Профессиональная деятельность и личность педагога Работа учителя на виду у всех, она лишена ореола таинственности, особенности, исключительности. Поэтому, как и всякая другая массовая профессия, учительская деятельность не является престижной. Однако каждый человек из множества учителей на всю жизнь запоминает одного-двух — тех, кто сыграл особую роль в его судьбе, кто поразил его воображение, поддержал в трудную минуту, помог открыть жизненное призвание. Таких учителей единицы, и этим педагогическая профессия уникальна. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что нет строго определенных биологических предпосылок этой профессии. В то же время было бы неверно полностью игнорировать индивидуальные особенности, от которых зависят выбор профессии, закрепление в ней определенных стереотипов, формирование индивидуального стиля деятельности. Учителем нельзя работать в следующих случаях: · при слабом здоровье и пониженном иммунитете — находясь в постоянном контакте с большим количеством людей (детей, их родителей, коллег-педагогов), человек постоянно подвергается риску инфекционного заболевания; · при плохой дикции и слабом голосовом аппарате — именно голос называют «основным педагогическим инструментом», нет никаких перспектив педагогической деятельности при серьезных дефектах дикции; · при неспособности устанавливать контакт с людьми — тот, кто с трудом общается с другими людьми, кто чувствует себя комфортно только в работе с бумагой, компьютером, цифрами, все свои силы будет тратить не на профессиональную деятельность, а на преодоление своего дискомфорта; · если люди, младшие или старшие, вызывают стойкую неприязнь или постоянно раздражают — в этом случае педагогическая деятельность может привести к нервным срывам, депрессии, болезни; учителю необходимо всю жизнь учить и учиться, поскольку это и есть существо его профессии. Представляя идеального учителя XX в., В.И.Андреев характеризует его как личность интеллигентную, духовно богатую, творческую, свободную, гуманную, граждански активную, конкурентоспособную и как человека культуры. Основные профессионально-значимые свойства могут быть объединены в блоки, каждый из которых представляет собой систему взаимосвязанных компонентов. В исследовании Н.К.Сергеева было выделено четыре таких блока: 1. система мировоззренческих установок, нравственных и других свойств личности, выражающая ее отношение к педагогической профессии, личностную и профессиональную жизненную позицию; 2. индивидуально-типологические свойства и характеристики личности учителя, обусловливающие специфически личностную реализацию мировоззренческих установок, отношений и мотивов деятельности и поведения педагога в различных ситуациях жизнедеятельности, профессионального труда; 3. система умений и навыков, необходимых для организации целостного процесса развития личности, реализации в педагогической деятельности своей профессиональной и личностной позиции; 4. система знаний как целостная научная картина профессионально-педагогической деятельности. Каждый последующий блок профессиональных свойств включен в предыдущий, что отражает их иерархическую соподчинен-ность — то обстоятельство, что качественное формирование и развитие компонентов более высокого в «личностном» измерении уровня невозможно без освоения предыдущих. Профессионально-личностная позиция, как видно из модели, является ведущим свойством, определяющим деятельность, поведение и общение педагога. Для него выбор своей позиции — это выбор профессионального стиля, собственного «лица» во взаимоотношениях с учеником или воспитанником, его родителями, коллегами, руководством. Субъектная профессионально-педагогическая позиция понимается как система доминирующих ценностно-смысловых отношений педагога к социокультурному окружению, самому себе и своей деятельности. Гуманитарность в структуре профессиональной позиции педагога выполняет посредническую функцию в смысловом диалоге педагога с воспитанником и определяет его готовность отказаться от количественной оценки по принципу «лучше — хуже», «больше — меньше», «сильнее — слабее», от монополии на обладание истиной и профессионального догматизма. Изменяя свою принимающую систему и воспринимаемую информацию, педагог оказывается способным к саморазвитию и развитию коммуникативной профессиональной культуры. Гуманитарность как способность педагога к рефлексивному диалогу с ребенком способствует развитию профессионально-значимых качеств во взаимном влиянии друг на друга. Индивидуальные свойства, определяющие, по мнению многих исследователей, успешность педагога: - перцептивные способности — профессиональную зоркость, эм-патию (как способность сочувствия, понимания состояния воспитанников), педагогическую интуицию; - коммуникативность — расположенность к людям, доброжелательность, общительность, распределенность внимания, принятие (по определению К. Роджерса) ребенка таким, каков он есть; - конгруэнтность — соответствие позиции воспитанников, искренность и открытость им, оптимистическое прогнозирование; - креативность — не только способность к творчеству, но и быстроту реакции в нестандартных ситуациях; своего рода артистизм; способность увлекать, реагировать с юмором; - суггестивность — умение воздействовать на эмоциональную сферу воспитанников, создавать благоприятную атмосферу; доброжелательный микроклимат; эмоциональную устойчивость (способность владеть собой); - терпимость, толерантность — принятие права ребенка на несовпадающее с позицией педагога собственное мнение, права на ошибку; - способность к рефлексии — как самоанализ своего поведения, самоконтроль в процессе общения, так и помощь воспитанникам в осмыслении того, что происходит с ними. Гуманитарно-ориентированный педагог принимает «инакость» как объективную реальность, данность; он способен к рациональному компромиссу, к достижению консенсуса, к утверждению согласованных норм взаимоотношений, к гибкости в профессиональной деятельности, поведении и отношениях. Ему свойственна предрасположенность к разумности, терпимости к инакомыслию, тактичности, взвешенности, критичности. Эти способности обусловливаются гуманитарной позицией педагога, который помогает ребенку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста». Недаром К. Роджерс назвал его «фасилитатором» (помогающим). В сложных условиях фасилитатор стремится оказать педагогическую помощь в развитии ребенка, он сопереживает ребенку и открыто выражает свои чувства. Все свойства, необходимые гуманитарно-ориентированному педагогу, объединяет чувствительность к растущему человеку. Можно еще говорить о фасилитаторской (помогающей) способности педагога как о сочетании пяти искусств: искусства уважения, понимания, помощи и поддержки, искусства договора, искусства быть самим собой (С.