МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Категориальный аппарат педагогики





Становление любой области научного знания, в том числе и педагогики, связано с развитием понятий, которые, с одной сто­роны, устанавливают связи данной области знаний с другими областями, с другой — определяют специфику данной области научного знания. Система терминов, понятий и категорий состав­ляет категориальный аппарат педагогической науки (он именуется также понятийным или терминологическим).

Говоря о категориальном аппарате педагогики, прежде всего следует различать значение слов «термин» и «понятие».

Термин (от лат. termnus — предел, граница) — слово или словосочетание, призванное точно обозначить объект реальности и устанавливающее соотношение с другими понятиями в преде­лах специальной сферы.

В отличие от термина, понятие предполагает наполнение того или иного термина определенным содержанием, иначе говоря, понятие — это термин в определенном понимании, синтез тер­мина и его определения. Однако несмотря на это смысловое раз­личие, слова «термин» и «понятие» часто используются как взаи­мозаменяемые.

Среди терминов особое место занимают категории (от греч. kategora — высказывание, определение; признак) — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие основные, су­щественные свойства, отношения и закономерности реальности определенной эпохи и определяющие характер научно-теорети­ческого мышления.

Категориальный аппарат педагогики включает в себя термины разного уровня. Все категории в педагогике делятся, по В. В. Краевскому, на следующие основные группы:

философские категории. В педагогике они отражают наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности, помогают понять и отобразить закономерности и тенденции развития самой педагогики и той части действительности, которую она изучает.

Педагогические закономерности нельзя раскрыть, не пользуясь понятиями «сущность» и «явление», «общее» и «единичное», «причина и следствие», «возможность и действительность», «качество и количество», «пространство и время», «бытие и сознание», «противоречие», «практика», а также другими философскими категориями. Основная философская категория в педагогике — это «человек»;

общенаучные понятия: «система», «структура», «функция», «элемент», «оптимальность», «состояние», «организация», «модель», «гипотеза», «уровень» и др.;

собственные категории педагогики: «педагогика», «воспитание», «педагогическая деятельность», «педагогическая действительность», «педагогическое взаимодействие», «педагогическая система», «образовательный процесс», «преподавание и учение», «учебный предмет», «учебный материал», «учебная ситуация», «метод обучения», «прием обучения», «учитель», «ученик», «урок» и т.п. Все они находятся во взаимосвязи, как и те явления действительности, которые в них отражаются.

В связи с многоаспектностью содержания педагогических категорий существуют и другие их классификации, базирующиеся на иных основаниях. Часто в такой классификации отражается научно-педагогическая позиция ее автора.

Любая педагогическая категория может быть рассмотрена, определена и проанализирована в трех аспектах: 1) как явление (социальное, культурное и др.); 2) как процесс; 3) как деятельность. Наличие этих трех аспектов само по себе порождает большое количество определений педагогических категорий. Кроме того, в рамках каждой педагогической концепции, теории, парадигмы одна и та же категория может пониматься по-разному.



Множественность смыслов, заключенных в одном термине, проследим на примере категории «воспитание».

Как явление воспитание понимают: (1) в широком социальном смысле, когда речь идет о воздействии на человека всей окружаю­щей действительности; (2) как форму (или способ) человеческих отношений (воспитательные отношения, воспитывающее общение), когда один человек по отношению к другому выполняет воспитательные функции; (3) как ценностно-смысловой диалог воспитателя и воспитанника.

В качестве процесса воспитание может пониматься: (1) как изменение состояния культурного развития, становление расту­щего человека; (2) как творческое саморазвитие человека; (3) как процесс присвоения ценностей; (4) как развитие физических, умственных и нравственных качеств человека в соответствии с требованиями жизни; (5) как относительно социально контроли­руемый процесс развития человека и пр.

Как педагогическая деятельность воспитание также восприни­мается неоднозначно. Чаще всего под воспитательной деятельно­стью подразумевают:

- целенаправленное формирование определенных качеств;

- сотрудничество, взаимодействие педагогов и воспитанни­ков;

- создание специальной воспитывающей среды;

- организация диалогического взаимодействия, совместного бытия (события) педагога и воспитанника;

- свободное развитие природных задатков ребенка.

