МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Объект, предмет и задачи педагогической науки





Наука — это сфера человеческой деятельности по производству и теоретической систематизации объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. Она включает деятельность по получению нового знания, ее результат — сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира, а также отдельные отрасли научного знания.

Принято выделять следующие признаки науки: 1) она возни­кает из потребностей общества; 2) каждая наука имеет свой пред- мет исследования; 3) для науки характерно наличие собственного категориального аппарата; 4) у каждой науки имеются свои методы исследования; 5) всякая наука представляет собой систему достоверных и обобщенных знаний об объективных законах развития природы. Охарактеризуем по этим признакам педагогическую науку.

1. Потребность в педагогическом знании появилась на заре человеческого общества, когда

стали обнаруживаться эффективные способы воспитания подрастающих поколений. Первоначально пе­дагогическое знание оформлялось в устном народном творчестве (сказках, мифах, легендах, преданиях), затем — в философских учениях. В качестве самостоятельной науки педагогика выделилась из системы философского знания в XV в. вместе с ростом ману фактурного производства, когда возникла необходимость быстрой хорошо обучить работе на станках большое число людей. Науч­ное знание потребовалось для того, чтобы технологизировать (сде­лать результативным и эффективным) процесс обучения. За по­следующие почти четыре столетия проблематика педагогики су­щественно расширилась и усложнилась. Педагогика стала, по сути, системой наук (см. тему 2.3).

Помимо традиционных педагогических наук выделяются для изуче­ния отдельные аспекты, или стили, педагогической деятельности, что находит в теории свое отражение в таких названиях, как педагогика рис­ка, педагогика идентификации, педагогика игры, педагогика личностно ориентированного образования, педагогика ненасилия.

Все разделы педагогической науки объединены общим объек­том, т. е. изучаемой областью действительности.

Объектом педагогики является образование как способ приобщения человека к жизни в обществе.

2. Предмет науки — это аспект рассмотрения объекта.

Предметом педагогики выступают закономерности возникно­вения, становления и развития системы отношений в образова­тельном процессе.

Отношением называют связь между людьми, возникающую при общении, контактах. Отношение включает в себя восприятие, переживание, реакцию. Специфически человеческой формой от­ношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение, является деятельность. Поэтому предмет педагогической науки еще определяется как закономер­ности педагогической деятельности.

3. Категориальный аппарат педагогики (система педагогичес­ких понятий) включает в себя

общеупотребительные слова есте­ственного языка. Но попадая в систему научного знания, они при­обретают такое качество, как однозначность, которая позво­ляет достичь единого понимания их всеми специалистами данной сферы. Требование однозначности включено в число показателей научности педагогического исследования и изложения его резуль­татов. Стремление заменить в педагогике строгое научное изложе­ние популярным, образным приводит к «размытости» педагоги­ческого знания и, как следствие, к непрофессионализму в этой деятельности. Наличие системы специальных терминов — признак не только науки, но и всякой профессиональной деятельно­сти. Неграмотное употребление терминов профессионального языка демонстрирует низкую квалификацию педагога.



К числу важнейших в педагогике относятся термины «образо­вание», «воспитание», «обучение», «самовоспитание», «социали­зация», «педагогическая деятельность», «педагогическое взаимо­действие», «образовательный (педагогический) процесс».

Даже наиболее распространенные категории «воспитание», «образование», «обучение» не имеют в педагогике однозначного толкования: многие ученые настаивают на использовании для обозначения объекта педагогической науки слова «воспитание», в Законе РФ «Об образовании» ведущим оказывается термин «образование», обозначающий единство соподчиненных ему понятий «воспитание» и «обучение». Словесная путаница нередко приводит к недоразумениям и пустой трате времени. От того, что мы вкладываем в то или иное понятие, как мы его трактуем и что оно значит для других, зависит очень многое, в конечном счете — эффективность педагогической деятельности.

Упрощенность восприятия систем и моделей, пренебрежение согласованными нормами и значениями терминов, абсолютизация индивидуального чувственного опыта и оценочных сужде­ний — все это признаки авторитарности, технократизма в профессиональной деятельности и одновременно признаки утраты научности в ее освоении, проектировании, анализе и реализации.

4. Методы исследования в педагогике — это система приемов и процедур

деятельности, направленных на разрешение определенной научной задачи.

Для достижения цели в научно-педагогическом исследовании применяется система методов, правильный выбор которых оптимизирует исследование и повышает его результативность.

Эмпирические методы направлены на диагностику состояния исследуемого объекта.

Метод педагогических наблюдений характеризуется непосредственным восприятием явлений и процессов в целостности и динамике их изменения. Контент-анализ предполагает анализ пись­менных текстов испытуемого, его произведений, писем, продук­тов деятельности по заранее определенной схеме. Изучение педагогического опыта и опытническая работа становятся научными методами в том случае, если направлены на поиск нового знания, имеющего объективный характер.

Диагностический эксперимент представляет собой строго конт­ролируемое диагностом педагогическое наблюдение, проводимое в искусственно созданных и управляемых условиях, метод поиска способов решения педагогической проблемы.

