II. Представления о предметах, наполняющих замкнутое пространство Оборудование: предметы, игрушечной мебели, рельефные картинки, соответствующие предметам, находящимся в комнате*. Задания: - мы в гостях у кукол; рассмотри их мебель, скажи, как называ ется каждый предмет; oi pjMMd "Дим 1'otuin", 1995 © П имрофамма "Дегн - инвалиды", 1995 Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения - сделай для них комнату в коробке; слева поставь кровать, справа - шкаф, посредине - предмет, который представляет собой деревянную крышку на четырех ножках; - скажи, какие настоящие предметы, находящиеся в комнате, похожи на предметы кукольной мебели; - найди в комнате предмет, у которого была бы спинка, сиденье и четыре ножки; - рассмотри картинку, назови предметы, которые тебе знакомы. III. Ориентировка на своем теле и телах близких людей, ориентировка в микропространстве Оборудование: мелкие предметы, лист бумаги или фланелеграф. Задания: /. Называние и показ частей собственного тела и лица: - назови и покажи части твоего тела и лица; - покажи и назови то же на кукле. 2. Пространственные понятия: - определи различные стороны относительно себя; покажи пра вую (левую) руку; - скажи, что впереди тебя (сзади, сверху, снизу); - покажи направления от себя: вперед-впереди, назад-сзади, на право-справа (игры «Куда бросили мяч?», «Найди соседа»); - определи расположение предметов относительно себя - впере ди, перед, за, сзади, слева, вверху (игра «Отыщи игрушку»); - определи, чей мяч укатился дальше (узнают по звуку), игра «Кто ближе к домику?»; - поставь игрушку на стол, под стол и т. д. 3. Ориентировка на плоскости листа. - разложи предметы по порядку слева направо; - нарисуй линии сверху вниз. 4. Ориентировка на плоскости стола: © Прсндсшскоя "Р<"рамма " | - найди середину стола, расставь предметы по краям стола, по кажи углы; - накрой стол для кукол (для обеда, для чая); скажи, где стоит чашка, где лежит ложка. IV. Представления об окружающем пространстве IЗадания: I' - опиши свою комнату. (Правильность рассказа подтверждается родителем, а также выясняется умение ориентироваться в домашних условиях и владение способами безопасного и легкого передвижения); - расскажи, где расположены групповые помещения (игровая комната, спальня, туалет, раздевалка); - игра «Найди свой шкафчик (кровать, полотенце, любимую иг рушку)». V. Проявление интереса к пространству фиксируется в ходе наблюдений. VI. Исследование общей моторики, особенностей позы и походки, » навыков совместной ориентировки со зрячими. В ходе наблюдений и бесед с медперсоналом выясняется состояние общей координации ребенка, особенности его передвижения, нарушение позы и наличие навязчивых движений, страха пространства. Ребенку предлагается пройти прямо, повернуться, нагнуться, присесть, найти игрушку. Следует включать ребенка в игровую ситуацию и трудовую деятельность. Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995 Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга ПРИЛОЖЕНИЕ 2 КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ |