МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Профессиональная деятельность и личность педагога





Работа учителя на виду у всех, она лишена ореола таинствен­ности, особенности, исключительности. Поэтому, как и всякая другая массовая профессия, учительская деятельность не являет­ся престижной. Однако каждый человек из множества учителей на всю жизнь запоминает одного-двух — тех, кто сыграл особую роль в его судьбе, кто поразил его воображение, поддержал в трудную минуту, помог открыть жизненное призвание. Таких учителей еди­ницы, и этим педагогическая профессия уникальна.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что нет строго определенных биологических предпосылок этой профессии. В то же время было бы неверно полностью игнорировать ин­дивидуальные особенности, от которых зависят выбор профес­сии, закрепление в ней определенных стереотипов, формирова­ние индивидуального стиля деятельности.

Учителем нельзя работать в следующих случаях:

· при слабом здоровье и пониженном иммунитете — находясь в постоянном контакте с большим количеством людей (детей, их родителей, коллег-педагогов), человек постоянно подвергается риску инфекционного заболевания;

· при плохой дикции и слабом голосовом аппарате — именно голос называют «основным педагогическим инструментом», нет ника­ких перспектив педагогической деятельности при серьезных де­фектах дикции;

· при неспособности устанавливать контакт с людьми — тот, кто с трудом общается с другими людьми, кто чувствует себя ком­фортно только в работе с бумагой, компьютером, цифрами, все свои силы будет тратить не на профессиональную деятельность, а на преодоление своего дискомфорта;

· если люди, младшие или старшие, вызывают стойкую неприязнь или постоянно раздражают — в этом случае педагогическая дея­тельность может привести к нервным срывам, депрессии, болез­ни; учителю необходимо всю жизнь учить и учиться, поскольку это и есть существо его профессии.

Представляя идеального учителя XX в., В.И.Андреев харак­теризует его как личность интеллигентную, духовно богатую, твор­ческую, свободную, гуманную, граждански активную, конкурен­тоспособную и как человека культуры. Основные профессиональ­но-значимые свойства могут быть объединены в блоки, каждый из которых представляет собой систему взаимосвязанных компо­нентов. В исследовании Н.К.Сергеева было выделено четыре таких блока:

1. система мировоззренческих установок, нравственных и других свойств личности, выражающая ее отношение к педагогической профессии, личностную и профессиональную жизненную пози­цию;

2. индивидуально-типологические свойства и характеристики лич­ности учителя, обусловливающие специфически личностную реализацию мировоззренческих установок, отношений и мотивов деятельности и поведения педагога в различных ситуациях жизне­деятельности, профессионального труда;

3. система умений и навыков, необходимых для организации це­лостного процесса развития личности, реализации в педагогичес­кой деятельности своей профессиональной и личностной пози­ции;

4. система знаний как целостная научная картина профессиональ­но-педагогической деятельности.

Каждый последующий блок профессиональных свойств вклю­чен в предыдущий, что отражает их иерархическую соподчинен-ность — то обстоятельство, что качественное формирование и развитие компонентов более высокого в «личностном» измерении уровня невозможно без освоения предыдущих.



Профессионально-личностная позиция, как видно из модели, является ведущим свойством, определяющим деятельность, по­ведение и общение педагога. Для него выбор своей позиции — это выбор профессионального стиля, собственного «лица» во взаимо­отношениях с учеником или воспитанником, его родителями, коллегами, руководством.

Субъектная профессионально-педагогическая позиция пони­мается как система доминирующих ценностно-смысловых отно­шений педагога к социокультурному окружению, самому себе и своей деятельности.

Гуманитарность в структуре профессиональной позиции педа­гога выполняет посредническую функцию в смысловом диалоге педагога с воспитанником и определяет его готовность отказаться от количественной оценки по принципу «лучше — хуже», «боль­ше — меньше», «сильнее — слабее», от монополии на обладание истиной и профессионального догматизма. Изменяя свою прини­мающую систему и воспринимаемую информацию, педагог ока­зывается способным к саморазвитию и развитию коммуникатив­ной профессиональной культуры.