Методы опроса (беседа, интервью, анкетирование) позволяют получить информацию о явлениях, процессах, которые недоступны прямому наблюдению и не находят отражения в документах (ин­формация о мотивах, интересах и предпочтениях людей, их се­мейной жизни или бытовой деятельности). Источником этой ин­формации выступают сами люди, их высказывания о своих мне­ниях, настроениях, поступках или о том, что их окружает. Мето­ды опроса различаются глубиной получаемой информации, ши­ротой охвата, вариативностью вопросов.

Методы экспертных оценок (рейтинга) и самооценки разнятся тем, что рейтинг — это оценка тех или иных сторон деятельности компетентными экспертами, а при самооценке в роли эксперта выступает сам испытуемый. Разновидностью метода экспертных опенок является разработанный Ю. К. Бабанским педагогический консилиум, при котором проводится коллективная оценка харак­теристик школьников по определенной программе и по единым признакам.

Метод диагностирующих контрольных работ, письменных или лабораторно-практических, позволяет получить оперативную ин­формацию о фактических знаниях учеников, о специальных уме­ниях и навыках учебного труда и сделать объективные выводы об уровне их подготовленности на той или иной ступени обучения.

Теоретические методы педагогического исследования опосредо­ванно и непосредственно выходят на анализ реальных педагоги­ческих процессов (их причин, источников развития, системы ус­ловий, обеспечивающих их эффективное функционирование).

Анализ — метод научного исследования путем разложения ис­следуемого предмета на составные части (отдельные признаки, составляющие), чтобы найти в целом части, в сложном — про­стое, в едином — многое, в следствии — причину. Сравнительно-исторический анализ как одна из разновидностей анализа обога­щает научную работу ранее неизвестными фактами, стимулирует исследовательскую мысль, позволяет избежать ошибок прошлого или «открытия» давно открытого.

Синтез — соединение полученных при анализе частей в целое, рассмотрение целого как сложного, состоящего из множества эле­ментов — не простой их суммы, а смыслового единства. Так, на­блюдая урок, исследователь выясняет, например, какие измене­ния в действиях учащихся происходят при изменении действий учителя.

Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, который называется моделью. Модель заменяет оригинал в более простом для понимания виде; изуче­ние модели дает информацию об оригинале. Модель — результат синтеза выделенных в процессе анализа существенных признаков диагностируемого объекта.

В педагогике применяются такие общенаучные методы как ин­дукция (обобщение, нахождение по частным фактам и явлениям общих принципов и законов), дедукция (частные положения в процессе конкретизации выводятся из общих закономерностей), идеализация (образование абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте), мысленный эксперимент (операции на моделях объектов, которые отображают реальные процессы), срав­нение (выявление сходства и различия между объектами), обобще­ние (выделение общих свойств класса предметов), ранжирование (выделение главного в явлении и отделение второстепенных фактов), классификация (распределение предметов какого-либо рода на классы в соответствии с наиболее существенными признаками).

Методы количественного и качественного анализа позволяют систематизировать полученную при использовании эмпирических методов информацию и сделать предварительные выводы о наличии причинно-следственных связей между явлениями. К ко­личественным методам относятся шкалирование (присвоение признакам объектов числовых значений), математические и статистические методы. Качественные методы предшествуют выбору и применению математических и статистических методов, а также применяются для интерпретации результатов математической и статистической обработки данных. Они помогают избежать нивелирования индивидуальности обучаемых или воспитанников, обеспечить восприятие их различий как объективный факт и норму.

При качественном анализе человек представляет для исследователя интерес не только как объект изучения и источник информации, но и как особый мир образов и переживаний.

Соблюдение баланса между количественными и качественными методами и характеристиками в конкретном исследовании обеспечивает его подлинную научность.

5. Законами в науке называют необходимое, существенное, устойчивое,

повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Закономерность — наиболее общая форма воплощения теоретического знания. «Закономерный» — значит осуще­ствляющийся на основе закона. Познание законов и закономерностей составляет предмет всякой науки. Показателями закономерности какой-либо связи является ее всеобщность, устойчи­вость и причинно-следственный характер.

Педагогическая наука предназначена для выявления закономерностей образовательного процесса как объективных оснований педагогической деятельности.

В педагогике закономерности действуют так же неотвратимо, как и в природе. И носят такой же объективный характер, т. е. не зависят от воли конкретных людей. Однако (так же, как и законы природы) педагогические закономерности не фатальны: их учет не означает безусловного подчинения им.

Для примера вспомним о неотвратимости действия закона всемирно­го тяготения. Его можно не знать или презирать, но, споткнувшись, упа­дешь вниз. Однако именно на понимании этого закона были разработа­ны летательные аппараты. Понимание законов гидро- и аэродинамики позволило мореходам ходить на паруснике против ветра, галсами. Так же, и понимание педагогических закономерностей позволяет оптимизиро­вать деятельность учителя, воспитателя, руководителя школы.

Научно-педагогическое знание фиксируется в педагогических концепциях, теориях и парадигмах.

