СТРУКТУРА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ О СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ ПРИ НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ И ДРУГИХ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ Приказ Минздрава России от 28 декабря 1998г. №383 (Извлечение) Организация специализированной помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций органического и функционального генеза, внедрение принципов комплексной системы лечения и реабилитации — неотложная задача здравоохранения. Дети с выраженными нарушениями речи и других высших психических функций не могут успешно учиться, усваивать общеобразовательную программу, в связи с чем примерно 50 процентов стойко неуспевающих в начальных классах переводятся в категорию умственно отсталых. Особую клиническую сложность представляют больные с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы при поражениях левого полушария. По далеко не полным данным в России ежегодно регистрируется около 400 тыс. человек, перенесших инсульт, 30 процентов из них умирает. Из оставшихся в живых примерно 40 процентов страдают нарушениями высших психических функций, в том числе речи, которые, как правило, сочетаются с психическими расстройствами и нарушениями движений в правых конечностях, что в большинстве случаев приводит к тяжелой ин-валидизации. Как правило, больные не только теряют трудоспособность, они не в состоянии себя обслуживать, дезорганизуют жизнь всей семьи, поскольку требуют за собой со стороны родственников постоянного надзора и ухода. Органами управления здравоохранением и учреждениями здравоохранения проведена определенная работа по совершен- ствованию специализированной помощи лицам, страдающим различными нарушениями речи и других высших психических функций, органического и функционального генеза. В ряде поликлиник для детского и взрослого населения и ско-ропомощных неврологических, нейрохирургических отделениях больниц, психоневрологических диспансерах и других лечебно-профилактических учреждениях организованы логопедические кабинеты, восстановительные отделения. В Москве организована специализированная служба во главе с Центром патологии речи и нейрореабилитации, в котором проводится комплексное восстановительное лечение наиболее тяжелого контингента больных с нарушениями речи и других высших психических функций, возникших вследствие перенесенных инсультов, черепно-мозговых травм, нейроинфекций, страдающих логоневрозом (заиканием и др.), детей с задержками психо-речевого развития и др. Вместе с тем в целом по стране в организации специализированной помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций имеются серьезные недостатки. Имеющаяся сеть логопедических кабинетов не полностью удовлетворяет потребности населения, оснащение и оборудование их не соответствуют современным требованиям. Эпидемиологические исследования в регионах, позволяющие представить реальные показатели распространенности речевой патологии, не проводятся. В детских лечебно-профилактических учреждениях не уделяется должного внимания профилактике и выявлению речевых расстройств, не выделяются группы риска. Дети, нуждающиеся в специализированной помощи, через медико-педагогические комиссии направляются в образовательные учреждения, где практически отсутствует медицинская помощь. Недостаточно налажена взаимосвязь и преемственность между детской и взрослой логопедической службой, а также между учреждениями здравоохранения и образования. До сих пор не налажена четкая система подготовки, повышения квалификации и аттестации дефектологов, психологов и врачей, оказывающих помощь больным с нарушениями речи и других высших психических функций. Многие специалисты имеют недостаточную профессиональную подготовку. Не решены на должном уровне вопросы лицензирования, аттестации и сертификации учреждений и специалистов. С целью дальнейшего развития и совершенствования специализированной помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций Приказываю: 1. Ввести в действие: 1.1. Положение о логопеде (приложение П. 1 .2. Положение об организации работы логопедического каби-| нега (приложение 2). 1.2.1. Примерный перечень оборудования логопедического кабинета (приложение 3). 1.3. Положение об организации работы дневного стационара для больных с афазиями, дизартриями и логоневрозами (прило жение 4). 1.4. Положение об организации работы стационарного отде ления для лечения нарушений речи и других высших психичес ких функций (приложение 5). 1 .5. Положение об организации работы стационара на дому для больных с нарушениями речи и других высших психических функций (с последствиями перенесенных церебральных инсультов и тяжелых черепно-мозговых травм) (приложение 6). 1.6. Положение об организации работы Центра патологии речи и нейрореабилитации (приложение 7). 