Гуманитарность как способность педагога к рефлексивному диалогу с ребенком способствует развитию профессионально-зна­чимых качеств во взаимном влиянии друг на друга.

Индивидуальные свойства, определяющие, по мнению многих исследователей, успешность педагога:

- перцептивные способности — профессиональную зоркость, эм-патию (как способность сочувствия, понимания состояния вос­питанников), педагогическую интуицию;

- коммуникативность — расположенность к людям, доброжела­тельность, общительность, распределенность внимания, приня­тие (по определению К. Роджерса) ребенка таким, каков он есть;

- конгруэнтность — соответствие позиции воспитанников, искренность и открытость им, оптимистическое прогнозирование;

- креативность — не только способность к творчеству, но и бы­строту реакции в нестандартных ситуациях; своего рода артис­тизм; способность увлекать, реагировать с юмором;

- суггестивность — умение воздействовать на эмоциональную сфе­ру воспитанников, создавать благоприятную атмосферу; добро­желательный микроклимат; эмоциональную устойчивость (способ­ность владеть собой);

- терпимость, толерантность — принятие права ребенка на несовпадающее с позицией педагога собственное мнение, права на ошибку;

- способность к рефлексии — как самоанализ своего поведения, самоконтроль в процессе общения, так и помощь воспитанникам в осмыслении того, что происходит с ними.

Гуманитарно-ориентированный педагог принимает «инакость» как объективную реальность, данность; он способен к рациональ­ному компромиссу, к достижению консенсуса, к утверждению согласованных норм взаимоотношений, к гибкости в профессио­нальной деятельности, поведении и отношениях. Ему свойствен­на предрасположенность к разумности, терпимости к инакомыс­лию, тактичности, взвешенности, критичности.

Эти способности обусловливаются гуманитарной позицией педагога, который помогает ребенку в процессе развития, об­легчает «трудную работу роста». Недаром К. Роджерс назвал его «фасилитатором» (помогающим). В сложных условиях фасилитатор стремится оказать педагогическую помощь в развитии ре­бенка, он сопереживает ребенку и открыто выражает свои чув­ства.

Все свойства, необходимые гуманитарно-ориентированному педагогу, объединяет чувствительность к растущему человеку.

Можно еще говорить о фасилитаторской (помогающей) спо­собности педагога как о сочетании пяти искусств: искусства ува­жения, понимания, помощи и поддержки, искусства договора, искусства быть самим собой (С.Л.Братченко).

Почти каждую способность, у человека особенно развитую, можно использовать как основу педагогического стиля:

- увлеченность наукой — для углубленного обучения учеников своему предмету, организации их научно-исследовательской дея­тельности, принятия того факта, что у конкретного ученика дру­гое увлечение;

- занятие каким-либо видом искусства — для создания эмо­ционально насыщенной атмосферы, в которой только и может человек чувствовать себя комфортно; для заботы об эмоциональ­ном комфорте своих учеников;

- спортивное развитие — для вовлечения детей в физкультур­но-массовую работу, формирования у них их волевых свойств, устойчивости, саморегуляции;

- способности к общению — для создания атмосферы толеран­тности, взаимного уважения детей в классе.

Так же, как и функции (см. тему 1.1), необходимые педагогу способности можно разделить на две группы:

1) присущие людям других профессий, но особенно значимые для эффективной деятельности педагога (об этой группе способ­ностей уже говорилось выше);

2) специфические именно для педагогической деятельности.
Ко второй группе относятся:

- организаторское чутье; способность учитывать психологиче­ские особенности обучаемого, класса, группы при построении педагогического взаимодействия; умение видеть организаторские возможности других людей, их субъектные свойства;

- способность вести за собой; создавать мотивацию к деятельно­сти; увлекать ее перспективами, мотивировать на собственное развитие;

- возможность «заражать» и заряжать других своей энергией, которая во многом зависит от эмоционального потенциала педа­гога, его увлеченности своей деятельностью;

- склонность, готовность к организаторской деятельности, зави­сящая от внутренней активности личности педагога'.

Умения и навыки составляют педагогическую технику и опре­деляют форму организации профессиональной деятельности, по­ведения и общения педагога.

