МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Профессионально-педагогическая компетентность





В основе авторитарности профессиональной деятельности пе­дагога почти всегда в качестве основной причины обнаруживает­ся его низкая профессиональная компетентность. Что же дает категория компетентности для понимания гуманитарного характера профессионально-педагогической деятельности?

Обычно компетентным называют знающего, осведомленного, авторитетного в каком-либо деле человека, за которым признается право выносить суждение, принимать решения, совершать действия в какой-то сфере. Согласно исследованиям Дж. Равена, компетентность характеризует единство когнитивного, эмоциональ­ного и волевого аспектов деятельности, направленной на реализацию ценностных установок субъекта.

Первое, что характеризует компетентность,— это способность субъекта реализовать в деятельности его ценностные установки.

При этом под ценностью понимают субъективную значимость для человека явлений окружающего мира, определяемую не их свойствами самими по себе, а соответствием нравственным прин­ципам и нормам, идеалам, установкам, целям субъекта. Ценност­ные отношения характеризуются степенью принятия человеком целей, профессионально и личностно значимых для него.

Ценностное отношение педагога к учащемуся, воспитаннику как к «значимому Другому», от которого зависит собственное развитие педагога; принятие различных подходов, концепций, взглядов, мнений и смыслов как личностно значимых; ответственность за ненасильственный характер разрабатываемых и осуществляемых вариантов педагогической деятельности; поиск конструктивных путей разрешения педагогических проблем и конфликтов — обяза­тельные компоненты системы ценностных установок педагога.

Установка — это состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. В ценностных установках выражается отношение субъекта к окружающему миру. Очевидно, гуманитарность профессионального поведения, дея­тельности и общения педагога должна проявляться именно на уровне установки (к примеру, в установке на поиск вариативных подходов, оценок, понимание внутреннего мира воспитанника и принятие его ценностей) — только тогда будет обеспечен гума­нитарный характер педагогической деятельности.

Компетентность как единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению профессиональных функций характеризует не только деятельность, но и самого педагога как ее субъекта в его самостоятельном, ответственном, инициатив­ном взаимодействии с миром. Благодаря этому свойству компе­тентность интегрирует профессиональные и личностные качества педагога, направляет их на овладение знаниями и целенаправлен­ное применение в прогнозировании, планировании и реализации деятельности, активизирует педагога в развитии собственных спо­собностей, в стремлении к самореализации в социально полез­ной деятельности, обеспечивает его профессиональное становле­ние уже в период обучения в вузе.

Основу компетентности составляют знания как ее когнитивный компонент.

Овладение знаниями помогает педагогу эффективно достигать результатов деятельности в соответствии с принятыми профессиональными и социальными нормами, стандартами, требовани­ями. «Быть компетентным — значит знать, когда и как действо­вать» (П.Вейл, 1993). Знания становятся ориентиром в разнооб­разных педагогических и жизненных ситуациях, основой адапта­ции в профессиональной среде, базой для самообучения и про­фессионально-личностного саморазвития. Понимание и принятие профессиональных норм обеспечивает человеку профессиональ­ную идентификацию, т.е. критическое соотнесение своей пози­ции с профессиональными установками педагогического сообще­ства (когда педагог говорит: «Я как учитель не могу себе позво­лить...»).



Усвоение педагогического знания составляет основу профес­сиональной адаптации будущего педагога, составляет базу для его самоопределения и вариативного поведения в ситуациях профес­сиональной деятельности. Понятно, что не всякие знания могут быть полезными в решении таких задач. Как минимум они долж­ны удовлетворять требованиям научности, вариативности, сис­темности, раскрывать закономерности индивидуально-личност­ного становления ребенка и протекания педагогического процес­са, чтобы стать основой прогноза в проектировании деятельности педагога.

Требованиями государственного образовательного стандарта высше­го профессионального образования определено, что к моменту оконча­ния педагогического вуза выпускник должен знать: Конституцию Рос­сийской Федерации; законы Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации «Об образовании», решения Правительства Рос­сийской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общих и специаль­ных теоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения ти­повых задач профессиональной деятельности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; школьные программы и учебники по преподаваемому предмету; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; санитарные прави­ла и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защи­ты, а также владеть русским языком (как государственным языком Рос­сийской Федерации) и языком, на котором ведется преподавание.