Наиболее распространенные трактовки воспитательной деятель­ности помогают педагогу определить собственную профессиональ­ную позицию.

В любом случае воспитание определяется через отношение человека к миру, окружающим людям, самому себе.

«Обучение» в системе педагогических категорий также опреде­ляется неоднозначно. Его можно рассматривать как процесс пере­дачи и усвоения знаний, умений и навыков, способов познава­тельной деятельности; как деятельность по подготовке школьни­ков (или любых обучаемых) к жизни путем передачи им социаль­ного опыта; как специфический способ образования, направлен­ный на развитие личности посредством усвоения обучаемыми на­учных знаний и организации способов деятельности.

В отличие от воспитания обучение связано главным способом с передачей и усвоением знания (или информации) и освоением способов его получения и использования (умения, навыки), т.е. с Функциональной подготовкой человека.

Однако разделение обучения и воспитания в педагогической практике весьма условно: воспитание невозможно без знания о ценностях, нормах поведения, явлениях культуры; обучение ста­новится эффективным, если носит воспитывающий характер, т.е. обращено к человеческому качеству обучаемого. Единство обуче­ния и воспитания в настоящее время чаще всего выражается в понятии «образование».

В буквальном смысле это «становление образа». Однако в педа­гогике он может пониматься по-разному. В одних случаях это иде­альный образ, исторически обусловленный, более или менее чет­ко зафиксированный в общественном сознании социальный эта­лон; в других — образ мыслей, действий человека в обществе; в третьих — образ мира; в четвертых — «образ человеческий», «собственно человеческое качество».

Под образованием понимается становление у человека образам мира и собственного Я, формирование его человеческой сущности. Образование объединяет в себе два феномена — обучение и воспитание.

Часто понятие образования соотносят с понятием социализации.

В общем виде социализация — это процесс включения человека в общество благодаря присвоению, воспроизводству и творческому преобразованию социального опыта и культуры.

Каждая категория может быть однозначно определена лишь в системе других категорий: в их взаимосвязи, взаимообусловленности и соподчиненности. Любое понятие всегда отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Понятие можно определить лишь соотнеся его с другими, более широкими или родственными. Поэтому, даже заимствуя термины из смежных наук (психологии, социологии, философии), педагогика наполняет их своим специфическим содержанием.

В настоящее время в развитии категориального аппарата педагогики прослеживаются следующие тенденции:

1. активное заимствование понятий из философии («бытие», «пространство», «смысл», «выбор» и др.) и других отраслей научного знания («управление», «неравновесная система», «концепт» и др.);

2. включение в категориальный аппарат педагогики слов, не являющихся в строгом смысле научными терминами («встреча», «восхождение» и др.).

В этих случаях необходимо перевести слова обыденного языка в разряд научно-педагогических понятий, т.е. дать им определения с учетом объекта, предмета и задач педагогической науки и конкретного научно- педагогического исследования. Так, Н.Е.Щуркова, выявляя педагогический смысл слова «нежность», соотносит его с системой ценностных отношений к жизни и человеку, что дает ей основание утверждать: «Помня о жизни, бережно относясь ко всяческим проявлениям жизни во всех ее формах и уважительно относясь к человеку как носителю и творцу жизни, принимаем безусловно категорию "нежность" как одну из ценнейших педагогический категорий, размещаем эту ценность в методологической структуре как условие гуманистического воспитания, а в реальной совместной деятельности с детьми — как общее условие взаимодействия с другими людьми»;

3. новое осмысление традиционных педагогических понятий, прежде всего

фундаментальных категорий («воспитание», «обучение», «образовательный процесс», «педагогическое взаимодей­ствие» и др.).

В рамках гуманитарной парадигмы педагогическое взаимодействие рассматривается не просто как система совместной деятельности, обще­ния и отношений педагогов и воспитанников (как это было принято в традиционной парадигме), а как их совместное бытие (событие), со­вместный поиск ими смыслов явлений внешнего и внутреннего мира и — шире — смысла жизни;

4. множественность смыслов, которыми наделяется каждое пе­дагогическое понятие.