1.7. Штатные нормативы медицинского, педагогического и иного персонала психоневрологических учреждений и подразде лений по оказанию специализированной помощи больным с на рушениями речи и других высших психических функций (прило жение 8). 1.8. Программу подготовки на курсах тематического усовер шенствования специалистов по патологии речи и нейрореабили тации 1.9. Методические рекомендации «Организация специализи рованной службы по оказанию помощи больным с патологией речи (комплексная система лечения и нейрореабилитации)» (при ложение 10). 1.10. Нормы работы логопедов учреждений здравоохранения Российской Федерации (приложение 11). 1.11. Нормы нагрузки врачей-психиатров учреждений и подраз делений специализированной помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций (приложение 12). Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения см. также письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000г. № 2. 1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации: 2.1. Организовать деятельность специализированной службы помощи больным с нарушениями речи и других высших психи ческих функций в соответствии с документами, утвержденными настоящим приказом; 2.2. Организовать систематическую учебу медицинского, пе дагогического и другого персонала, участвующего в оказании спе циализированной помощи больным с нарушениями речи и дру гих высших психических функций. <...> <...> 4.1. Обеспечить регулярное обучение специалистов для логопедической службы в соответствии с программой подготовки на курсах их тематического усовершенствования по патологии речи и нейрореабилитации. <...> Министр В. И, Стародубов Приложение 1 к приказу Минздрава России от 28 декабря 1998 г. № 383 Положение о логопеде /. Общие положения 1.1. Логопед — специалист с высшим педагогическим дефек тологическим образованием по специальности логопедия, владе ющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, ин дивидуального и группового восстановительного обучения, тео ретическими и практическими знаниями в области дефектологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с тре бованиями квалификационной характеристики, и получивший сертификат по логопедии. 1.2. В своей работе руководствуется действующим законода тельством Российской Федерации по вопросам образования и ох раны здоровья граждан, приказами Минздрава России, Миноб разования России, органов управления образованием и здравоох ранением и настоящим Положением. 1.3. Подчиняется руководителю учреждения и его замести телю. 1.4. Назначается на должность и увольняется с должности в соответствии с действующим законодательством. Обязанности 2.1. Проводит диагностическое обследование больных с нару шениями речи и других высших психических функций. 2.2. Совместно с врачом составляет индивидуальные програм мы медицинской и педагогической реабилитации больных с на рушениями речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии, дислексии, дисграфии, заикание, задержки речевого развития и др.). 2.3. В соответствии с намеченными программами проводит индивидуальные и групповые занятия с больными. 2.4. По мере необходимости организует консультации с врача ми и другими специалистами. 2.5. Проводит консультативную работу с родственниками боль ных, в том числе в части рекомендаций относительно занятий с больными в домашних условиях. 2.6. Имеет график работы непосредственно с пациентами в со ответствии с действующими штатными нормами педагогической работы в учреждениях здравоохранения. Подготовка пособий, оформление документации, работа с родственниками, консультации со специалистами и другие виды деятельности осуществляются вне графика работы с пациентами. 2.7. Совместно с врачом участвует в ведении медицинской до кументации с записями содержания консультации, результатов логопедического (нейропсихологического) обследования, инди видуальной программы медицинской и педагогической реабили тации, информации о проведенных занятиях, этапных эпикризов с указанием динамики состояния пациента не реже одного раза в 10-12 дней, заключительного эпикриза. Ведет Дневник работы логопеда. 2.8. В конце календарного года представляет годовой отчет о работе главному логопеду органа управления здравоохранением. 2.9. Повышает свою квалификацию по дефектологии на цик лах усовершенствования не реже одного раза в 5 лет. 2.10. Внедряет в практику современные методы логопедичес кой помощи. Права 3.1. Принимает участие в совещаниях, научно-практических конференциях врачей и педагогических работников по профилю своей работы. 3.2. Участвует в работе общественных профессиональных орга низаций. Ответственность логопеда В случае нарушений прав граждан в области охраны здоровья, недобросовестного выполнения своих профессиональных обязанностей и нарушения педагогической этики несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской федерации. Руководитель Департамента организации медицинской помощи населению А.А. Карпеев Приложение 2 к приказу Минздрава России от 28 декабря 1998г. № 383 |