Л.Братченко). Почти каждую способность, у человека особенно развитую, можно использовать как основу педагогического стиля: - увлеченность наукой — для углубленного обучения учеников своему предмету, организации их научно-исследовательской деятельности, принятия того факта, что у конкретного ученика другое увлечение; - занятие каким-либо видом искусства — для создания эмоционально насыщенной атмосферы, в которой только и может человек чувствовать себя комфортно; для заботы об эмоциональном комфорте своих учеников; - спортивное развитие — для вовлечения детей в физкультурно-массовую работу, формирования у них их волевых свойств, устойчивости, саморегуляции; - способности к общению — для создания атмосферы толерантности, взаимного уважения детей в классе. Так же, как и функции (см. тему 1.1), необходимые педагогу способности можно разделить на две группы: 1) присущие людям других профессий, но особенно значимые для эффективной деятельности педагога (об этой группе способностей уже говорилось выше); 2) специфические именно для педагогической деятельности. Ко второй группе относятся: - организаторское чутье; способность учитывать психологические особенности обучаемого, класса, группы при построении педагогического взаимодействия; умение видеть организаторские возможности других людей, их субъектные свойства; - способность вести за собой; создавать мотивацию к деятельности; увлекать ее перспективами, мотивировать на собственное развитие; - возможность «заражать» и заряжать других своей энергией, которая во многом зависит от эмоционального потенциала педагога, его увлеченности своей деятельностью; - склонность, готовность к организаторской деятельности, зависящая от внутренней активности личности педагога'. Умения и навыки составляют педагогическую технику и определяют форму организации профессиональной деятельности, поведения и общения педагога. Выделяются следующие две группы педагогических умений: 1. умения управлять собой — владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи; 2. умения взаимодействовать в процессе решения педагогических задач — дидактические (обучающие), организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия. Первая группа умений подразделяется на психотехнические умения: владение собой, своим телом, способами релаксации (расслабления) для снятия физического и психического напряжения, способами эмоциональной саморегуляции, вытеснения отрицательных эмоций и замены их положительными, способами создания рабочего творческого самочувствия; средства выразительности: вербальные (эмоциональность, образность, интонационная выразительность, ритм и темп речи, точность и языковая грамотность, четкость, дикция) и невербальные (владение мимикой, жестами, движениями, способствующими адекватной передаче мыслей и чувств). Вторую группу умений также можно разделить на следующие подгруппы по компонентам педагогической деятельности. Это: · диагностические умения изучения и анализа педагогической ситуации (обучающей, воспитывающей, межличностного и группового взаимодействия), а также результатов педагогического взаимодействия; · умения целеполагания — постановки целей (обучения, воспитания, развития) и их конкретизации в системе задач; · отбор и конструирование соответствующих содержания, организационных форм и методов обучения и воспитания, создание условий педагогического взаимодействия; · организация педагогического взаимодействия (обучающего, воспитывающего, развивающего); · умения обратной связи, оценки текущих результатов деятельности и их коррекции. Знания учителя обращены, с одной стороны, к науке, предмет которой он преподает; с другой стороны — к учащимся, которые их приобретают. Содержание профессиональных знаний составляет знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики и психологии. Требования к ним определяются Государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности и квалификационными характеристиками по должностям педагогов. Система психолого-педагогических знаний учителя включает в себя несколько блоков: особенности педагогической деятельности, ее структуры, требований, которые она предъявляет к личности педагога; знание психолого-педагогических основ обучения; владение психолого-педагогическими основами общения, теоретическими основами процесса воспитания и способами организации воспитательного процесса в образовательном учреждении. Специфика педагогической деятельности требует от учителя целой системы общекультурных, специальных, психолого-педагогических знаний. Профессиональное знание педагога характеризуется комплексностью (что требует умения синтезировать изучаемые науки) и личностной окрашенностью (когда учитель сообщает ученикам свое отношение к преподаваемому: «Я думаю...», «Мне представляется...»). Исследователи подчеркивают, что эмоции обеспечивают взаимосвязь между индивидуально-личностными характеристиками педагога и выполняемой работой, его самореализацию в этом процессе как целостного человека. Гуманитарность педагога в этом отношении раскрывается как дискуссионность, как общение с целью восстановления, передачи, истолкования, сопоставления различных точек зрения. Дискуссия (от лат. dscusso — рассмотрение, исследование) — не спор или диспут, а коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. В дискуссии участники обсуждения (все вместе и каждый в отдельности) изначально отказываются от монополии на истину, понимая, что каждый из них может видеть лишь отдельные аспекты проблемы, а все вместе они способны воспринять ее комплексно и найти оптимальное решение, консенсус. В таких формах обсуждения «истолкование мира осуществляется в ходе деятельностно-озабоченного отношения к нему как к сподручному» (Д.Риккерт), самореализация педагога проявляется в профессиональном творчестве как способности преобразовывать нестандартные производственные ситуации в социально и личностно значимых целях, находить оптимальные варианты их решений; как самостоятельности в определении проблем; как гибкости (способности к быстрой перестройке деятельности, поведения и отношений); как способности к выдвижению и реализации новых идей, к созданию творческой атмосферы; как стремления к самосовершенствованию. |