Последняя тенденция требует не только хорошей ориентации в современных научно-педагогических концепциях, но и станов­ления у педагога толерантного отношения к иной научной точке зрения, иному типу педагогической деятельности, обусловленно­му тем или иным пониманием педагогических категорий. Для пе­дагога очень важно признать существование и принять правомер­ность различной смысловой интерпретации знания, множествен­ности концепций, взглядов, мнений, выраженных в трактовке той или иной педагогической категории.

Н. Л. Коршунова рекомендует соблюдать правила исполь­зования научно-педагогических терминов.

Нельзя допускать неопределенности в понимании терминов в рамках одной научной работы. Однажды приняв одну из трактовок той или иной категории, причем в явном виде, т.е. оговорив это в тексте, необходимо в дальнейшем строго ее придерживаться.

Необходимо помнить о том, что понятие может менять свой смысл в зависимости от контекста, от языковых конструкций, в рамках которых оно используется. Поэтому при изложении ре­зультатов исследования или при выступлении по какой-либо пе­дагогической проблеме следует придерживаться научного стиля.

В рамках одной научной работы (выступления) недопустимы редукция (сужение, сведение к более простому понятию) и рас­ширение смыслового поля термина. Например, если речь идет о воспитании как о феномене социокультурной реальности, нельзя использовать этот термин в узком педагогическом смысле, пони­мая под ним формирование определенного качества, — такие случаи должны оговариваться особо.

По характеру используемых терминов и их содержательной трак­товке (определениям) можно выявить характер той педагогичес­кой парадигмы, теории, концепции, в рамках которой они ис­пользуются, а также увидеть научную позицию того или иного исследователя.

Однако для однозначного определения характера той или иной научной позиции простого перечня используемых терминов не достаточно. Важно понять, какое содержание вкладывает исследователь в тот или иной термин, поскольку в педагогике в рамках различных концепций одним и тем же термином могут обозначаться разные явления и, наоборот, разные термины могут использоваться для обозначения одного и того же явления. Тем не менее в рамках каждой педагогической парадигмы, теории, концепции каждый термин имеет строго определенное значение.

Терминологическая однозначность требует различать понятия, которые в обыденной речи считаются синонимами. В данном учебнике примером такого различения могут служить следующие понятия:

ученик — ребенок как участник образовательного процесса (наряду с учителями, родителями);

обучающийся — правовой статус ребенка (термин, принятый в I законодательстве об образовании);

учащийся — ребенок как субъект учения (или учебной деятельности);

обучаемый — ребенок как объект педагогических воздействий учителя (преподавательской деятельности).

Как видно, в каждом из терминов отражена особая позиция, которую ребенок (ученик) занимает в образовательном процессе.

Четкое и корректное построение категориального аппарата с учетом разных его уровней позволяет сделать педагогическую концепцию более стройной, логичной, доступной для понимания.

Категориальный аппарат современной педагогики предполагает множественность смыслов, заключенных в каждом педагогическом термине, и одновременно четкость и однозначность в понимании терминов, используемых в рамках одной педагогической концепции, отдельного научно-педагогического исследова­ния.

Свободное самоопределение педагога в понимании педагоги­ческих категорий при условии соблюдения правил их использования предполагает его гуманитарные установки в отношении иных педагогических позиций и является одним из проявлений гума­нитарности педагогического знания.

 

Структура педагогики

Педагогика представляет собой сложную систему, состоящую из относительно самостоятельных, но взаимосвязанных научных дисциплин. Каждая из них видит образование через собственную призму своего предмета и исследует определенный участок педа­гогической действительности. Педагогические науки могут быть классифицированы (объединены в группы) в зависимости от того аспекта образования, который они рассматривают, и тех задач, которые стоят перед ними.

В структуре общей педагогики выделяют прежде всего теорию обучения (дидактику) и теорию воспитания, исследую­щие педагогические закономерности в соответствующих сферах образования.