Выделяются следующие две группы педагогических умений:

1. умения управлять собой — владение своим телом, эмоцио­нальным состоянием, техникой речи;

2. умения взаимодействовать в процессе решения педагогичес­ких задач — дидактические (обучающие), организаторские уме­ния, владение техникой контактного взаимодействия.

Первая группа умений подразделяется на психотехниче­ские умения: владение собой, своим телом, способами релаксации (расслабления) для снятия физического и психического напря­жения, способами эмоциональной саморегуляции, вытеснения от­рицательных эмоций и замены их положительными, способами создания рабочего творческого самочувствия; средства выразитель­ности: вербальные (эмоциональность, образность, интонацион­ная выразительность, ритм и темп речи, точность и языковая грамотность, четкость, дикция) и невербальные (владение мимикой, жестами, движениями, способствующими адекватной передаче мыслей и чувств).

Вторую группу умений также можно разделить на следую­щие подгруппы по компонентам педагогической деятельности. Это:

· диагностические умения изучения и анализа педагогической ситуации (обучающей, воспитывающей, межличностного и груп­пового взаимодействия), а также результатов педагогического взаимодействия;

· умения целеполагания — постановки целей (обучения, воспи­тания, развития) и их конкретизации в системе задач;

· отбор и конструирование соответствующих содержания, орга­низационных форм и методов обучения и воспитания, создание условий педагогического взаимодействия;

· организация педагогического взаимодействия (обучающего, воспитывающего, развивающего);

· умения обратной связи, оценки текущих результатов деятель­ности и их коррекции.

Знания учителя обращены, с одной стороны, к науке, пред­мет которой он преподает; с другой стороны — к учащимся, ко­торые их приобретают. Содержание профессиональных знаний со­ставляет знание преподаваемого предмета, его методики, педаго­гики и психологии. Требования к ним определяются Государствен­ным стандартом высшего профессионального образования по спе­циальности и квалификационными характеристиками по долж­ностям педагогов.

Система психолого-педагогических знаний учителя включает в себя несколько блоков: особенности педагогической деятельно­сти, ее структуры, требований, которые она предъявляет к лич­ности педагога; знание психолого-педагогических основ обучения; владение психолого-педагогическими основами общения, теоре­тическими основами процесса воспитания и способами организа­ции воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Специфика педагогической деятельности требует от учителя целой системы общекультурных, специальных, психолого-педа­гогических знаний. Профессиональное знание педагога характе­ризуется комплексностью (что требует умения синтезировать изу­чаемые науки) и личностной окрашенностью (когда учитель со­общает ученикам свое отношение к преподаваемому: «Я думаю...», «Мне представляется...»).

Исследователи подчеркивают, что эмоции обеспечивают взаи­мосвязь между индивидуально-личностными характеристиками педагога и выполняемой работой, его самореализацию в этом процессе как целостного человека. Гуманитарность педагога в этом отношении раскрывается как дискуссионность, как общение с целью восстановления, передачи, истолкования, сопоставления различных точек зрения.

Дискуссия (от лат. dscusso — рассмотрение, исследование) — не спор или диспут, а коллективное обсуждение какого-либо спорно­го вопроса, проблемы. В дискуссии участники обсуждения (все вме­сте и каждый в отдельности) изначально отказываются от монопо­лии на истину, понимая, что каждый из них может видеть лишь отдельные аспекты проблемы, а все вместе они способны воспри­нять ее комплексно и найти оптимальное решение, консенсус.

В таких формах обсуждения «истолкование мира осуществляет­ся в ходе деятельностно-озабоченного отношения к нему как к сподручному» (Д.Риккерт), самореализация педагога проявляет­ся в профессиональном творчестве как способности преобразовы­вать нестандартные производственные ситуации в социально и личностно значимых целях, находить оптимальные варианты их решений; как самостоятельности в определении проблем; как гиб­кости (способности к быстрой перестройке деятельности, пове­дения и отношений); как способности к выдвижению и реализа­ции новых идей, к созданию творческой атмосферы; как стремле­ния к самосовершенствованию.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.