Парадигма (от греч. paradegma — пример, образец) — мо­дель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе; ведущая идея, выступающая в качестве образца для построения научных теорий и концепций. Все много­образие современных научно-педагогических идей фиксируется в трех ведущих образовательных парадигмах. Парадигмы различают­ся главным образом пониманием целей образования, от чего за­висит выбор педагогических средств, характер взаимодействия педагога и воспитанника и многое другое.

Традиционная парадигма характеризуется тем, что цели образования в ней ставятся исходя из интересов общества и (или) государства и видятся прежде всего в формировании человека с заданными, нужны­ми обществу или государству, качествами. Взаимодействие в такой па­радигме носит однонаправленный характер и представляет скорее воз­действие со стороны педагога. Формировать заданные качества удобнее «по частям», поэтому воспитание в традиционной парадигме дробится на отдельные направления (умственное, нравственное, физическое, трудовое и т.п.), а обучение — на отдельные операции. В педагогичес­ком исследовании преобладают «точные», «естественно-научные» ме­тоды, что позволяет получить достоверное знание об условиях, в кото­рых происходит становление человека, но не дает возможности с дос­таточной степенью полноты понять внутренние процессы его самораз­вития. В крайних проявлениях такая парадигма характеризуется как тех­нократическая.

В гуманистической парадигме образовательные цели ставятся «от чело­века». Поэтому в качестве целей образования выступают наиболее пол­ная самореализация человека, раскрытие его природных задатков на ос­нове учета его интересов и способностей. Считается, что источник раз­вития находится в самом развивающемся человеке. Человек, таким обра­зом, фактически признается существом самодостаточным. Акцент дела­ется на самом человеке, а не на его связях с окружающим миром и Другими людьми. Результаты исследования проблем самопознания, са­моактуализации, самоутверждения, самореализации, выполненные в рамках гуманистической парадигмы, имеют важное значение для «оче­ловечивания» взаимоотношений педагогов и воспитанников. В настоящее время на смену гуманистической парадигме приходит гуманитарная парадигма. В центре гуманитарной парадигмы находится человек во всей его целостности, во всем многообразии его связей и отношений с окружающим миром. Главной характеристикой гуманитар­ного характера позиции педагога выступает диалогичность; целью же гуманитарное™ выступает развитие «человеческого качества», того, что составляет истинно человеческую сущность, в его соотнесенности с миром ценностей, культуры, человеческих отношений. В гуманистичес­кой парадигме наряду с традиционными используются и другие методы исследования, основанные на непосредственном постижении педагогических явлений и процессов.

Теория (от греч. theora — наблюдение, исследование) — комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления.

Соотношение парадигмы и теории можно представить как соотношение общего и особенного. Так, в рамках гуманистической образовательной парадигмы существуют теория личностно ориентированного образования, теория свободного воспитания и др. В то же время термин «теория» иногда употребляют, когда речь идет о науке в целом (например, «взаимосвязь теории и практики воспитания).

Концепция (отлат. concepto — понимание, система) — определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений. Педагогическая концепция определяет исходные позиции, принципы педагога в анализе, моделировании, проектировании и реализации различных видов педагогической деятельности и вопло­щается в практику педагогической деятельности в программах и методиках. В концепции выражаются взгляды конкретного исследователя на то или иное педагогическое явление. Каждая концепция может быть отнесена к той или иной теории и парадигме. Так, в рамках теории личностно ориентированного образования существуют концепции Е.В.Бондаревской, В.В.Серикова, И.С.Якиманской и др.

Непосредственные задачи всякой науки — описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, выработка рекомендаций на основе открываемых законов и закономерностей.

Решение этих задач отражается в следующих взаимосвязанных функциях педагогической науки:

- объяснительная — описание и объяснение педагогических фак­тов, явлений, процессов, закономерностей и условий их проте­кания (результатом исследования являются законы и принципы педагогики, теории, концепции);

- преобразовательная, прикладная, практическая — усовершен­ствование на основе фундаментального знания педагогической практики (результатом исследований должны быть педагогичес­кие системы, технологии, т.е. описание процесса, рассчитанного на получение заданного результата воспитания);

- прогностическая — обоснованное предвидение развития педа­гогической реальности и рекомендации по целесообразной дея­тельности.

Как видно, педагогика сочетает теоретический и прикладной аспекты: не только описывает и объясняет явления в образова­тельной практике, но и указывает на оптимальные способы ее преобразования. Гуманитарный характер педагогического знания составляет объективное основание для педагогической деятель­ности. По словам И. А. Колесниковой, «процесс гуманитаризации педагогического сознания и поведения сопряжен с принятием идеи ценностно-смыслового равенства людей на их образовательном пути. Причем равенство понимается в контексте возможности и права каждого, независимо от возраста и исходного уровня, по­стигать мир и образовываться, т.е. осознанно работать над созда­нием человеческого образа»'.

Гуманитарность педагогического знания основана на призна­нии педагогом права ребенка самому принимать решение относи­тельно своей жизни, судьбы, на выборе стратегии профессио­нального поведения и деятельности педагога.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.