Дидактика исследует обучение на теоретическом, наиболее общем уровне, безотносительно к преподаванию конкретных учеб­ных предметов. Она рассматривает функции и движущие силы процесса обучения, его логику и структуру, формулирует прин­ципы обучения, предлагает различные способы его построения, формы взаимодействия учителя и учащихся, способы подачи и усвоения учебной информации.

Современная дидактика предлагает педагогу огромное разнообразие дидактических концепций, теорий и технологий обучения. Основывая свою работу на тех или иных теоретических положениях, учитель должен принимать во внимание, что эффективность их применения зависит не только от достоинств самой дидактической теории, но и от особеннос­тей учащихся, а также от собственных его личностных и профессиональ­ных качеств.

Теория воспитания выявляет и обосновывает закономерности и способы формирования системы отношений человека — к приро­де, культуре, ценностям, другим людям, обществу в целом и са­мому себе. В рамках этой научно-педагогической дисциплины рас­сматриваются различные аспекты воспитания (социокультурный, индивидуальный, коммуникативный), основные характеристики, движущие силы и логика воспитательного процесса, закономер­ности и принципы деятельности педагога-воспитателя, а также средства, которые он использует в воспитательной работе.

История педагогики (или история образования и педагогичес­кой мысли) — наука о закономерностях функционирования и развития воспитания и обучения в прошлом. Она позволяет пред­ставить образовательные системы, педагогические теории и кон­цепции в их развитии, понять истоки тех или иных педагогичес­ких явлений. Конечный итог историко-педагогических исследова­ний — выявление закономерностей становления и развития обра­зовательных систем и педагогических теорий.

К истории педагогики тесно примыкает этнопедагогика, которая изучает опыт воспитания, накопленный конкретным наро­дом и составляющими его этносами, народную культуру воспита­ния, представляющую собой основу всякой педагогической куль­туры. Эта научная дисциплина объясняет народную педагогику с современных и исторических позиций и предлагает пути ее ис­пользования в современных условиях.

Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных систем в разных странах имея целью поиск общего и специфического в образовательных системах разных стран и народов, что позволяет с научных позиций объяснять различия в образовательных традициях и системах, Я обобщать национальную педагогическую культуру за счет международного опыта.

Разработка проблем сравнительной педагогики особенно важна сейчас, когда многие педагогические нововведения носят характер заимствований. Результаты сравнительно-педагогических исследований позволяют определить, насколько то или иное новшество соответствует особенностям образовательной системы и педагогической культуры нашей страны, когда внедрение этого новшества будет эффективным. При этом следует ориентироваться на принцип культуросообразности образования, согласно которому образование должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальных культур, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

Теория управления образовательными системами изучает принципы и содержание педагогического управления, исследует проблемы формирования управленческой культуры руководителя образовательного учреждения, специфику управления педагогическим коллективом, вопросы повышения квалификации педагогических кадров. В основе развития этой научной дисциплины лежит стремление осмыслить педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему научно обоснованный характер.

Экономика образования разрабатывает модели экономического обеспечения прогресса образования, когда условия воспитания и развития детей были и являются наиболее благоприятными. Теоретические разработки, модели экономического обеспечения прогресса образования часто носят международный характер.

Методология педагогики разрабатывает знание о самой педагогике, ее статусе, развитии, категориальном аппарате, о способах получения нового достоверного научного знания.

В последние годы к числу общепедагогических дисциплин стали относить и сравнительно молодую отрасль педагогического знания — педагогическую технологию — прикладную педагогическую дисциплину, обеспечивающую взаимодействие педагога с учащимися или воспитанниками. В рамках этой дисциплины выстраивается система производимых педагогом и воспитанниками операций для получения заданного результата. Иначе говоря, педагогическая технология отвечает на вопрос «как действовать?».

Общепедагогические научные дисциплины принадлежат к базовым в структуре педагогики. Их положения и выводы находят применение в остальных педагогических дисциплинах с учетом специфики их предмета.

