоторые исследователи насчитывают более трехсот пятидесяти его определений. Понятие «культура» всегда ассоциируется в нашем сознании с совершен­ствованием человека, с его высотами в определенной сфере жиз­ни или профессиональной деятельности (культура — культиви­рование, вспахивание), а также с приобщением к системе выс­ших ценностей (культура — культ, поклонение, любовь).

В педагогическом отношении все многочисленные опреде­ления культуры можно разделить на три боль­шие группы.

1. Культура — это совокупность производственных, обществен­ных и духовных достижений людей (например, история культу­ры, национальная культура, культура древних греков). Здесь она определяется как традиция, норма, совокупность правил и об­разцов поведения. С этих позиций человек воспринимается в от­ношении соответствия принятым нормам, и тогда мы говорим о «личности».

Личность в гуманитарном понимании — это человек, соответ­ствующий социокультурным ожиданиям (он ведет себя «как дол­жно», «как принято вести себя в данной обстановке», согласно культурным нормам), это способность человека жить в обществе, подчиняясь принятым нормам поведения.

Как оценочная категория «личность» обозначает соответствие человека (индивида), отвечающего системе моральных представлений о нормах поведения в обществе; степень его адаптации, идентификации с социокультурным окружением; принятие норм, усвоение совокупности правил и образцов поведения, самоогра­ничение, запрет. Личностное качество человека проявляется в вы­боре общепринятого способа поведения как форме взаимодей­ствия с окружением. Личность — это системное (социальное) каче­ство, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и обще­нии, характеризующее меру представленности общественных отно­шений в индивиде (А. В. Петровский).

В этом отношении гуманитарность, принятая как норма про­фессионального поведения педагога, обеспечивается соблюдением прав участников образовательного процесса, взаимным вы­полнением обязанностей в педагогическом взаимодействии, со­блюдением норм и культурных форм такого взаимодействия. Наиболее наглядно это проявляется в соблюдении педагогами норм и требований педагогической этики — как зафиксированных в раз­личных документах, так и регулируемых нормами морали или под­держиваемых с помощью традиции. В практике некоторых школ используется такая форма защиты прав обучающихся, как «педа­гогическая адвокатура», когда педагоги (школьный психолог, со­циальный педагог, классный руководитель) принимают на себя заботу об обеспечении учеников не только информацией по их правам, но и помощью в их соблюдении.

2. Культура — это высокий уровень чего-либо, высокое разви­тие, умение (например, культура производства, культура голоса у певцов, физическая культура, культура речи). Эта группа опреде­лений раскрывает высокий уровень выполнения какого-либо вида деятельности. В таком понимании к ней приближаются категории «компетентность», «квалификация», «умелость», «совершенство», «профессионализм», то, что выражает индивидуальность человека как творца культуры, его уникальность, неповторимость.



Индивидуальность — это совокупность черт, отличающих дан­ного индивида от всех других, выделяющих его из социокультур­ного окружения. В индивидуальном аспекте человек характеризу­ется поиском смысла и «соответствия себе», чтобы «избегнуть уча­сти тех, которые всю жизнь прожили, а себя в ней не нашли» (Ф. М.Достоевский).

Индивидуальность — это та грань человека, которая отличает его от животного и социального мира, которая составляет его субъективный мир. Индивидуальность дает возможность проявиться человеку как свободному, независимому существу (И. Кант).

Индивид, у которого развита индивидуальность — не только свободный, но и самостоятельный человек. Поэтому гуманитар­ность, принятая на уровне смысла самобытия педагога, предстает фактором его эмоциональной уравновешенности, устойчивости его профессионально-педагогического общения и профессиональ­ной позиции.

3. Во всех определениях культура рассматривается как характе­ристика деятельности. Однако в первом случае она отражает ре­зультативный, а во втором — процессуальный ее аспект. Объеди­нение этих характеристик свойственно в третьей группе опреде­лений, которая предполагает наличие ценностных ориентиров и способности воплощать эти ценности на практике (сравните: пе­дагогическая культура — это ориентация на определенные ценно­сти и умение их воплотить в своей профессиональной деятельно­сти). Эта группа определений характеризует педагога как субъекта профессиональной деятельности.

Субъект — это познающий и действующий человек, активный деятель, для которого характерно активное взаимодействие со средой, обмен влияниями: не только принятие ценностей среды, но и утверждение в ней своих взглядов, своего значения.

Субъектность индивида в первую очередь раскрывается через его ценностное взаимодействие с окружающим миром. Наличие ценностей есть выражение небезразличия педагога по отношению к миру, возникающего из значимости различных его сторон, ас­пектов для человека, для его жизни. Наиболее важная здесь харак­теристика субъекта — это его способность к самоизменению в процессе поведения, деятельности и общения и сознательное са­морегулирование этого процесса.

Приверженность педагога гуманитарным ценностям не только определяет стиль его собственной профессиональной деятельно­сти, но и побуждает к установлению такой атмосферы в образова­тельном процессе, а через это — к утверждению гуманитарных ценностей в мировоззрении обучаемых, воспитанников.

