Пространственная ориентировка Раздел I. Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению ориентировке. 1. Ориентировка при помощи остаточного зрения: A. Овладение сенсорными эталонами: - цвета, - формы, - величины. Б. Зрительное восприятие предметов и соотнесение их сизображениями на рисунке: - узнавание натуральных предметов, наполняющих знакомое ре бенку пространство; - узнавание изображений предметов в цвете, контуре исилуэте, их соотнесение. B. Владение нестереоскопическими способами изображения пространства: - оценка удаленности предметов в реальной жизни ина рисун ке. 2. Ориентировка при помощи слуха: А. Локализация источника звука с указанием его направления. © Прсшлсшскам профамма "Дсш России", 1995 Специальные коррекционныс программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения Б. Слуховые представления, наполняющие пространство: - журчание воды, - шум машин, ветра, дождя, - голоса домашних животных и птиц. В. Узнавание на слух действий, совершаемых человеком: - открывание и закрывание двери, - передвигание стула, - действия с игрушкой (кубики, пирамидки, таймер), - определение настроения по интонации. 3. Ориентировка при помощи осязания и развития мелкой мо-\%порики руки: A. Способ осязания: - одной или двумя руками, - ладонью, - пальцами. Б. Культура осязания:- ■ - планомерность или хаотичность восприятия, - активность или пассивность. B. Узнавание различных поверхностей и материалов: - дерево, - ткань, - бумага, - металл, - стекло, - пластмасса. Г. Узнавание и различение с помощью осязания различныхгеометрических форм: - квадрат, -круг, ~ треугольник, - прямоугольник, - овал. Д- Владение карандашом, ножницами, кистью. © Подпрофамма "Дсги - инвалиды", 1995 Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга Е. Сила и точность мелкой мускулатуры: - умение совершать мелкие движения пальцами левой и правой руки (умение застегивать, завязывать, шнуровать); - умение контролировать собственные движения. 4. Ориентировка при помощи обоняния: - узнавание запахов, - локализация запахов. Примечание. В процессе обследования уточняется, какой из анализаторов является у ребенка ведущим, в какой мере он использует одновременно сохранные анализаторы. Раздел II. Ориентировка на своем теле, телах близких людей и в микропространстве. 1. Узнавание частей тела, название, показ. 2. Способность к выполнению заданий, требующих осознанного понимания пространственных понятий: А. От себя: - слева, - справа, - вверху, - внизу, - между, - над, под, - в один ряд, в два ряда. Б. От предмета: - слева, - справа и т. д. 3. Ориентировка на плоскости листа: - верх-низ, - слева-справа, - раскладывание предметов по порядку слева направо, - рисование в направлении сверху вниз. © Преждснгская программа "Дети России", 1995 Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения 4. Ориентировка на плоскости стола: - расположение предметов и воспроизведение узоров (сначала в центре, затем - по углам); - умение обращаться с предметами быта (сервировка стола, дей ствие с посудой и т. д.). |