Особое место в системе научно-педагогических дисциплин за­нимают частные методики, исследующие проблемы обучения школьников и студентов различным дисциплинам. К ним отно­сятся методики преподавания языка, литературы, истории, мате­матики, физики, биологии, педагогики и других учебных пред­метов. Частные методики выявляют специфические закономерно­сти процесса обучения разным предметам; каждая имеет собствен­ный предмет.

Специфика различных сфер, этапов образования или работы с определенным контингентом обучаемых и воспитанников изуча­ется в рамках особых научно-педагогических дисциплин, которые могут выделяться по разным основаниям.

Возрастные особенности обучаемых или воспитанни­ков лежат в основе ряда дисциплин.

Дошкольная педагогика представляет собой науку о закономер­ностях воспитания детей дошкольного возраста. В ней, в свою оче­редь, выделились дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, международные стандарты дошкольного развития ребенка и др. В рамках дошкольной педаго­гики разрабатываются также теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных и частных учебно-воспитательных учреждениях.

Педагогика школы — одна из наиболее «старых» и развитых от­раслей науки об образовании. В ней находят применение общепе­дагогические знания с учетом специфики образовательного про­цесса в школах разного типа и возрастных особенностей обучаю­щихся там детей и подростков. Именно в этих рамках первона­чально разрабатывались те проблемы, чье решение впоследствии находило применение и специфическое преломление в отраслях педагогики, изучающих другие этапы образования.

Педагогика высшей школы исследует закономерности обучения и воспитания студентов безотносительно к их будущей профессии. Способы формирования образования, формы обучения, обуслов­ленные существованием в большинстве вузов лекционно-семинарской системы, принципы воспитания являются общими для всех учреждений, составляющих систему высшего образования. Это обусловлено как общими задачами подготовки специалистов, так и возрастными особенностями студентов.

Андрагогика рассматривает проблемы образования взрослых, в том числе и пожилых, людей. Она включает комплекс теорети­ческих знаний, позволяющих осмыслить феномен непрерывного (на протяжении всей жизни человека) образования, систему прин­ципов, определяющих успешность деятельности по образованию взрослых, научное описание особенностей образования различ­ных их категорий (женщин, безработных, инвалидов и пр.). Вне­дрение в практику разработок, относящихся к обучению и воспитанию взрослых, предупреждает потерю огромного интеллектуального потенциала и открывает возможности для самореализации человека независимо от возраста.

Специфика разных сфер образования учитывается при выделении следующих научно-педагогических дисциплин.

Педагогика профессионального образования изучает закономерности обучения и воспитания будущих специалистов на разных этапах их профессиональной подготовки — в училищах, колледжах, техникумах, вузах — и с учетом особенностей их будущей профессии. В настоящее время в педагогике особенно активно разрабатываются проблемы непрерывного профессионального образования и проблемы, связанные с многоступенчатой профессиональной подготовкой (среднее специальное образование, общее высшее образование, бакалавриат, магистратура). В педагогике профессионального образования находят применение положения дидактики, теории воспитания, частных методик, педагогики высшей школы.

Педагогика дополнительного образования исследует закономерности формирования его содержания, разрабатывает формы и методы обучения и воспитания во внешкольной системе занятости детей, подростков и взрослых.

В последние годы в педагогической науке и социальной практике укореняется понятие «второе образование», которое дети получают в под- ростковых и молодежных клубах, на станциях юных натуралистов и техников, в домах творчества, на спортивных базах, в художественных, музыкальных и театральных школах. Благодаря научным исследованиям система дополнительного образования получает возможность эффективного развития, превращается в важный фактор повышения культуры общества.

Изучение педагогических закономерностей в различных видах социальной деятельности осуществляется такими разделами, как педагогика культурно-просветительной работы, педагогика журналистики, производственная, военная педагогика. Результаты их исследований напрямую связаны с прогрессом в сфере производ­ства, социальной и культурной деятельности.

Все перечисленные отрасли педагогики тесно связаны между собой, они открывают возможности для профессиональной самореализации человека, пополняют фонд общепедагогических знаний.