В соответствии со степенью осознанности, структурированно­сти, устойчивости профессиональной позиции педагога можно выделить пять уровней сформированности профес­сионально-педагогической культуры.

Первый уровень — «внегуманитарный». Педагог отрицает необходимость или возможность профессиональных смыслов сво­ей деятельности, главным образом отстаивая функции передачи знаний, умений, навыков, профессии и т.д. Воспитательный ее эффект он не осознает и не проектирует. Во взаимодействии с детьми использует преимущественно ролевые формы поведения, выбираемые в силу стихийно сложившихся представлений о ро­левых функциях. О гуманитарности как качестве такого педагога говорить не приходится: она может проявиться стихийно, ситуа­тивно, но так же внезапно исчезает.

Второй уровень— «нормативный». Это тип исполнителя инструкций. В структуре его позиции скорее преобладают не смыслы, а нормы педагогической деятельности, которые он принимает к исполнению, не задумываясь о собственном отношении к ним. Тенденции в его педагогическом взаимодействии с детьми скорее обусловлены собственными человеческими качествами, которые он воспринимает как проявление своей некомпетентности, «необученное™ в области педагогической деятельности». Даже будучи приверженным гуманитарным взглядам в принципе, такой педагог может быть авторитарным в профессиональной деятельности.

Третий уровень— «технологический». Это педагог, кото­рый увлечен поиском педагогических технологий, а по сути — новых форм организации обучения и воспитания. Его увлекает вариативность общения, в самоанализе часто звучат фразы «де­тям понравилось». Отношение детей к его деятельности значимо для него, хотя и побуждает большей частью лишь к поиску «новых разработок». Гуманитаризация мыслится им на уровне от­дельных ситуаций, включенных в педагогический процесс, а не на уровне стиля деятельности педагога. Признание разнообразия в его деятельности проявляется естественно, но только лишь как уход от рутины.

Четвертый уровень — «системный». На этом уровне пе­дагог стремится к созданию системы своих взаимодействий с вос­питанниками. Здесь анализируется педагогическая ситуация и вы­бирается оптимальный стиль педагогической деятельности. «Фор­мы учебно-воспитательной работы» воспринимаются лишь как «за­готовки», «строительный материал» для установления оптималь­ных взаимоотношений с детьми на основе педагогических целей. Для педагога становится важным не только разнообразие пози­ций детей, но также разные смыслы их участия в педагогическом взаимодействии. Признание разнообразия служит отправной точ­кой для взаиморазвития детей и самого педагога.

Пятый уровень — «концептуальный». Педагог включает учебно-воспитательные взаимодействия в сферу не только про­фессионального, но и своего жизненного развития. Он испытыва­ет осознанную потребность в дискуссионных формах работы, при­знавая мнения воспитанников как самоценные. Подавление в пе­дагогической работе для него становится лишь крайней дисцип­линарной мерой. Основным стилем его деятельности является вза­имное уважение и взаиморазвитие позиций.

Профессиональная культура педагога в процессе своего ста­новления и развития проходит закономерную последовательность качественно различных состояний (уровней), которые определя­ют стиль профессиональной деятельности, поведения и общения.

Последовательность этих уровней как качественных состояний профессионального бытия педагога выявляет логику процесса ста­новления его профессиональной культуры.

В качестве основного механизма ее становления у педагога мно­гие исследователи называют профессиональное самоопределение пе­дагога, выбор им собственной позиции, целей и средств самоосу­ществления в конкретных обстоятельствах профессиональной дея­тельности; как основной механизм обретения и проявления чело­веком внутренней свободы. Самоопределение в профессии — это поиск и нахождение в ней своего смысла, своей меры бытия, сво­его отношения к истине, которые в итоге воплощаются в педагоги­ческих деяниях; обретение профессиональной свободы и достоин­ства говорит о сформированности профессиональной культуры.

Ощущение профессиональной свободы при воплощении в жизнь концептуальных замыслов приходит с возможностью выбора оп­ределенного плана действий, построения оригинальной структу­ры методов, своей системы воспитательной работы, разработки индивидуальной формы воплощения воспитательных отношений, логики педагогического процесса.

Гуманитарность в структуре педагогической культуры высту­пает системообразующим компонентом, так как нацеливает пе­дагога на непрерывное познание и принятие самого себя и уча­щихся (уточнение мотивов и смыслов собственной деятельности). Позволяя существовать различиям между его собственными смыс­лами и смыслами учащихся, гуманитарность обеспечивает про­фессионально-личностное развитие педагога, а в итоге — культу­ру его взаимодействия. «Замыкая» на себе несколько культур и не теряя при этом принадлежности к своей, педагог является носи­телем гуманитарных идей: открытости, достоинства, справедли­вости, в то время как изолированность и стремление к замкнуто­сти постепенно приводят к деградации его профессиональной куль­туры в частности и культуры мира в целом.

Культура мира — это культура обращения к достоинству и ис­пользования свободы через утверждение прав человека и исклю­чение двойных стандартов. Она осуществляется при условии ра­венства прав на основе понимания взаимозависимости, общно­сти человеческих потребностей и общей ответственности за буду­щее людей.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.