I. Пространственно-различительная деятельность сохранных анализаторов 1. Исследование развития зрительного восприятия. А. Овладение сенсорными эталонами. Оборудование: набор фигур различного цвета, формы, величи- ны. Задания: - назови известные тебе геометрические фигуры; - отбери только круг, квадрат, треугольник и др.; - выложи фигуры в ряд так, чтобы сначала были большие фигу ры, за ними - меньшие, затем самые маленькие; - какого цвета эти фигуры? Найди одинаковые по цвету. Б. Зрительное восприятие предметов и соотнесение их с изображением на рисунке. Оборудование: набор картинок, изображающих предметы окружающего пространства в цвете, силуэте, контуре (мебель, игрушки, гюсуда). Задания: - внимательно осмотри комнату; назови какие предметы в ней находятся; - найди эти предметы на картинках; - что еще узнал на картинках? В. Восприятие пространственной перспективы в реальной жизни и на рисунке. Оборудование: цветные картинки с изображением предметов в перспективе. © Президентская программа "Дети России", 1995 © Полпрограмма 'Дети - шшллпдм" 1995 Me й университет семьи и ребенка имени Рауля Валлснберга Специальные коррекпиопные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения Задания: - покажи что находится ближе к тебе, дальше (стол или шкаф); - какие предметы на картинке находятся ближе, какие дальше, как это определил? 2. Исследование развития слухового анализатора. А. Локализация источника звука. Оборудование: звучащие предметы - колокольчики, погремушки. Задания: - укажи рукой, где звучит колокольчик, покажи его движение; - запомни, как двигался колокольчик, а когда он замолчит, по кажи его рукой. Предлагаются самые простые перемещения: вправо, влево, вверх, вниз. Частичновидящие выполняют задания с закрытыми глазами. Б. Слуховые представления, наполняющие пространство. Оборудование: набор пластинок «Театральные шумы». Задания: - угадай, что я делаю (переливание воды из чашки в чашку); - узнай, какие животные и птицы у нас в гостях (звукоподражание голосам животных, прослушивание записи на пла стинках). В. Узнавание на слух действий, совершаемых человеком. Задание: Поиграем в прятки с мишуткой. Он непоседа, он все время чем-то занят. Угадай, чем занят он сейчас. (Педагог передвигает стул, закрывает дверь, листает книжку, имитирует настроение голосом.) 3. Исследование развития осязательного восприятия и мелкой моторики руки. А. Способ и культура осязания. Проверяется в наблюдении за деятельностью ребенка со знакомыми и незнакомыми предметами. Б. Узнавание различных поверхностей. Оборудование: мелкие предметы и игрушки, сделанные из различных материалов (ткань, дерево, стекло, металл, пластмасса). Задания: - игра «Чудесный мешочек». В мешочке находятся различные мелкие предметы. Узнай игрушку и скажи, из чего она сделана; - игра «Домино». Посмотри здесь разные поверхности. Давай будем искать одинаковые. В. Узнавание и различение с помощью осязания геометрических форм. Оборудование: вкладыши геометрических фигур. Задание: Мы попали в волшебную страну геометрических фигур. Узнай их, назови, найди каждой свое место. Г. Владение карандашом, кистью, ножницами. Ребенку предлагается нарисовать забор, мяч, дом карандашом и кистью раскрасить. Вырезать салфетку для Мишутки. Д. Сила и точность мелкой мускулатуры руки. Ребенку предлагаются различные игры пальчиками поочередно на каждой руке, застежки, шнуровки, завязки. 4. Исследование развития обоняния: , Оборудование: набор различных запахов. Задания: - узнай по запаху, кто это; - покажи рукой, откуда ты чувствуешь запах. |