Специфика учебной и воспитательной работы с определенным контингентом обучаемых и воспитанников отражается в группе отраслей педагогики, которая включает следующие научно-педагогические дисциплины.

Конфессиональная педагогика, исследующая функции, содержа­ние, формы и методы воспитания и обучения в религиозных образовательных учреждениях. В числе ее проблем не только область религиозного воспитания, но и проблемы социализации и куль­турной идентификации детей, вопросы духовно-нравственного вос­питания и воспитания веротерпимости.

Специфика работы с людьми, имеющими отклонения в физи­ческом или умственном развитии, обусловила появление коррекционной педагогики. Этот ее раздел дает основные направления в разработке технологии общения с детьми и взрослыми, имеющи­ми те или иные отклонения в развитии. Коррекционная педагоги­ка подразделяется по видам отклонений на олигофренопедагоги­ку (изучает проблемы обучения и воспитания людей с отклоне­ниями в развитии мышления), сурдопедагогику (исследует осо­бенности педагогической работы с людьми, страдающими нару­шениями слуха, и с глухонемыми), тифлопедагогику (выявляет особенности работы со слепыми и слабовидящими людьми). В по­следние годы коррекционная педагогика включила в круг своих проблем научное обоснование работы с детьми и подростками с так называемым отклоняющимся поведением («трудными» деть­ми).

Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и технологические разработки перевоспитания лиц, находящихся в местах заключения за совершенные преступления. Поле ее научных поисков лежит в области исправления антисоциальных форм поведения детей и взрослых и включения их в жизнь общества.

В этой группе научно-педагогических дисциплин проблемы гуманитарности особенно очевидны, поскольку обучаемый (воспи­танник) изначально принимается как данность; содержание, ме­тоды и организационные формы работы разрабатываются с уче­том специфических проблем обучаемых или воспитанников.

Социальная педагогика изучает факторы, условия и общие за­кономерности социализации, проблемы педагогической работы с представителями разных социальных групп (инвалидами, безра­ботными, беженцами) в различных организациях (закрытых уч­реждениях, детских общественных организациях, клубах, времен­ных детских объединениях), а также теоретические и технологи­ческие вопросы оказания индивидуальной помощи (например, семьям, испытывающим затруднения в воспитании детей). Соци­альная педагогика выполняет объединяющую роль по отноше­нию к самым разным педагогическим дисциплинам. Она служит базой для разработки проблем педагогики дополнительного об­разования, коррекционной, конфессиональной, исправительно-трудовой, отраслевой (военной, инженерной) педагогики, андрагогики.

Многие отрасли педагогического знания пересекаются, тесно взаимодействуют друг с другом. Это обусловлено общим объектом их исследования, гуманитарной сущностью педагогического знания. Педагогические науки образуют систему взаимосвязанных элементов, не теряя при этом своей специфики.

В рамках каждой педагогической дисциплины существует и разрабатывается множество концепций, подходов, определяющих специфику применяемых педагогических средств и особенности профессионально-педагогической деятельности. Гуманитарные установки педагога в этой области предполагают, прежде всего, четкое самоопределение в этом многообразии, что определяет направление профессионального саморазвития и терпимое отношение к иным способам осуществления педагогической деятельности.

При этом способы реализации педагогом своего потенциала в профессиональной сфере не должны противоречить правовым нормам. Так, реализация идей конфессиональной педагогики в светском образовательном учреждении не только не даст положительного результата в силу принципиально разных теоретических оснований педагогической дея­тельности, но и является противоправной в том, что касается религиоз­ного воспитания.

В структуре педагогики постоянно возникают новые дисциплины. Сравнительно недавно в самостоятельные научные дисцип­лины выделились методология педагогики, этнопедагогика, пе­дагогическая технология, андрагогика.

Современная педагогическая наука находится в стадии интен­сивного развития и потому ее структуру нельзя рассматривать как окончательно устоявшуюся. Педагогическое знание открыто для постоянного пополнения. Источниками его пополнения выступают как постоянно меняющаяся социокультурная действительность, так и другие отрасли научного знания.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.