В понимании компетентности следует различать информацию как простые сведения о чем-либо и знание как форму существования и систематизации результатов познавательной деятельности че­ловека. Только в таком понимании знание становится основой компетентности специалиста, компонентом его профессиональ­ной деятельности, «живым знанием», оперируя которым педагог оптимально реализует свой профессиональный потенциал. Такое знание становится компонентом профессионального мировоззрения педагога, информация соединяется с личностным отношением, в основе которого лежат этические критерии.

Владение «живым знанием» проявляется уже в процессе профессиональной подготовки как отказ от абсолютизации истины, догматизма и стереотипизации, осознание невозможности «завершенного» знания; способность человека целенаправленно управлять своей умственной деятельностью, овладевать способами грамотного анализа профессиональных ситуаций; стремление продолжать образование на последующей ступени; желание развивать в себе способности к самообразованию, самопознанию и самоопределению, к осмысленной самооценке и самоанализу эффективности своего саморазвития. Усваиваемые профессиональные зна­ния должны осознаваться в более широком социально-гумани­тарном контексте, обеспечивающем признание объективного ха­рактера многомерности и многообразия человеческой культуры.

Компетентность как «живое знание» в структуре профессиональной деятельности педагога обеспечивает ее эмоциональный компонент, активизирующий профессиональный потенциал учи­теля.

Эмоциональный характер компетентности обеспечивается че­рез переживание получаемого знания, выработку смыслового от­ношения к нему как результату деятельности других членов про­фессионального сообщества, осмысленность применения профессиональных и социальных норм, разграничение принятия разли­чий и конформизма, равнодушия. При этом за счет интеграции духовного потенциала с научными знаниями, умениями и навы­ками обеспечивается творческое саморазвитие педагога. Эмоцио­нальный компонент компетентности является побудителем актив­ности человека, переводит педагога из позиции пассивного ис­полнителя инструкций и предписаний в позицию субъекта про­фессиональной деятельности, поведения и отношений. Происхо­дит самопонимание через эмпатию (сопереживание), понимание другого в процессе решения реальных задач профессиональной деятельности.

Согласно государственному стандарту высшего профессионального образования учитель должен быть готов к решению следующих типовых задач по видам профессиональной деятельности:

в области учебно-воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения предмету в соответствии с обра­зовательной программой;

- планирование и проведение учебных занятий по предмету с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным пла­ном;

- использование современных научно обоснованных приемов, мето­дов и средств обучения предмету, в том числе технических средств обу­чения, информационных и компьютерных технологий;

- применение современных средств оценивания результатов обуче­ния;

- воспитание учащихся как формирование у них духовных, нрав­ственных ценностей и патриотических убеждений;

- реализация личностно ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

- работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклоне­ний в развитии;

- в области социально-педагогической деятельности:

- оказание помощи в социализации учащихся;

- проведение профориентационной работы;

- установление контакта с родителями учащихся, оказание им по­мощи в семейном воспитании;

- в области культурно-просветительной деятельности:

- формирование общей культуры учащихся;
в области научно-методической деятельности:

- выполнение научно-методической работы, участие в работе науч­но-методических объединений;

- самоанализ и самооценка с целью повышение своей педагогичес­кой квалификации;

- в области организационно-управленческой деятельности:

- рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

- обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образо­вательного процесса;

- организация контроля за результатами обучения и воспитания;

- организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся;

- ведение школьной и классной документации;

- выполнение функций классного руководителя;

- участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом.

Компетентность становится фактором, обеспечивающим ре­зультативность деятельности благодаря ее волевому компонен­ту.

Воля понимается как сознательная саморегуляция субъектом своей деятельности и поведения, его способность к выбору дея­тельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществ­ления. Она не может быть сведена к сознанию и деятельности как таковой: осуществляя волевое действие, человек преодолевает себя и свои импульсивные желания, подчиняет их стратегии достиже­ния результата, «творит свою субъектность». Воля одновременно служит побуждению субъекта к одним действиям и сдерживанию других - Внутренняя борьба мотивов завершается актом выбора, эффективность которого определяется в соотношении результата с целью деятельности. Так, свойственное гуманитарному профес­сиональному поведению подавление чувства неприятия обеспе­чивает понимающее взаимодействие педагога с воспитанником, признание его права на отличие. Без таких преодолений невозможно обретение педагогом себя в профессиональной и личностной сфере, самовоспитание гуманитарного отношения как целесообразного.

«Компетентность — это способность получать запланированный конкретный результат» (П.Вейл, 1993). Результативность проявляется в конкретных итогах деятельности и соответствии их насущным потребностям реальной практики. Эта ориентация на результат является основанием для самоконтроля и эффективного поведения даже в критических ситуациях при ограниченности ресурсов деятельности.

Следует отметить, что ценностное различение создает у педагога внутреннее напряжение. Волевой компонент компетентности за счет саморегуляции задает устойчивость педагога к стрессам, рационализирует его деятельность, обеспечивает оптимальный характер профессиональной деятельности, когда затраченные усилия дают максимальный эффект. Воля обусловливает наличие у педагога необходимых для продуктивной деятельности исполнительских качеств: стабильность результатов, доведение всякого дела до конца, аккуратность, дисциплинированность, ответственность, профессионализм, грамотность, знание пред­мета занятий.

В понимании гуманитарности как устойчивости, автономии индивида раскрываются такие важные для компетентного педаго­га и напрямую связанные с волей свойства, как осознание са­мобытности, особенности своих отношений, своего автономного, самосознание, уверенность в своей позиции.

Благодаря волевому компоненту компетентность связана со способностью педагога свободно и самостоятельно осуществлять свою профессиональную деятельность, т.е. действовать не под дав­лением обстоятельств, а в соответствии с самостоятельно выстро­енной стратегией. Свобода же обеспечивает способность педагога к осуществлению профессиональной деятельности в поликультур­ной образовательной среде, когда участники образовательного процесса ориентируются на различные социокультурные ценно­сти. То, что в одной культуре одобряется и поощряется, может осуждаться в другой культуре, поэтому компетентный педагог находит компромиссы, позволяющие развиваться представителям разных культур без ущемления кого-либо. В идеале обнаруживает­ся не компромиссный вариант, а консенсус, когда никто из вза­имодействующих сторон не поступается своими интересами.

К классному руководителю пришла мама с просьбой освободить ее сына от дежурства по классу. Она объяснила, что в традициях ее народа не принято, когда мужчина моет полы, — он станет предметом насмешек и унижений со стороны других мужчин и женщин. Учительница предло­жила, чтобы мальчик дежурил в паре с девочкой и выполнял бы при этом всю тяжелую («мужскую») работу: приносил ведро с водой, двигал мебель. Такой вариант устроил все стороны, и назревающий конфликт был предотвращен.

Конечно же, компетентность связана с опытом. Волевые уси­лия в профессионально-педагогической деятельности подкрепля­ются осознанием предшествующего опыта, сознательным харак­тером самоорганизуемой деятельности, направленной на запла­нированный конкретный результат. Однако эта связь неоднознач­ная: нет оснований утверждать, будто компетентность тем выше, чем большим опытом работы обладает педагог. Как учил в свое время К.Д.Ушинский, важен не сам опыт, а мысль, выведенная из опыта. Образно говоря, «компетентным нельзя стать, можно только всегда становиться», для чего необходимо иметь волю пре­одолеть соблазн повторять имеющийся опыт, продумывать аль­тернативные варианты решений, сознательно выбирать из них оп­тимальный на основе прогноза протекания процесса. Все эти свой­ства характеризуют устойчивость профессиональной деятельно­сти педагога.

Таким образом, педагогическую компетентность учителя мож­но определить как его способность к эффективной реализации в об­разовательной практике системы социально одобряемых ценност­ных установок и достижению наилучших педагогических результа­тов за счет профессионально-личностного саморазвития.

В отечественной педагогике (Г.В.Горланов, Д.А.Мещеряков, А. В. Хуторской и др.) принято различать понятия «компетент­ность» как характеристику работника (специалиста) и «компе­тенция» как характеристику рабочего места (должности, пози­ции). Компетенция — это наперед заданное требование к образова­тельной подготовке обучаемого, характеристика его профессиональ­ной роли, компетентность — мера соответствия этому требова­нию, степень освоения компетенции, личностная характеристика человека.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.